• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The organization of the health workers survey on satisfaction with social status and level of wages

Priority areas of development: sociology
2013
Department: Laboratory of Economic Problems in Health Care
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of research: doctors, middle and junior medical staff, other staff of medical facilities.

Goal of research: To identify the impact of the transition to an effective contract with health workers on their motivation, work practices and social status.

Empirical base of research: a survey of health workers conducted by the HSE with the organizational support of the Ministry of Health of Russia in 12 regions of the Russian Federation in September-October 2013. The total number of respondents was 4874 people, including 283 chief physicians, 1425 doctors, 1705 nurses, 717 nursing staff people, 744 other personnel of medical facilities.

Results of Research:

Nearly two-thirds of physicians (63%), the majority of nurses (53%) and other staff (53%) consider their profession prestigious. The estimates of prestige explicitly depend on the size of the salary paid and do not depend on the level of the professional category and type of medical facility. The most preferable factors raising the status of health worker are the decent wage (81% of respondents) and a decent pension (55%). But the second important factor for doctors is the legal protection of professional activity (54%).

The assessment of satisfaction of health workers by different aspects of activity shows that they are more satisfied with relationships with colleagues, managers, patients, as well as working hours than with the amount of wages, the volume of work, and the work organization.

The working time hours at the main place of work is 46 hours per week on average. As many as 20% of health workers have employment outside the main place of work, and the duration of the corresponding working time is more than 20 hours per week on average.

Medical professionals spent a great deal of their working time on the paperwork. This can take up to  55% of doctors' working time and 54% of the nursing time. Implementing electronic technologies for processing and documentation in health facilities did not radically changed the situation: doctors and nurses spent 29% of their time completing documents in an electronic format.

In general, 24% of doctors surveyed have said that they have used foreign languages in their work, but in the central hospitals, polyclinics and ambulance stations the share of such doctors is 2.5 times less. This is a worrying indicator of the level of qualification of doctors providing primary and secondary care, and of the extent to which the care provided lacks modern medical knowledge.

This survey data confirms that the Government's decision to raise significantly the wage of health workers by 2018 is timely as a noticeable improvement in the quality of their work is impossible without strengthening their motivation, and without decent pay for their labor. The inconsistency of the earnings in relation to the volume of the work (this was noted 62 % of respondents), the big difference in the wages of different categories of employees of medical facilities (35%) and under-estimation of the level of qualifications ( 32%) are currently the main factors of dissatisfaction with the organization of labor remuneration.

The modal group of medical personnel believe that the planned increase of wage is sufficient (39%). However, attention is drawn to a large proportion of those who believe that the planned increase is inadequate (28%), and to a large proportion of respondents who found it difficult to answer ( (34%). Apparently, this indicates that the majority of health workers have unrealistic expectations as to the real scale of wages in 2018, or are not sure that the declared increase will actually happen.

In the respondents' answers to the question of what part of the wages should grow faster, the modal response was the desire to see the base of the advancing growth compared with the challenging part of the wage . 56 % of health workers metioned this . A second common response was the same emphasis on the pace of both parts ( 27%). According to all categories of workers, the share of the base part of wage should reach an average of 62 %, i.e. 10% more in comparison to the existing situation. And the chief physicians are more vociferous in increasing the share of the basic wage (median 70%).

Most of the chief physicians (58%) supported the rationale of allocating a number of occupational groups of workers for whom the wage increase in the coming years should be faster; these are health care workers who provide emergency medical care, neurology, cardiology, pediatricians, general practitioners and surgeons.

Most of the respondents of all categories of health workers consider it possible to determine the parameters of volume and quality of their work (57% and 66 %, respectively ), and the doctors were convinced of these opportunities even more - 64 % and 70 %.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of Results:

The results of the survey can be used to identify the strategy of transition to effective contracts and for the improvement of organization work and remuneration of health workers.

Field of application: organization of work and remuneration in health facilities.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация проведения обследования медицинских работников по вопросам удовлетворенности социальным статусом и уровнем заработной платы

Приоритетные направления развития: социология
2013
Подразделение: Лаборатория экономических проблем здравоохранения

Объект исследования: врачи, средний и младший медицинский персонал, прочий персонал медицинских учреждений.

Цель работы: выявление воздействия перехода к эффективному контракту с медицинскими работниками на их трудовую мотивацию, трудовое поведение и социальный статус.

Эмпирическая база исследования: обследование медицинских работников, проведенное НИУ ВШЭ при организационной поддержке Минздрава России в 12 субъектах Российской Федерации в сентябре-октябре 2013 г. Общее число опрошенных составило 4874 человека, в т.ч. 283 главных врача, 1425 врачей, 1705 человек среднего медицинского персонала, 717 человек младшего медицинского персонала, 744 человек прочего персонала медицинских учреждений.

