• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

The organization of a population survey on preventive medicine and satisfaction with the quality of medical care

Priority areas of development: management
2013
Department: Laboratory of Economic Problems in Health Care
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

Object of research: Urban and rural population aged 16 years and over.

Goal of research: To identify the population's attitude to disease prevention, and how satisfied they are with different components of the quality of medical care.

Empirical base of research:

Population survey commissioned by the HSE and implemented by the Levada Center in September 2013 in 279 towns and villages of Russia, located in 62 subjects of the Federation. The sample represents the adult (16 years and over) population of the Russian Federation. The sample size is 3302 respondents.

Results of Research:

The main sources of information for citizens about preventive medicine and a healthy lifestyle are the mass media - 88% of those interested in this information, got it through television, radio, press and the internet. A quarter of this group (26%) get information on the subject through friends, neighbors, acquaintances, and only 18% receive information about prevention and healthy lifestyles from health professionals.

Public attitude towards the introduction of health warnings on the dangers of smoking on cigarette packaging is rather indifferent - 40% do not pay any attention to them. Most of the measures to combat smoking and alcohol abuse are finding support among the general population (regardless of the presence of these harmful habits among Russians), with the exception of any steps to raise the price of cigarettes, strong or weak alcohol. However more than half of respondents support such measures.

The vast majority of Russians (81%) agree with the need for regular medical examinations. Thus for the last two years almost half the adult population (46%) have undergone medical examinations, 27% ​​of population have had them less than a year ago and 17% - a year ago. A fifth of the population had their last medical examination about three or more years ago, and the same number have never been examined.

22% of patients who have undergone medical examinations, were recommended outpatient treatment, and 6% - inpatient treatment.

Among those who had the chance to have medical examinations, about 7% said that they had refused to undergo medical examinations in the past three years.

During the last year 40 % of Russians were offered vaccinations (including influenza), and only every second had them​​. Younger age groups (16-24 years), among which students make up a large proportion, were offered vaccinations more often.

The population remains poorly informed and passive about using opportunities the new health centers offer: 11 % know and have visited the centers, 33% had heard of such centers, but did not go to them for help. More than half of the population (56%) is unaware of the existence of the health centers.

Most Russians associate quality of medical care primarily with positive outcomes, an improvement in their health, the timeliness of the care provided, not having to wait long to be seen, and the availability of modern medical equipment.

The main directions of improving the quality of care are consistent with how the majority of citizens understand their needs. Half of the respondents want to see a more conscientious attitude in doctors to their work. Expectations for equipping hospitals and ambulances and improving their drug provision were second in importance.

Most interviewed patients have expressed high levels of satisfaction with the last case of outpatient and emergency care (at least four out of five), dental care (at least nine out of ten respondents), and hospital care (84% of respondents).

However, a comparison in levels of satisfaction with quality of care with the estimates obtained in a large-scale population survey conducted in 2009 by the Roszdravnadzor shows that over the past 4 years the satisfaction of the population with inpatient care did not increase for each dimension of quality, except for the provision of drugs in hospitals. With regard to outpatient care, neither did the satisfaction with the results of treatment increase, and the level of satisfaction with the attitude of all categories of health personnel towards patients went down.

The staffing of outpatient clinics by medical specialists has deteriorated. According to the 2009 survey data, 40% of respondents noted a lack of sufficiently qualified specialists in the health care facility where they usually receive medical care, while in the 2013 survey data, the share of respondents who reported a lack of sufficiently qualified medical specialists in accessible polyclinics was 53%.

Despite the introduction in recent years of electronic records to the doctor, patients are forced to sit in line for more than half an hour in almost half of the cases (in 40% of cases in 2009).

According to the results of previously conducted studies, every tenth respondent had difficulties when calling an ambulance. Nowadays the situation has worsened: every fourth case was problematic, and in cities with a population of 100 to 500,000  the share of such cases is 30%.

Level of implementation, recommendations on implementation or outcomes of the implementation of Results:

The results of the population survey can be used to pinpoint the priorities of public health policy and programs aimed towards improving the quality of medical care.

Field of application:

Scope of activities to promote healthy lifestyles and disease prevention, health care system.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Организация проведения обследования населения по вопросам медицинской профилактики и удовлетворенности качеством оказываемой медицинской помощи

Приоритетные направления развития: менеджмент
2013
Подразделение: Лаборатория экономических проблем здравоохранения

Объект исследования: городское и сельское население страны в возрасте 16 лет и старше.

Цель работы: выявление отношения населения к мерам профилактики заболеваний, а также уровня удовлетворенности различными составляющими качества получаемой медицинской помощи.

Эмпирическая база исследования: опрос населения, проведенный по заказу НИУ ВШЭ Левада-центром в сентябре 2013 г. в 279 городах и сельских населенных пунктах России, расположенных в 62 субъектах Федерации. Выборка репрезентирует взрослое (16 лет и старше) население Российской Федерации. Объем выборки - 3302 респондента.

