• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Александр Николаевич Савин: историк во времени

2012

Востребованность в новой научной биографии историка А.Н.Савина велика. Ученик П.Г.Виноградова, он был учителем для целой плеяды отечественных историков, таких как Е.А.Косминский, С.Д.Сказкин Н.М.Дружинин и др.Один из основоположников отечественного англоведения, А.Н.Савин был блестящим специалистом в области аграрной истории раннего нового времени, а его наблюдения и выводы остаются до сих пор востребованными наукой. На этом фоне отсутствие полноценной научной биографии историка (имеющиеся немногочисленные статьи базируются на неизменной и скудной источниковой базе, и во-многом являются однотипными), серьезно обедняет наши представления и об отечественной новистике, и об академическом сообществе конца XIX-начала XX века.Планируемое исследование включает не только анализ основных концепций историка, определение их корней и раскрытие творческой лаборатории ученого. Не меньший интерес представляют философские, религиозные, общественно-политические взгляды историка, традиционно остававшиеся вне сферы внимания исследователей. Тогда как обращение к вновь выявленным богатым комплексам источников личного происхождения, дневниковым записям, стихотворениям, публицистическим произведениям и философским трактатам А.Н.Савина позволит показать во всей полноте личность исследователя и дополнить историю отечественной историографии еще одной интересной страницей.Обращение к биографии талантливого историка рубежа XIX-XX вв позволит показать через призму его жизни и деятельности специфику восприятия представителями определенной части академического сообщества своего статуса в обществе,  взаимоотношений с властью и студенчеством, увидеть нормы поведения (и интереснейший эпизод когда равно коллективная отставка и неотставка 1911 г. могут рассматриваться как их нарушение) и распространенные исследовательские, педагогические и коммуникативные практики. Интересным представляется изучение изменения парадигмы исторической науки на примере поколений русской исторической школы всеобщей истории, к которой принадлежал А.Н.Савин, его учителя и ученики. На примере произведений историка, опубликованных до революции 1917г. и переиздававшихся до середины 1930х гг., планируется проследить изменение трактовки Английской революции XVII века и других проблем английской истории нового времени в советской историографии. Вместе с тем, изучение в самом широком контексте жизни и деятельности ученого позволяет поставить вопрос о различии в стратегиях поведения части университетской профессуры в период 1900-1911, 1911-1917 и 1917 гг и далее по отношению к власти и обществу в целом. А также - показать один из вариантов адаптации части представителей академического сообщества к условиям жизни и работы в новом социалистическом государстве.  

Публикации по проекту:


Antonina Sharova. Russia and Great Britain in the Historian's Fate: Alexander Savin / Издательский дом НИУ ВШЭ. Series WP "Working Papers of Humanities". 2013. No. 20.
Шарова А. В. М.М.Ковалевский - А.Н.Савин: диалог историков? // В кн.: Cogito. Альманах истории идей Вып. 6. Ростов н/Д : Исторический факультет Южного Федерального Университета, 2013.
Шарова А. В. Историк и ... поэт. Революционная эпоха в прозе и поэзии Александра Николаевича Савина // В кн.: Человек и общество перед судом истории. М. : РГГУ, 2013. С. 322-339.
Савин А. Н. Университетские дела. Дневник 1908-1917 гг. / Сост.: А. В. Шарова. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2015.
Шарова А. В. Университетский дневник А.Н.Савина // В кн.: Университетские дела. Дневник 1908-1917 гг. / Сост.: А. В. Шарова. М., СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2015. С. 7-22.