• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Чтобы развиваться, университету необходимо меняться

На конференции работников и обучающихся ВШЭ, состоявшейся 20 марта, ректор Ярослав Кузьминов выступил с отчетом об основных итогах реализации Программы развития ВШЭ в 2009-2013 годах. Представляем основные тезисы его доклада.

Образование

Последние годы ВШЭ занималась формированием «логически полного спектра направлений подготовки». В университете появились новые гуманитарные направления (история, востоковедение и африканистика, филология с лингвистикой), открылся совместный бакалавриат ВШЭ и Российской экономической школы, началась подготовка урбанистов и, с присоединением МИЭМ, существенно расширился перечень инженерных направлений. В то же время большое внимание уделялось становлению магистратуры как второго ключевого уровня подготовки — магистратура ВШЭ стала самой большой в России. Правительство несколько лет назад ставило перед Вышкой задачу, чтобы доля выпускников других вузов среди магистрантов была не меньше 40% — и этот показатель был достигнут (в Москве он составляет примерно 60%).

Значительное увеличение числа студентов (в 2013 году в Вышке обучались более 24,5 тысяч человек) подкреплено улучшением качества приема в университет. Средний балл ЕГЭ зачисленных на бюджетные места во всех кампусах превышает 80 баллов, в Москве — 87,4 балла. Очень высокий средний балл и у зачисляемых на платные места (75 баллов в Москве и около 70 баллов в других кампусах). Тот факт, что ВШЭ сохраняет высокую планку требований к поступающим не только на бюджетные, но и на платные места, отчасти объясняет снижение доли платных студентов (например, в Москве их доля за пять лет снизилась на 18%). При этом Вышка активно работает с участниками олимпиад — в 2013 году университет вышел на второе место после МГУ имени М.В. Ломоносова по числу принятых на обучение победителей Всероссийской олимпиады школьников.

Среди других задач, решаемых Вышкой, — повышение гибкости программ и расширение возможностей выбора образовательной траектории студентами. ВШЭ первой в России ввела собственные образовательные стандарты, которые предусматривают, в частности, проведение научно-исследовательских семинаров с первого же года обучения. Уровень владения английским языком студентами ВШЭ теперь необходимо подтверждать на внешнем экзамене, соответствующем международным стандартам.

Также впервые в России ВШЭ ввела институт учебных ассистентов. К 2020 году каждый преподаватель Вышки должен иметь учебного ассистента. По словам Ярослава Кузьминова, в западных университетах учебные ассистенты несут до половины нагрузки, и учебный процесс из-за этого вовсе не ухудшается.

Интеграция исследовательской и проектной деятельности в образовательный процесс достигается благодаря работе научно-учебных и проектно-учебных лабораторий. Студенты в них составляют, как правило, две трети или три четверти сотрудников. На этой основе в университете складываются исследовательские коллективы, перерастающие в крупные научные центры, молодые сотрудники которых имеют по несколько статей в ведущих мировых журналах.

Нерешенной остается задача интернационализации образования. Хотя количество программ двух дипломов с зарубежными вузами выросло за пять лет в три раза, иностранных студентов в Вышке по сравнению с другими вузами-участниками проекта «5/100» немного. Здесь существуют объективные трудности, связанные с исторически обусловленным отставанием России от западных стран в области социально-экономических наук. Заинтересовать иностранного студента изучением физики или математики в российском университете проще, чем привлечь его на программы по экономике или менеджменту. Этот разрыв необходимо преодолевать. Долю иностранных студентов ВШЭ к 2020 году планирует увеличить до 10% (сейчас — 2,8%).

Однако Вышка не собирается зацикливаться только на приглашении иностранных студентов на англоязычные программы. Университет будет привлекать из-за рубежа русскоязычных студентов. «Мы в первую очередь обязаны работать на русскоязычную интеллигенцию окружающего мира», — подчеркнул Ярослав Кузьминов. Квота, выделяемая российским правительством ВШЭ для приема иностранных студентов, в этом году увеличена до 500 человек. Вышка готова принять на обучение всех победителей первого тура школьных и студенческих олимпиад, которые университет проводил на Украине — проведение финальных туров там стало невозможным из-за известных событий.