Результаты работы:

Почти две трети врачей (63%), большинство среднего медицинского персонала (53%) и прочего персонала медицинских учреждений (53%) считают свою профессию престижной. Причем оценки престижа явно зависят от размера получаемой зарплаты и не зависят от уровня профессиональной категории и типа лечебного учреждения.

Среди возможных материальных и нематериальных факторов повышения статуса работника системы здравоохранения явное предпочтение отдается достойной оплате труда (81% оппрошенных) и достойной пенсии (55%). Но для врачей вторым по значимости фактором является правовая защита профессиональной деятельности (54%).

Оценки удовлетворенности медицинских работников различными сторонами своего труда показывают, что отношения с коллегами, руководством, пациентами, а также режим рабочего времени намного больше устраивают медицинских работников, чем стороны непосредственной трудовой деятельности на рабочем месте (размер заработка, объемы выполняемой работы, организация труда). Промежуточное положение занимает удовлетворенность содержанием (сложностью) труда и условиями повышения квалификации. В отношении последнего наиболее ущемленными себя чувствует младший медицинский персонал.

Фактическая продолжительность рабочего времени по основному месту работы в неделю составляет в среднем 46 часов. При этом 20% медицинских работников имеют занятость вне основного места работы, а продолжительность соответствующего рабочего времени в среднем превышает 20 часов в неделю.

Медицинские работники очень большую часть своего рабочего времени тратят не на собственно оказание медицинской помощи, а на оформление документов. У врачей и на это уходит 55% их рабочего времени, у среднего медперсонала - 54%. Происходящие в отрасли процессы внедрения электронных технологий по обработке и оформлению документации пока радикально не меняют ситуации: на оформление документов в электронной форме тратится 29% времени врачей и среднего медперсонала.

В целом среди опрошенных врачей 24% ответили, что используют в своей работе иностранные языки, но при этом в центральных районных больницах, поликлиниках и станциях скорой помощи доля таких врачей в 2,5 раза меньше. Это очень тревожный показатель уровня квалификации врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, и степени соответствия этой помощи современным медицинским знаниям.

Данные проведенного обследования медицинских работников подтверждают, что принятое правительством решение о значительном повышении оплаты труда медицинским работникам к 2018 г. является своевременным, поскольку заметное улучшение качества их работы невозможно без усиления трудовой мотивации, без обеспечения достойной оплаты их труда. Несоответствие заработка объему выполняемой работы (это отметили 62% респондентов), большая разница в оплате у разных категорий работников медицинских организаций (35%) и недооценка уровня квалификации (32%) являются в настоящее время главными факторами неудовлетворенности организацией оплаты труда.

Модальные группы медицинского персонала считают предусмотренное повышение оплаты труда достаточным (в целом по выборке – 39%). Вместе с тем обращает на себя внимание как значительная доля тех, кто считает запланированное повышение недостаточным (28%), так и большая доля затруднившихся с ответом (34%). По всей видимости, это свидетельствует о том, что большая часть медицинских работников пока не очень реально представляют себе реальные масштабы заработной платы в 2018 г. или не уверены, что декларированное повышение действительно произойдет.

В ответах респондентов на вопрос, какая часть оплаты труда должна расти быстрее, модальным ответом стало желании видеть опережающий рост базовой части по сравнению со стимулирующей частью в оплате труда. За это выступают 56% медицинских работников. Вторым распространенным ответом стал акцент на одинаковые темпы указанных частей (27%). Доля базовой части, по мнению всех категорий должна составить в среднем 62%, т.е. на 10% больше по сравнению с имеющейся. Причем главврачи более активно выступают за повышение доли базовой части в оплате труда (медианное значение 70%).

Большая часть главврачей (58%) поддерживает целесообразность выделения ряда профессиональных групп работников, для которых повышение заработной платы в ближайшие годы должно быть более быстрым: медработникам, оказывающим скорую медицинскую помощь, неврологам, кардиологам, участковым врачам, педиатрам, врачам общей практики, медработникам хирургических специальностей.

Большая часть опрошенных среди всех категорий медицинских работников утвердительно отвечают на вопросы о возможности определения показателей объема и качества выполняемой работы (57% и 66% соответственно), причем среди врачей убежденных в таких возможностях еще больше – 64% и 70%.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты проведенного обследования могут быть использованы уточнения стратегии перехода к эффективному контракту и совершенствования организации и оплаты труда работников медицинских учреждений.

Область применения:

Организация и оплата труда в медицинских учреждениях.