Центр социологии высшего образования


Проводим

Эмпирические исследования в сфере российского и зарубежного высшего образования


Исследуем

Учебный и внеучебный опыт студентов и аспирантов в современном университете и за его пределами


Оцениваем

Эффективность образовательных практик, технологий, форматов обучения


Создаем

Инструменты измерения образовательного опыта и поведения студентов, аспирантов и выпускников онлайн-курсов


Развиваем

Методологию онлайн-исследований в сфере образования

Тематическая карта наших исследований

  • СТУДЕНЧЕСКИЙ ОПЫТ

    Оценка факторов, определяющих вовлеченность студентов в учебный процесс и внеучебную деятельность, анализ моделей образовательного поведения и образовательных траекторий, исследование психологического благополучия студентов и гендерных стереотипов.

  • ТРАНСФОРМАЦИЯ АСПИРАНТУРЫ И ОПЫТ АСПИРАНТОВ

    Комплексная диагностика факторов результативности подготовки аспирантов, аудит моделей и практик повышения качества аспирантуры, анализ реформирования системы подготовки научно-педагогических кадров.

  • УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС

    Исследование опыта российских университетов по трансформации своих кампусов с целью повышения студенческой вовлеченности и эффективной интеграции студентов в образовательную среду.

  • КАЧЕСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Экспертиза качества высшего образования в российских университетах в условиях пандемии COVID-19, оценка эффективности внедрения новых инструментов управления качеством образования.

  • РАЗВИТИЕ ОНЛАЙН И ЦИФРОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Исследование эффективности онлайн и смешанного обучения, инвентаризация образовательных цифровых инструментов, диагностика уровня цифровых компетенций выпускников.

Направление экспертизы и консалтинга в сфере образования

Наши исследовательские проекты

Модели образовательного поведения студентов в их связи с показателями успешности

Исследование направлено на изучение образовательного поведения студентов в российских университетах в рамках проекта НИУ ВШЭ «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире». Оно проводится на протяжении 4 лет и имеет целью формирование обоснованных решений для улучшения успеваемости студентов. Исследование охватывает несколько университетов, позволяя сравнивать результаты, и способствует научному пониманию образовательного поведения студентов в российских вузах.

Контактное лицо: Ксения Вилкова

Зеркальная лаборатория «Психологическое благополучие студентов в российских вузах» с ТГУ

Изучаем, как учеба в вузе влияет на психологическое благополучие студентов. Анализируем связи между ощущением психологического комфорта студентов, их успеваемостью и участием во внеучебной жизни. Рассматриваем, как поддерживающие программы вузов помогают студентам чувствовать себя лучше. Цель — понять, как улучшить психологическое самочувствие студентов в период учебы.

Контактное лицо: Елена Горбунова

Исследования магистратуры

Проводим комплексный анализ программ магистратуры и составляем социально-демографический портрет нынешних магистрантов. Исследуем мотивации при поступлении в магистратуру, и определяем компетенции, необходимые выпускникам на современном рынке труда. Управляем продуктовой компанией «Разработка и апробация внутривузовской модели анализа магистратуры»: составляем карты управленческих решений и доступных данных, позволяющие осуществить оптимальный выбор и апробировать его в рамках магистерской программы.

Контактное лицо: Анна Корчак


Роль гендерных стереотипов в выборе профессии у девушек на инженерно-технических направлениях

Изучаем связь между гендерными стереотипами и выбором направления подготовки инженерно-технического профиля девушками. Результаты исследования могут быть использованы для разработки политических мер и интервенций, необходимых в сфере политики устойчивого общественного развития. Грант РНФ № 22-28-00882.

Контактное лицо: Наталья Малошонок

Трансформация аспирантуры и опыт аспирантов

Исследуем факторы, влияющие на успех аспирантов на разных уровнях, включая системный, организационный и индивидуальный. Анализируем качество научного руководства, практики поддержки, процедуры отбора поступающих и другие организационные модели аспирантуры с помощью опросов и интервью. Мы разрабатываем рекомендации для программ аспирантуры и консультируем по вопросам поддержки аспирантов и молодых ученых, а также консультируем насчет развития студенческой науки и вовлечения студентов в исследования.

Контактное лицо: Светлана Жучкова

Прикладные проекты

Мониторинг достижения целей выпускников программ и курсов дополнительного IT-образования

Измерение качества образовательных продуктов в сфере технологий образования (EdTech). Для этого мы предлагаем инструмент оценки доли выпускников, которые достигли целей, поставленных в начале или в процессе обучения. Выполнены проекты для крупнейших участников рынка EdTech: Skillbox, Нетологии, Яндекс Практикума. Подробнее о методологии и результатах в публичных отчетах.