Другая «больная тема» связана с низкой эффективностью работы аспирантуры. Скромные показатели Вышки объясняются давлением рынка (у выпускников, работающих на хороших позициях в компаниях, не остается времени на науку) и тем, что университет «не допускает профанаций». ВШЭ никогда не шла и не собирается идти по пути «фабрик диссертаций». Из сложившейся ситуации университет видит единственный разумный выход — расширение академической аспирантуры, слушатели которой получают реальную стипендию, гранты на зарубежные стажировки, а также возможность дополнительно зарабатывать, участвуя в исследовательских проектах в лабораториях и институтах ВШЭ. За два-три года академической аспирантурой будут охвачены все факультеты, полагает Ярослав Кузьминов.

ВШЭ входит в тройку лучших университетов по мнению российских работодателей. Так, в рейтинге «Эксперт РА», подготовленном по результатам опроса двухсот международных компаний, Вышка заняла второе в России после МГУ. В то же время и работодатели, и сами выпускники отмечают необходимость улучшения качества некоторых компетенций, главным образом — практического применения полученных знаний. Факультетам в этом случае необходимо более плотно взаимодействовать с крупнейшими работодателями и предлагать студентам дополнительные курсы, в том числе в рамках программ дополнительного профессионального образования (ДПО).

Между тем с присоединением ГАСИС число слушателей программ ДПО увеличилось с 20 тысяч до более чем 30 тысяч человек. Бизнес-школа ВШЭ занимает второе место в России и 125-е место в мире в рейтинге Eduniversal (категория 3 Palmes). Однако Ярослав Кузьминов уверен, что программы ДПО — «основное направление, на котором Вышке нужно искать резервы». Дело в том, что доходы от ДПО росли самыми низкими по сравнению с другими областями деятельности университета темпами. Нужно искать новые рынки для реализации таких программ, ориентируясь на мнение практиков, подчеркнул ректор.

Расширить аудиторию слушателей своих программ Вышка старается найти с помощью интернета, точнее онлайн-ресурса Coursera. На первые 12 курсов ВШЭ там уже записались более 100 тысяч человек. До конца года на Coursera будут выложены 30-40 учебных курсов, разработанных ВШЭ.

Вышка выходит не только в интернет, но и в город. В рамках проекта «Университет, открытый городу» проводятся культурные и просветительские мероприятия на различных московских площадках — от Парка Горького до храмов и музеев. Аналогичные проекты нужно развивать и в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, полагает ректор ВШЭ.

Наука

Объем научных работ, выполняемых Вышкой, вырос за отчетный период более чем в два раза. Рынок, на котором работает ВШЭ, довольно ограничен: 90% проектов, выполняемых университетом, связаны с социально-экономической сферой, в то время как государство в последнее время основные усилия вкладывает в развитие технологической сферы. Тем не менее Вышка смогла расширить на этом рынке свое присутствие — объем заказных прикладных исследований вырос в два раза.

Университету также удалось диверсифицировать структуру заказчиков таких исследований. Если в 2008-2009 годах почти 60% заказов приходило из федеральных министерств и ведомств, то сейчас их доля составляет 40%. До 30% выросла доля региональных и муниципальных заказчиков (Вышка реализует несколько крупных проектов для Москвы и других регионов). Почти 25% заказов поступает от корпораций, притом не только российских. Лидерами по прикладным исследованиям остаются Институт государственного и муниципального управленияИнститут статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) и Институт образования.

ВШЭ смогла создать, вероятно, крупнейшую среди всех университетов мира собственную эмпирическую базу. «Мы понимаем, что как физик без экспериментальной установки ничего нового не напишет, так и экономист, социолог и политолог без эмпирический базы серьезных исследований не проведет, — отметил Ярослав Кузьминов. — С приходом к нам инженеров мы надеемся, что и в области прикладной физики, материалов, инженерии мы добьемся таких же успехов. Нам нужно 700 миллионов рублей, чтобы МИЭМ свою материальную базу, которая порой датируется шестидесятыми годами, поменял на современную».

