• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоискМеню

Разработка систем информационной поддержки кадрового обеспечения высоких технологий на основе современных информационно-коммуникационных технологий

2013

В работе рассматриваются особенности применения информационных технологий для поддержки непрерывного профессионального инженерного образования для междисциплинарных проектов в области высокотехнологичных отраслей.

Целью исследования является повышение качества образования инженерно-технического профиля  путем создания информационной системы поддержки непрерывного профессионального инженерного образования для реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств.

В задачи исследования входит:

1. Разработка концептуальных основ единой информационной системы обеспечения подготовки специалистов инженерно-технического профиля, учитывающих междисциплинарность инженерного образования.

2. Разработка методических и технических требований для создания учебно-методических комплексов, сформированных на основе компетентностного подхода.

3. Разработка требований к корпоративному порталу для доступа к учебным материалам профессиональных образовательных программ.

Эмпирическая база исследования

К основным приоритетам инновационного развития и модернизации экономики, в первую очередь, относится модернизация ее высокотехнологических отраслей в области электроники, систем связи, новых материалов, робототехники, информационных и информационно-коммуникационных технологий, проектирования технических систем и обеспечения жизненного цикла изделий. С разработкой и внедрением комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств возникает необходимость в организации качественного профессионального образования и подготовки инженерных кадров, способных реализовывать такие проекты. Подготовка высокопрофессиональных инженерных кадров, в свою очередь, диктует необходимость выбора адекватных подходов и методик с использованием компетентностного подхода, передовых образовательных технологий в т.ч. для электронного обучения и специализированных образовательных программ. Критерии оценки компетенций специалистов, методики обучения, механизмы отбора образовательных программ и их реализация должны быть адаптированы к потребностям потенциальных заказчиков и доступны им посредством современных информационно-коммуникационных технологий. С учетом различных видов профессиональной деятельности образовательный процесс должен быть ориентирован на проектно-конструкторскую, технологическую или научно-исследовательскую подготовку.

В результате выполнения работ:

  • предложена архитектура информационной системы поддержки непрерывного профессионального инженерного образования на основе Модель-Представление-Обработка.
  • сформулированы требования и предложена структура учебно-методических комплексов, сформированных на основе компетентностного подхода и передовых образовательных технологий, ориентированных на изучение современных направлений науки и техники для реализации комплексных междисциплинарных проектов создания высокотехнологичных производств.
  • сформулированы требования и предложена программная реализация корпоративного портала.

Степень внедрения, рекомендации по внедрению или итоги внедрения результатов НИР:

По результатам выполнения работы опубликованы 4 статьи.

Результаты работы могут использоваться в образовательном процессе по дисциплинам инженерного профиля в т.ч. для электронного обучения, создания информационных систем, реализующих доступ к разработанным комплексам с целью повышения качества образования.

Публикации по проекту:


Линецкий Б. Л., Тумковский С. Р. Система электронного обучения для высокотехнологичных отраслей, in: Инновации на основе информационных и коммуникационных технологий: Материалы международной научно-практической конференции (2013). Москва : МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. С. 129-130. 
Тихонов А. Н., Абрамешин А. Е., Тумковский С. Р. Информационная система поддержки непрерывного профессионального инженерного образования, in: XXI Международная студенческая школа-семинар «Новые информационные технологии». Тезисы докладов. Москва : МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. С. 3-6.