Результаты работы:

Основными источниками получения гражданами информации о профилактических мерах и здоровом образе жизни являются средства массовых коммуникаций – 88% тех, кто проявляет интерес к этой информации, получили ее через телевидение, радио, печатные издания, Интернет. Четверть представителей этой группы (26%) узнают информацию по данной тематике через друзей, соседей, знакомых, и только 18% получают информацию о профилактике и здоровом образе жизни у медицинских специалистов.

Отношение населения к введению предупредительных надписей о вреде курения на упаковках сигарет остается скорее индифферентным – 40% не обращают на них никакого внимания. Большинство мер по борьбе с курением и злоупотреблением алкоголя находят поддержку среди основной массы населения (вне зависимости от наличия этих вредных привычек у россиян). Исключение составляют любые шаги по повышению цен на сигареты, крепкий или слабый алкоголь. Но все же более половины респондентов поддерживают и эти относительно непопулярные  меры.

Подавляющее большинство россиян (81%) согласны с мнением о необходимости регулярного прохождения диспансеризации. При этом за последние два года диспансеризацию прошли почти половина взрослого населения (46%), 27% менее года назад и 17% год назад. Пятая часть населения последний раз проходила диспансеризацию около трех и более лет назад, столько же никогда в своей жизни не участвовали в таком виде профилактического осмотра.

22% пациентам, прошедшим диспансеризацию, поставили диагноз и назначили амбулаторное лечение; для 6% - после постановки диагноза рекомендовали стационарное лечение.    

Среди имевших возможность пройти диспансеризацию, около 7% ответили, что за последние три года отказывались от предложения пройти диспансеризацию.

В течение последнего года сделать профилактическую прививку (в том числе от гриппа) предлагали 40% россиян. Среди тех, кому предложили, ее сделал лишь каждый второй. Чаще всего предложение по вакцинации получали молодые возрастные группы (16-24 года), среди которых значительная доля приходится на учащихся.

Население остается слабо информированным и пассивным в использовании возможностей созданных Центров здоровья: 11% знают и посещали такие центры, еще треть (33%) слышали о таких центрах, но не обращались в них. Больше половины населения (56%) о Центрах здоровья не информированы.

Качество медицинской помощи в представлении большинства россиян в первую очередь ассоциируется с положительными результатами лечения, позволившими достигнуть улучшения состояния здоровья, своевременностью оказанной помощи и отсутствием длительного ожидания при ее получении, а также наличием современного медицинского оборудования.

Основные направления улучшения качества медицинской помощи в целом соотносятся с тем, что понимает под качеством медицинской помощи большинство граждан. Половина опрошенных хотят видеть более добросовестное отношение врачей к своей работе. Вторыми по значимости оказались ожидания в отношении оснащенности лечебных учреждений и бригад скорой помощи и улучшении их лекарственного обеспечения.

Большинство опрошенных пациентов (не менее чем четверо из пяти) выразили высокий уровень удовлетворения  последним случаем оказанной им амбулаторной и скорой медицинской помощи, не менее девяти из десяти опрошенных – стоматологической помощи, 84% - стационарной медицинской помощи.

Вместе с тем сопоставление оценок удовлетворенности качеством медицинской помощи с оценками, полученными в масштабном опросе населения в 2009 г., проведенном Росздравнадзором, показывает, что за прошедшие 4 года удовлетворенность населения стационарной помощью не увеличилась, причем по каждому из составляющих качества, за исключением обеспеченности лекарствами в стационарах. Что касается амбулаторно-поликлинической помощи, то удовлетворенность результатами лечения также не выросла, а удовлетворенность отношением к пациентам всех категорий медицинского персонала снизилась.

Ухудшается ситуация с обеспеченностью амбулаторно-поликлинических учреждений врачами-специалистами. Если по результатам опроса 2009 г., 40% опрошенных отмечали отсутствие специалистов нужного профиля в лечебно-профилактических учреждениях, где они обычно получают медицинскую помощь, то в 2013 г. доля респондентов, указавших на отсутствие врачей-специалистов нужного профиля в доступных населению поликлиниках,  составила 53%.

Несмотря на внедрение в последние годы электронных форм записи к врачу по-прежнему почти в половине случаев (в 2009 г. в 40% случаев) пациентам приходится сидеть в очереди более получаса.

По результатам ранее проводимых исследований у каждого десятого респондента возникали трудности при вызове бригады скорой помощи. В частности, с отказом в принятии вызова сталкивался каждый десятый респондент. В настоящее время ситуация еще более усугубилась: каждый четвертый случай был проблемным, а в городах с численностью жителей от 100 до 500 тыс. доля таких ответов достигает 30%.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

Результаты проведенного обследования населения могут быть использованы для уточнения приоритетов государственной политики развития профилактики и повышения качества медицинской помощи.

Область применения:

Сфера деятельности по развитию здорового образа жизни и профилактике заболеваний, система оказания медицинской помощи.

См. также

Ключевые слова