В ближайшие годы университет столкнется с сжатием рынков: в сложной экономической ситуации расходы компаний на исследования и разработки сокращаются прежде всего. Но резервы позволят Вышке поддержать функционирование научных групп, которых эти проблемы коснутся. Неопределенной остается ситуация с бюджетным финансированием научных исследований. Принято решение, что оно будет осуществляться через фонды, но по целому ряду направлений до сих пор не определено, как эти фонды будут работать и какие проекты поддерживать.

Возможности получения зарубежных грантов существенно снизились в последнее время (недавние политические противоречия здесь не при чем). За «свою» часть совместного исследования каждая сторона теперь платит сама. Впрочем, эффективность международного сотрудничества из-за этого не пострадала: не меньше половины фундаментальных исследований ВШЭ реализует с зарубежным участием, в перспективе долю таких проектов Вышка рассчитывает довести до 80%.

В 2013 году в ВШЭ действовало 16 международных лабораторий, уже принято решение об открытии еще восьми, всего же в рамках проекта «5/100» число международных лабораторий может достичь тридцати. Это «окна в мир», которые должны существовать на большинстве научных направлений в университете.

На этом фоне «проседают» показатели региональных кампусов ВШЭ. Но Ярослав Кузьминов уверен, что у них есть кадровый потенциал для проведения собственных фундаментальных исследований и выхода на рынок прикладных исследований в своих регионах.

Уже упомянутое отставание российских ученых в сфере социально-экономических наук привело к тому, что работы отечественных экономистов и социологов не только редко публикуются в международных журналах (не говоря уж об их цитировании), но и плохо индексируются такими базами данных, как Web of Science и Scopus. Представительство там имеют ВШЭ и РЭШ, за ними — провал.

Первый журнал ВШЭ («Форсайт») стал индексироваться в Scopus только в 2013 году, еще два журнала войдут в эту базу в ближайшее время. «Мы просто находимся вне баз, и такую ситуацию, конечно, нужно преодолевать», — сказал ректор.

В то же время стремление увеличить публикационные показатели не должно вести к обману коллег. Публиковать статьи нужно в настоящих научных журналах, а не в псевдоизданиях, где печататься можно за деньги. «Очень важно удержаться от профанации — мы себя уважать потом не будем», — добавил Ярослав Кузьминов. Он полагает, что с задачей войти в глобальные отраслевые рейтинги ВШЭ в течение пяти лет справится.

Публикационную активность своих сотрудников ВШЭ поддерживает с помощью средств Научного фонда. Финансирование академических надбавок и грантов выросло в пять с лишним раз и составляет сейчас полмиллиарда рублей. Сегодня каждый научный сотрудник и преподаватель Вышки сам может определять, заниматься ли ему преподаванием, или научной деятельностью, или экспертизой, и какой заработок ему тот или иной карьерный трек принесет.

Кадры и финансы

Больше 50% преподавателей ВШЭ уже работают на условиях эффективного контракта. Еще 20-25% «дозарабатывают» на программах ДПО или в прикладных исследованиях. «Это тоже достойный путь, но нужно следить, чтобы коллеги не пренебрегали при этом своими основными обязанностями», — заметил ректор.

Переход на эффективный контракт и процедуры международного рекрутинга должны усилить селективность кадровой политики университета. Это уже происходит: в 2013 году впервые снизилась численность профессорско-преподавательского состава. Некоторые преподаватели теперь сотрудничают с Вышкой на условиях гражданско-правовых договоров. В то же время среднемесячный заработок работников ППС на полной ставке за пять лет вырос в Москве в 1,6 раза (до 97 тысяч рублей). О результативности системы кадровых стимулов свидетельствует такой факт. На «чистой» ставке, без каких бы то ни было надбавок, в Вышке сейчас работает только триста преподавателей — меньше 10% от их общего числа. В ближайшие годы эффективный контракт распространится абсолютно на всех сотрудников ВШЭ.

ВШЭ переходит не просто к эффективному, но и к единому контракту, предусматривающему участие сотрудника в преподавании, научной или проектной деятельности и в обеспечении сервисов университета (участие в комиссиях, встречи со студентами, замещение административных должностей и тому подобное). 10% рабочего времени должно будет идти на сервисы университета. «Мы к этому не привыкли, — признал ректор, — но в противном случае мы не сможем одолеть волну бюрократии, которая нас захлестнет, если мы будем устраняться от процесса самоуправления».

