• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Scientific and methodological support for the government policy of providing targeted assistance to disadvantaged citizens and households, including those under the provisions of the social transfers contract.

Priority areas of development: state and public administration
2013
The project has been carried out as part of the HSE Program of Fundamental Studies.

The object of the research is the government policy for providing targeted assistance to citizens and households categorized as disadvantaged.

The purpose of the research is to develop a methodological framework to assess the needs of the population in Russia, based on direct and indirect indicators of material well-being and social service necessity; and to present recommendations on how to evaluate the efficiency and effectiveness of targeting programs and their contribution to reducing poverty and inequality.

Empirical base of the research:

1. Data from the “Russia Longitudinal Monitoring Survey - Higher School of Economics (RLMS-HSE)”, conducted by the National Research University - Higher School of Economics and CJSC “Demoscope”, with assistance from the Carolina Population Center of the University of North Carolina at Chapel Hill, and the Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences.

2. Federal and regional legislation, regulating how the government administers social support, and analysis of specific practices in working with the poor population, based on new principles of providing assistance – the principle of co-operation and mutual-obligations of both parties.

Results of the research:

1) A comprehensive study of the poor as a target group of Russian society that requires social support from the Government. Examined the traits, and demonstrated the characteristics of income poor Russian households, identified by the use of absolute and deprivational concepts of poverty. Conducted an analysis on the duration of poverty. Displayed the social dynamic specifics of poor members of society, differentiated on the basis of the duration of their income poverty, and transition from one poverty group to another.

2) Developed a method of assessing the needs of Russian household when allocating targeted social assistance, on the basis of easily recorded household characteristics, referred to in literature as “proxy means testing”; analyzed viable procedures to apply the suggested methodology in assessing the needs of Russian households. Presented real-life implementation examples of proxy means testing for the appreciation of household income, provided methodological and conceptual suggestions and recommendations concerning the implementation of proxy means testing needs assessment in Russia.

3) Uncovered various issues and contradictions within the Federal legislation “Detailing the basics of social support for the population of the Russian Federation”, completed a modeling forecast of the repercussions from developing legislation on Russian households.  

4) Analysed the performance of regional programs of social support for the poor, and developed new methods of approach to social assistance in Russian regions and abroad

5) Presented an evaluation of the degree of efficiency of statistical data flows and the existing system of indices for analysing efficiency in the system of social transfers, developed a new frame for statistical reporting of social support provision.

6) Suggested the most appropriate method for introduction into the Russian practice of social support, that of conditional social transfers, which assume mutual-obligations of both the donor and recipient on the regional level, a result of bringing together the full spectrum of specific practices in implementing the new approach to providing targeted assistance.

7) Developed a new method of assessing the efficiency of government social support on the basis of the social contract of transfers, provided methodological and conceptual suggestions and recommendations concerning the implementation of methods to evaluate the efficiency of government social support provision, on the basis of the social contract of transfers, in regions of the Russian Federation. 

Implementation of the research results:

The results of this scientific research project have been used by government institutions to develop legislation on the adoption and evaluation of efficiency of the new framework for providing targeted social assistance to impoverished citizens. By order 297 of 30.07.2013, RosStat approved the frame of Federal Government Statistical Monitoring No. 1-Social-contract “Statistics concerning the provision of Government social assistance on the basis of the social contract, financed by funds from regional budgets of the Russian Federation”, as well as approved the methodology to evaluate the efficiency of government social assistance provision on the basis of the social contract (order of the Ministry of Labour of Russia and RosStat of September 30th, 2013,  506n/389 “Concerning the approval of method of evaluating the efficiency of the provision of government social support on the basis of social contract).

Publications:


Прокофьева Л. М. Методические рекомендации по назначению обусловленной денежной помощи, составлению и ведению социального контракта // В кн.: Модернизация системы социальной поддержки в Республике Казахстан. Кокшетау : Минтрудсоцзащиты РК, 2013.
Овчарова Л. Н. Предложения для стратегии содействия сокращению бедности в современной России // В кн.: Развитие человеческого капитала - новая социальная политика / Науч. ред.: В. А. Мау, Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. С. 318-337.

• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Научно-методическое обеспечение государственной политики оказания адресной помощи нуждающимся категориям граждан и домохозяйств, в том числе на основании социального контракта.

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013

Объектом исследования является государственная политика оказания адресной помощи нуждающимся категориям граждан и домохозяйств.

