• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Исследовательские проектыСовершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации

Совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации

Приоритетные направления развития: государственное и муниципальное управление
2013
Подразделение: Институт управления социальными процессами

Объект исследования: миграционная политика РФ и зарубежных стран.

Цель исследования: разработка рекомендаций по реализации дифференцированного подхода к привлечению и использованию иностранных работников в Российской Федерации.

Эмпирическая база: официальные данные Федеральной миграционной службы РФ, данные Росстата (переписи населения), Минтруда, а также основных стран исхода, результаты обследований мигрантов. Для анализа трудовой миграции впервые в российской научной практике использовались результаты обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ).

Результаты работы: Тенденции трудовой миграции по-прежнему будут связаны с демографическими изменениями в мире – неравномерным ростом населения в разных его частях, старением населения и сокращением числа потенциальных работников в развитых странах. Это породит целый ряд социально-экономических проблем, не все из которых могут быть решены за счет роста производительности труда и инвестиций в человеческий капитал. Миграционные процессы в России, как и в других странах с низкой рождаемостью, превратились в один из главнейших факторов социально-демографического и экономического развития, стали неотъемлемым элементом рынка труда. Без стимулирования миграции, компенсирующей сокращение численности всего или отдельных возрастных групп населения, европейским странам и странам Юго-Восточной Азии будет трудно поддерживать высокие темпы экономического развития.

В исследовании рассматриваются тенденции трудовой миграции и опыт реформирования миграционной политики развитых стран, учитывающий потребности национальных экономик в иностранных работниках в условиях глобализации. Новейшие изменения в практиках управления трудовой миграцией в зарубежных странах направлены на повышение ее селективности, прежде всего – путем расширения каналов привлечения высококвалифицированных специалистов. Все чаще разрешение на работу выдается путем обращения к перечню востребованных и избыточных профессий; облегчена процедура допуска в страну специалистов в рамках внутрифирменных перемещений; распространяется трудовая миграция без получения предварительного трудового контракта, создаются условия для выхода на рынок труда иностранным студентам. В большинстве стран (за исключением США и стран Южной Европы) спрос на труд иностранных неквалифицированных работников увеличивается, но численность этой категории мигрантов жестко ограничивается в целях защиты национального рынка труда. Приводится классификация и краткая характеристика систем отбора мигрантов, применяемых в развитых странах.

Одновременно, в исследовании рассматриваются ограничения использования зарубежного опыта миграционной политики для России, которые связаны с особенностями истории страны и современной социально-экономической ситуации. В проведении миграционной политики Россия связана целым рядом ограничений политического, институционального, социально-экономического и гуманитарного характера.

В России масштабы трудовой миграции определяются не только количеством иностранцев, получивших разрешения на работу в России, но и превосходящим их числом мигрантов, не имеющих документов. По оценкам ряда экспертов и руководителей ФМС, ежегодно в стране 3-5 млн иностранных граждан осуществляют трудовую деятельность без официального разрешения. Экономические последствия такой миграции пока не оценены в полной мере, что находит отражение в не всегда удачных законодательных решениях, проводимых в рамках реализации Концепции миграционной политики РФ на период до 2025 г. и Плана по ее реализации.

В настоящее время в России действует три основных вида разрешительных документов, которые определяют основные каналы временной трудовой миграции: 1) получающие обычные разрешения на работу, выдаваемые в рамках ежегодно устанавливаемой квоты  и неквотируемые мигранты, выделяемые в соответствии определяемым списком «квалифицированных специалистов»; 2) осуществляющие трудовую деятельность без учета квот - высококвалифицированные специалисты; 3) приобретающие патенты для работы у физических лиц. Отдельный канал трудовой миграции открыт для граждан стран, входящих в Таможенный союз. Между основными каналами легальной трудовой миграции в последнее время происходят определенные изменения, в частности, увеличивается сегмент работников, привлекаемых на основе патентов, и данная практика, по-видимому, получит развитие, такое пожелание Президент РФ озвучил в своем Послании Федеральному собранию в конце 2013 г.

