© Высшая школа экономики
Преподаватели НИУ ВШЭ могут представить на конкурс новые идеи и лучшие практики, которые они используют в учебном процессе, — поделиться опытом, получить обратную связь от экспертов и затем масштабировать свою разработку. На конкурс обычно поступает около 100 заявок, победителями становятся авторы 15–20 самых ярких и перспективных проектов.
Конкурсы образовательных инноваций проходят в Вышке с 2009 года и за это время стали доброй университетской традицией. Они проводятся весной и осенью, их результаты публикуются на корпоративном портале, победители рассказывают о своих разработках на Преподавательском марафоне. Распространение опыта победителей поддерживает Фонд образовательных инноваций (ФОИ) НИУ ВШЭ.
Оксана Черненко
«Дважды в год конкурс образовательных инноваций демонстрирует разнообразие идей и подходов преподавателей Вышки, отражая их стремление к поиску новых направлений развития. Он формирует платформу для обмена лучшими практиками, способствует внедрению инноваций в учебный процесс. Участие в конкурсе не только дает возможность заявить о себе и поделиться опытом, но и стимулирует коллег к дальнейшему развитию своих методик», — отмечает директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ Оксана Черненко.
По ее оценке, в первые годы проведения конкурса больше внимания уделялось таким вопросам, как разработка методик проведения семинаров или интеграция учебных практикумов в образовательный процесс, в период пандемии — цифровым технологиям и дистанционному обучению, а сейчас ключевой темой становится ИИ. Таким образом, конкурс адаптируется к новым вызовам, учитывает тренды современного образования и стратегические приоритеты НИУ ВШЭ.
Весенний конкурс ФОИ 2025 года сфокусирован на применении ИИ и взаимном обучении. Заявки принимаются по пяти номинациям:
применение ИИ в преподавании;
применение ИИ в оценивании;
практики и оригинальные решения, направленные на соблюдение норм академической этики студентами;
технологии организации взаимного обучения и групповой/командной работы студентов;
вольная номинация.
Елена Пенская
По мнению члена Совета ФОИ, профессора факультета гуманитарных наук Елены Пенской, применение ИИ в учебном процессе приводит к переосмыслению как формы, так и содержания образования. «Мы ожидаем предложений, способных стимулировать развитие навыков работы с новыми инструментами и формировать инновационные подходы к обучению в эпоху быстрого обновления технологий», — добавляет она.
Михаил Комаров
Профессор Высшей школы бизнеса Михаил Комаров, также входящий в Совет ФОИ, отмечает, что номинации конкурса отвечают запросам преподавателей. «Необходимо разработать эффективные подходы к выявлению некорректного применения технологий ИИ, и это делает номинацию “Практики и оригинальные решения, направленные на соблюдение норм академической этики студентами” особенно актуальной», — считает он.
Ольга Стогниева, доцент Школы иностранных языков, победитель осеннего конкурса 2024 года
— Преподавание — процесс динамичный, требующий гибкости, креативности, готовности к изменениям, и его неотъемлемой частью являются новые подходы. Я начинаю их искать, когда понимаю, что прежние уже не работают или устаревают. Внедряя что-то новое, пробую сначала на небольшой группе студентов, анализирую результаты. Если вижу перспективу, расширяю эксперимент.
Участие в конкурсе образовательных инноваций стало для меня важным этапом профессионального развития. Моим примером вдохновилась коллега — тоже подала заявку и тоже стала победителем. Конечно, для осмысления, рефлексии и описания опыта требуется время, которое в условиях высокой учебной нагрузки найти довольно сложно. Но я считаю, что это важно и необходимо, что это один из приоритетов нашей работы в Вышке.
Геннадий Серегин, старший преподаватель факультета креативных индустрий, победитель осеннего конкурса 2024 года
— Над деловой игрой, которую мы подали на конкурс образовательных инноваций, работают три поколения преподавателей: профессор Ольга Афанасьева, автор курса и создатель формата, старший преподаватель Яна Старшая и я. Благодаря конкурсу мы получили обратную связь, и методика была доработана с учетом отзывов экспертов.
Отдельно хотелось бы поблагодарить организаторов конкурса за формат Преподавательского марафона, который проводится по итогам конкурса. Очень ценно, что ФОИ не просто публикует проекты победителей, но и создает возможность для прямого общения с авторами методик и обмена опытом между преподавателями различных направлений и дисциплин.
Наталия Алямовская, старший преподаватель Высшей школы бизнеса, неоднократный победитель конкурса
— Благодаря конкурсу я стала внимательнее относиться к тому, что использую в образовательном процессе, — анализировать, действительно ли это приводит к улучшениям, а раньше внедряла новое скорее интуитивно, не всегда анализируя результаты. Участвуя в конкурсе, смотрю другие разработки, чтобы найти свежие идеи и, возможно, использовать их в работе. Обычно заявки хорошо подсвечивают, что сейчас наиболее интересно коллегам и студентам.
Тем, кто участвует в конкурсе ФОИ впервые, могу посоветовать изучить материалы победителей прошлых лет и не бояться задавать им вопросы, как лучше представить разработку в заявке, на что обратить внимание и проч. Преподавание — отличное поле для придумывания и тестирования новых идей во многом из-за быстрого цикла обратной связи. У нас немало возможностей для экспериментов, и нужно ими пользоваться, чтобы улучшить образовательный процесс.
Фонд образовательных инноваций приглашает всех заинтересованных преподавателей принять участие в весеннем конкурсе и поделиться своим опытом. Вы получите уникальную возможность стать частью инновационной образовательной среды и внести свой вклад в развитие университета. Подробную информацию о конкурсе, примеры работ прошлых лет и форму регистрации можно найти здесь.