Цель исследования — разработка рамочных методик оценки нуждаемости населения России на основе анализа прямых и косвенных показателей доходной обеспеченности и потребности в социальных услугах; формулировка рекомендаций по оценке эффективности и результативности адресных программ и содействии сокращению бедности и неравенства.  

Эмпирическая база исследования. Для разработки методики оценки нуждаемости, а также выявления внутренней структуры и специфики группы бедных  информационной базой служат данныеРоссийского мониторинга экономического положения и здоровья населения ГУ-ВШЭ (RLMS-HSE)», проводимого Государственным университетом – Высшей школой экономики и ЗАО «Демоскоп» при участии Центра народонаселения Университета Северной Каролины в Чапел Хилле и Института социологии РАН. Адаптация информационной базы данных для целей решения поставленной задачи потребовала ограничения выборки по принципу исключения из нее высоко доходных домохозяйств, которые имеют отличную от средней структуру потребления и разделение совокупности по типу поселения.

Эмпирической базой исследования для создания методологического инструментария для оценки эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта стало федеральное и региональное законодательств, регламентирующее оказание государственной социальной помощи, и изучение конкретных практик работы с бедным населением на новых принципах оказания помощи – принципах взаимодействия и взаимных обязательств сторон.

Результаты  исследования:

1) проведено комплексное изучение бедного населения как целевой группы российского общества, претендующей на государственную социальную помощь.  Получены портреты и выявлена специфика бедных российских домохозяйств, выделяемых на основе абсолютного и депривационного подходов к бедности, а также проведен анализ продолжительности пребывания в бедности на протяжении ряда лет. Продемонстрированы особенности социальной динамики представителей бедных слоев населения, различающиеся длительностью их пребывания в бедности и индивидуальными жизненными траекториями по перемещению из одной группы бедности в другую;

2) разработана методика оценки нуждаемости российских домохозяйств при назначении адресной социальной помощи, опирающаяся на легко регистрируемые характеристики домохозяйств и называемая в литературе «бальный метод оценки нуждаемости», проанализированы возможные механизмы реализации  полученной методики для оценки нуждаемости российских домохозяйств. Приведены примеры использования косвенной оценки нуждаемости для дооценки доходов домохозяйств, даны предложения и рекомендации методического и концептуального характера по применению косвенной методики оценки нуждаемости в России;

3)  выявлены проблемы и противоречия проекта федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», выполнено моделирование последствий для домашних хозяйств реализации разрабатываемого закона;

4) проведен анализ функционирования региональных программ поддержки бедного населения и выделены новые подходы к социальной адаптации в  регионах Российской Федерации и за рубежом;

5) дана оценка степени адекватности информационных потоков и существующей системы показателей для анализа эффективности системы социального контракта, разработана новая форма статистической отчетности по оказанию социальной помощи на основе социального контракта;

6)  предложена наиболее адекватная методика для внедрения в России в практику социальной защиты технологии обусловленных социальных трансфертов, предполагающей взаимные обязательства донора и реципиента в регионах, что явилось результатом обобщения всего спектра конкретных практик применения нового подхода к оказанию адресной помощи;

7) разработана методика оценки эффективности государственной социальной помощи на основе социального контракта, даны предложения и рекомендации методического и концептуального характера по применению методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основе социального контракта в регионах Российской Федерации.

Степень внедрения результатов. Результаты НИР были использованы органами государственной власти Российской Федерации для создания законодательства по внедрению и оценке эффективности новых форм оказании адресной социальной помощи малоимущим гражданам и программ по социальному обслуживанию граждан. Приказом Росстата от 30.07.2013 № 297 была утверждена форма Федерального государственного статистического наблюдения № 1-соцконтракт «Сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета  субъекта Российской Федерации», а также утверждена методика  оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта (приказ Минтруда России и Росстата от 30 сентября 2013 г. №506н/389 "Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта"). Создан новый Федеральный закон №442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", который был подписан президентом 28.12.2013г. и вступит в силу с 1 января 2015г.

Публикации по проекту:


Прокофьева Л. М. Методические рекомендации по назначению обусловленной денежной помощи, составлению и ведению социального контракта // В кн.: Модернизация системы социальной поддержки в Республике Казахстан. Кокшетау : Минтрудсоцзащиты РК, 2013.
Овчарова Л. Н. Предложения для стратегии содействия сокращению бедности в современной России // В кн.: Развитие человеческого капитала - новая социальная политика / Науч. ред.: В. А. Мау, Т. Л. Клячко. М. : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2013. С. 318-337.

Ключевые слова