• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация проведения обследования населения по вопросам медицинской профилактики и удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи

Приоритетные направления развития: менеджмент
2013
Подразделение: Лаборатория экономических проблем здравоохранения

Объект исследования: городское и сельское население страны в возрасте 16 лет и старше.

Цель работы: выявление отношения населения к мерам профилактики заболеваний, а также уровня удовлетворенности различными составляющими качества получаемой медицинской помощи.

Эмпирическая база исследования: опрос населения, проведенный по заказу НИУ ВШЭ Левада-центром в сентябре 2013 г. в 279 городах и сельских населенных пунктах России, расположенных в 62 субъектах Федерации. Выборка репрезентирует взрослое (16 лет и старше) население Российской Федерации. Объем выборки - 3302 респондента.

Результаты работы:

Основными источниками получения гражданами информации о профилактических мерах и здоровом образе жизни являются средства массовых коммуникаций – 88% тех, кто проявляет интерес к этой информации, получили ее через телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Четверть представителей этой группы (26%) узнают информацию по данной тематике через друзей, соседей, знакомых, и только 18% получают информацию о профилактике и здоровом образе жизни у медицинских специалистов.

Отношение населения к введению предупредительных надписей о вреде курения на упаковках сигарет остается скорее индифферентным – 40% не обращают на них никакого внимания. Большинство мер по борьбе с курением и злоупотреблением алкоголя находят поддержку среди основной массы населения (вне зависимости от наличия этих вредных привычек у россиян). Исключение составляют любые шаги по повышению цен на сигареты, крепкий или слабый алкоголь. Но все же более половины респондентов поддерживают и эти относительно непопулярные  меры.

Подавляющее большинство россиян (81%) согласны с мнением о необходимости регулярного прохождения диспансеризации. При этом за последние два года диспансеризацию прошли почти половина взрослого населения (46%), 27% менее года назад и 17% год назад. Пятая часть населения последний раз проходила диспансеризацию около трех и более лет назад, столько же никогда в своей жизни не участвовали в таком виде профилактического осмотра.

22% пациентам, прошедшим диспансеризацию, поставили диагноз и назначили амбулаторное лечение; для 6% - после постановки диагноза рекомендовали стационарное лечение.    

Среди имевших возможность пройти диспансеризацию, около 7% ответили, что за последние три года отказывались от предложения пройти диспансеризацию.

В течение последнего года сделать профилактическую прививку (в том числе от гриппа) предлагали 40% россиян. Среди тех, кому предложили, ее сделал лишь каждый второй. Чаще всего предложение по вакцинации получали молодые возрастные группы (16-24 года), среди которых значительная доля приходится на учащихся.

Население остается слабо информированным и пассивным в использовании возможностей созданных Центров здоровья: 11% знают и посещали такие центры, еще треть (33%) слышали о таких центрах, но не обращались в них. Больше половины населения (56%) о Центрах здоровья не информированы.

Качество медицинской помощи в представлении большинства россиян в первую очередь ассоциируется с положительными результатами лечения, позволившими достигнуть улучшения состояния здоровья, своевременностью оказанной помощи и отсутствием длительного ожидания при ее получении, а также наличием современного медицинского оборудования.

Основные направления улучшения качества медицинской помощи в целом соотносятся с тем, что понимает под качеством медицинской помощи большинство граждан. Половина опрошенных хотят видеть более добросовестное отношение врачей к своей работе. Вторыми по значимости оказались ожидания в отношении оснащенности лечебных учреждений и бригад скорой помощи и улучшении их лекарственного обеспечения.

Большинство опрошенных пациентов (не менее чем четверо из пяти) выразили высокий уровень удовлетворения  последним случаем оказанной им амбулаторной и скорой медицинской помощи, не менее девяти из десяти опрошенных – стоматологической помощи, 84% - стационарной медицинской помощи.

Вместе с тем сопоставление оценок удовлетворенности качеством медицинской помощи с оценками, полученными в масштабном опросе населения в 2009 г., проведенном Росздравнадзором, показывает, что за прошедшие 4 года удовлетворенность населения стационарной помощью не увеличилась, причем по каждому из составляющих качества, за исключением обеспеченности лекарствами в стационарах. Что касается амбулаторно-поликлинической помощи, то удовлетворенность результатами лечения также не выросла, а удовлетворенность отношением к пациентам всех категорий медицинского персонала снизилась.

Ухудшается ситуация с обеспеченностью амбулаторно-поликлинических учреждений врачами-специалистами. Если по результатам опроса 2009 г., 40% опрошенных отмечали отсутствие специалистов нужного профиля в лечебно-профилактических учреждениях, где они обычно получают медицинскую помощь, то в 2013 г. доля респондентов, указавших на отсутствие врачей-специалистов нужного профиля в доступных населению поликлиниках,  составила 53%.

Несмотря на внедрение в последние годы электронных форм записи к врачу по-прежнему почти в половине случаев (в 2009 г. в 40% случаев) пациентам приходится сидеть в очереди более получаса.

По результатам ранее проводимых исследований у каждого десятого респондента возникали трудности при вызове бригады скорой помощи. В частности, с отказом в принятии вызова сталкивался каждый десятый респондент. В настоящее время ситуация еще более усугубилась: каждый четвертый случай был проблемным, а в городах с численностью жителей от 100 до 500 тыс. доля таких ответов достигает 30%.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты проведенного обследования населения могут быть использованы для уточнения приоритетов государственной политики развития профилактики и повышения качества медицинской помощи.

Область применения:

Сфера деятельности по развитию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, система оказания медицинской помощи.

См. также

Ключевые слова