Контактное лицо: Елена Тарасова, Евгения Шмелева

Команда

Груздев Иван Андреевич

Директор

Научные интересы: социология образования, реляционная социология, высшее образование

Вилкова Ксения Александровна

Заместитель директора центра, научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, гендерные стереотипы, интервенции в образовании, цифровые технологии в образовании

Малошонок Наталья Геннадьевна

Старший научный сотрудник

Научные интересы: студенческая вовлеченность, студенческий опыт, факторы образовательных достижений, академическое мошенничество студентов, doctoral studies, методология онлайн-опросов

Терентьев Евгений Андреевич

Cтарший научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, методология онлайн-исследований, академическая профессия

Жучкова Светлана Васильевна

Научный сотрудник

Научные интересы: аспирантура и подготовка научных кадров, гендерные исследования, анализ данных

Шмелева Евгения Дмитриевна

Научный сотрудник

Научные интересы: академическое мошенничество студентов, EdTech, количественные методы анализа данных

Дремова Оксана Викторовна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: социология образования, сравнительный анализ систем высшего образования, академическое мошенничество, ключевые компетенции 21 века

Щеглова Ирина Александровна

Младший научный сотрудник

Научные интересы: студенческий опыт, достижения студентов, университетский кампус, международное образование, сравнительные исследования

Смирнов Никита Максимович

Младший научный сотрудник

Научные интересы:исследования аспирантуры, содержание образования, социология науки, обработка естественного языка

Головина Ольга Сергеевна

Отдел сопровождения научно-просветительских проектов: Начальник отдела

Корчак Анна Эдуардовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: магистерское образование / качество образования / онлайн-магистратуры

Тарасова Елена Артёмовна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социология образования, неравенство в образовании, факторы образовательных достижений, количественный и качественный анализ данных в социальных науках, EdTech

Маюкова Екатерина Владимировна

Стажер-исследователь

Научные интересы: успешность победителей олимпиад, образовательные модели поведения

Луликян Анна Айковна

Стажер-исследователь

Павлюк Данила Михайлович

Стажер-исследователь

Столбова Екатерина Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: формирование универсальных компетенций у студентов, дружелюбная (инклюзивная) образовательная среда в высшей школе

Кокорева Софья Олеговна

Стажер-исследователь

Научные интересы: социальная история, мемориальная культура, социология образования

Публикации

  • Кейсы российских университетов. Выпуск 4, 2022–2023

    В четвертом сборнике представлены кейсы российских вузов, отражающие современные аспекты управления университетом, наукой и инновациями в технических и творческих вузах, профориентацию будущих инженеров и развитие у них гибких навыков, экспорт образовательных услуг и управление имущественным комплексом вуза. Кейсы разработаны на основе актуальной информации и интервью с руководителями вузов, студентами, представителями компаний партнеров и работодателей. Кейсы разработаны студенты магистерской программы «Управление в высшем образовании» Института образования НИУ ВШЭ.

    Сборник предназначен для использования в образовательных программах, нацеленных на подготовку управленческих команд вузов, а также для широкого круга лиц, интересующихся вопросами трансформации высшего образования и управления университетами.

    Магистерская программа «Управление в высшем образовании» с 2011 г. реализуется Институтом образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Программа предназначена для обучения современному университетскому управлению сотрудников высших учебных заведений. Это первая из российских образовательных программ своего направления, которая включена в авторитетный международный каталог академических программ в сфере высшего образования и регулярно публикует сборники кейсов российских университетов.

    Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", 2023.

  • Участие родителей в образовании студентов российских вузов

    Вовлечённость родителей в образование своих детей-студентов становится актуальным трендом, который связан с более поздней социализацией. Однако, вопрос о том, как именно родители проявляют своё участие на уровне вуза изучен недостаточно. Цель работы состоит в выявлении типов родительского участия в образовании студентов университета и описание отличительных черт этих типов. В статье представлены результаты эмпирического исследования участия родителей в образовательном процессе студентов вузов. На основе кластерного анализа данных опроса студентов-первокурсников из девяти российских вузов из разных регионов страны (N = 5012) были определены три типа родительского участия: «беспокойные», «либеральные», «пассивные». «Беспокойные» родители характеризуются более высоким уровнем контроля, следят за текущей успеваемостью и посещаемостью занятий. «Либеральные» дают своим детям больше автономии и интересуются основными достижениями и проблемами в университете, «пассивные» – не вовлечены в образовательный процесс в вузе. Полученные типы родительского участия были рассмотрены с точки зрения характеристик семьи, опыта обучения в выпускном классе школы и поступления в университет.

    Высшее образование в России. 2024. Т. 33. № 1. С. 28-43.

  • Глава в книге

    Гаете С. М., Горбунова Е. В., Крылова И. и др.

    Психологические службы как агенты поддержания психологического благополучия студентов: анализ сайтов вузов

    Исследования показывают, что студенты университетов ― уязвимая группа с точки зрения психологического благополучия, в том числе из-за стресса, с которым они сталкиваются в связи с адаптацией к новой обстановке, в частности, после пандемии COVID-19. Одним из барьеров для получения психологической поддержки может быть низкая информированность о психологических службах. Инструментом повышения информированности могут выступать сайты таких служб. С целью оценки представленности психологических служб на сайтах российских вузов были изучены данные по 528 российским вузам в период с сентября по октябрь 2022 г. Информация собиралась по перечню индикаторов о наличии сайта психологической службы, о ее сотрудниках, об услугах консультирования и др. Для анализа использовались методы дескриптивной статистики.  Анализ показал, что cайт психологической службы имеют чуть менее половины вузов (44%). Эта доля выше среди вузов, получающих гранты программы «Приоритет 2030». При этом информация о деятельности службы представлена на сайтах вуза недостаточно полно. Добавление подробной информации может помочь студентам яснее понимать деятельность службы и более охотно обращаться за психологической помощью.

    В кн.: Благополучие в образовании: современные исследования: сборник научных статей. М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2024. С. 151-175.

  • Препринт

    Валединский П. И., Ivaniushina V. A., Alexandrov D. A. et al.

    Factors Influencing Adolescent Alcohol Consumption: Parents And Depression

    Sociology. SOC. Высшая школа экономики, 2023. No. 101.

Все публикации