В исследовании потоки трудовой миграции рассматриваются в контексте стран их происхождения, анализируется социально-демографический профиль трудящихся мигрантов, анализируются региональные особенности и центры их концентрации, соотношение потоков российских и зарубежных трудовых мигрантов, специфические особенности их профессионально-квалификационной структуры.

Анализ российской практики привлечения иностранных работников в экономику показывает, что действующая система их квотирования, определение потребности в ИРС как по стране в целом, так и по ее регионам, имеет серьезные недостатки. Это – ограничения при получении квот для малого бизнеса, жесткие сроки проведения заявочной кампании и невозможность планировать потребность в ИРС заранее; нетранспарентность определения размера квот; наличие недобросовестных посредников, «торгующих» квотами, и т.п. При всей декларативности, система квотирования не выполняет функции по защите национального рынка труда, т.к. логика выстраивания квот административная, а не экономическая, поэтому она уже десять лет уживается с массовой нелегальной занятостью иностранных работников.

В настоящее время ФМС России в рамках работ по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года ведет проработку ключевых вопросов, связанных с совершенствованием механизмов привлечения и использования иностранных работников. В исследовании проведен критический Анализ предложений ФМС по совершенствованию порядка определения потребности в иностранных работниках и их привлечения к трудовой деятельности. В частности, ставится вопрос о целесообразности предлагаемого ФМС предоставления разрешения на временное проживание на срок менее 90 суток тем, кто получил разрешение на работу на столь короткий срок. Подвергается сомнению предложенная система лимитов, предназначенная для ограничения притока иностранных работников в отдельные отрасли, вызывает сомнения сама возможность определения таких лимитов, поскольку они должны основываться на оценках спроса на рабочую силу, причем не только иностранную, но и на российскую, проработанная методология необходимые данные для этого отсутствуют.

Главным условием адекватного определения потребности в иностранной рабочей силе является изучение состояния российского рынка труда и определение перспектив его развития на основании достоверной статистической информации. Для этого необходимо: 1) повысить качество сбора и разработки информации о мигрантах из административных источников; 2) наладить систему регулярных выборочных обследований по вопросам миграции и потребности экономики в рабочей силе, включить и расширить вопросы миграции в ОБДХ и ОНПЗ.

В исследовании приводится перечень наиболее актуальных мер, направленных на совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в России, среди которых: получение мигрантами разрешительных документов до въезда в страну; временные ограничения для безвизового пребывания; увеличение сроков трудовых контрактов; совершенствование программ привлечения высококвалифицированных специалистов; использование перечней дефицитных профессий на основе анализа вакансий, прогнозов развития рынка труда и системы образования, опросов работодателей; развитие специальных профессиональных программ и системы оргнабора; и др.

В Приложении к отчету представлены аналитические материалы по тем странам, о миграционной политике которых в России известно не много, или в миграционной политике которых произошли заметные изменения – Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландам, Франции, Швейцарии, Норвегии, Швеции.

Также в Приложении приведен методология и примеры прогнозных расчетов, показывающих возможную роль миграции в компенсации потерь экономически активного населения России на период до 2030 г. Рассматривается проблема влияния демографических изменений и параметров миграции на экономический рост.

Внедрение, результатов НИР: Результаты проведенного исследования использовались при экспертизе проектов документов, разрабатываемых ФМС России во исполнение Плана по реализации Концепции миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Данная работа будет продолжена, т.к. члены авторского коллектива входят в состав Научного совета ФМС России и привлекаются в качестве экспертов при подготовке нормативно-правовых актов в области миграционной политики.

Область применения результатов работы: проекты нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование механизмов привлечения и использования иностранных работников в Российской Федерации.

Публикации по проекту:


Мкртчян Н. В., Денисенко М. Б., Чудиновских О. С. Временные трудовые мигранты в России // Демоскоп Weekly. 2013. № 579-580