Наряду с международным, летом ВШЭ запускает процедуру национального рекрутинга — конкурс ППС будет открытым для любых кандидатов. На него уже подано заявлений в полтора раза больше, чем имеется вакансий. Такой конкурс является абсолютно новаторским для российских университетов.

В сфере финансов ВШЭ ставила перед собой несколько задач: расширить бюджетное финансирование фундаментальных исследований, получить средства на развитие в рамках программы НИУ, победить в конкурсе «5/100». Все эти задачи были решены. В большой степени удалось добиться и сопоставимого с бюджетным роста внебюджетных доходов — в 2013 году их сумма составила около 4,5 миллиардов рублей. По этому показателю ВШЭ входит в первую тройку российских вузов. Почти 23% доходов ВШЭ направляет в инвестиции на развитие университета, что также должно помочь достижению заявленных в рамках проекта «5/100» целей.

В ближайшие пять лет ВШЭ предстоит увеличить свой эндаумент и привлечь средства новых попечителей. Крупные подразделения должны повысить свою экономическую эффективность и внедрить KPI, получив при этом новые финансовые полномочия. Образовательные программы будут финансироваться нормативно, а не ad hoc, как это иногда происходит сейчас.

Управление

В университете начался процесс укрупнения факультетов. Как отметил Ярослав Кузьминов, создание больших факультетов — это не попытка забрать полномочия существующих факультетов, а попытка передать часть ресурсов и полномочий ректората на тот уровень, где ими может распоряжаться сильный коллектив лидеров. Создание больших факультетов не означает разрушения действующих образовательных программ — условно говоря, филологи и лингвисты, объединившись в один большой факультет с историками и другими «гуманитариями», не променяют свои профессиональные интересы на liberal arts. Новые программы будут возникать именно как новые, а не как замена прежним, доказавшим свою востребованность и эффективность.

Реструктуризация факультетов должна завершиться до начала нового учебного года. «Мы будем этим заниматься вместе с коллегами с этих факультетов», — сказал Ярослав Кузьминов.

Несколько участников конференции задали ректору вопрос о том, не следует ли Вышке повременить с проведением некоторых реформ, а то и вовсе ввести на них мораторий. Но у университета нет иного выбора, кроме как развиваться и совершенствовать свою систему управления и самоуправления.

Коллегиальные органы редко содействует переменам, как правило, они им «разумно оппонируют». На уровне больших факультетов, считает ректор, нужно формировать такие «оппонирующие» советы — просто «чтобы не наделать бюрократических глупостей». Но принимать решения по конкретным вопросам — какой научный проект поддержать, кого принять на работу и так далее — должны небольшие профильные комиссии, составленные из людей, которым коллеги доверяют.

Инфраструктура

При поддержке правительства ВШЭ смогла полностью ликвидировать проблему общежитий в Москве. Все студенты московского кампуса, нуждающиеся в проживании, обеспечены общежитиями, по уровню комфорта и оснащенности, в том числе качественной интернет-связью, являющимися лучшими университетскими общежитиями в России. Недостаток у них только один — удаленность от основных учебных корпусов.

А вот учебных площадей Вышке по-прежнему остро не хватает. «Сейчас мы осуществляем большие стройки и ведем переговоры с правительством России о возможности расширения нашей имущественной инфраструктуры, — рассказал Ярослав Кузьминов. — Сегодня это наш основной вызов и, пожалуй, единственный, который мы сами преодолеть не сможем».

Присутствовавшая на конференции заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец, в свою очередь, выразила надежду, что проект по созданию новой системы кампуса (так называемого распределенного кампуса) удастся реализовать. «Мы будем его всячески поддерживать», — добавила она.

Олег Серегин, новостная служба портала ВШЭ

 

 Презентация «Итоги реализации Программы развития в 2009-2013 гг.»

Автор текста: Серёгин Олег Андреевич, 21 марта, 2014 г.

«Вышка» в Telegram