• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Предпринимательство – это не только собственный бизнес»

Image by StartupStockPhotos from Pixabay

27 мая в 12:00 завершается регистрация на курс повышения квалификации для преподавателей и научных сотрудников «Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских инициатив студентов». О том, как проходит программа и чем она будет полезна для будущих руководителей студенческих проектных групп, – рассказывают преподаватели Анастасия Постриганова и Маргарита Зобнина.

Постриганова Анастасия Владимировна

Факультет химии: Заместитель декана

Зобнина Маргарита Ренатовна

Кафедра менеджмента инноваций: Доцент

О желании создавать свой бизнес у студентов Вышки

Анастасия: Предпринимательство – это не только про собственный бизнес, это умение мыслить категориями рынка, способность принимать решения и нести за них ответственность, умение создавать востребованные результаты и организовывать не только свою работу, но и работу команды. А будет ли это собственный бизнес или карьера в корпорации, на госслужбе или в науке – не важно. 

Запрос на развитие предпринимательских способностей у студентов Вышки, бесспорно, есть. Как минимум каждый третий абитуриент об этом думает. Но от желания до его реализации доходят не все. Это долги путь неизбежных проб и ошибок. Создание условий получения этого опыта, приобретения базовых компетенций, необходимых для развития по любой образовательной или профессиональной траектории, – задача университета, на решение которой и направлен этот курс.

Маргарита: Желание есть совершенно точно. Майнор «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», который проводит общеуниверситетская кафедра менеджмента инноваций, вошел в топ-10 самых популярных среди студентов в этом году – он занял 5 место по заявкам 1 уровня, а конкурс составил 8,25 человека на место.

Также среди популярных программ майнор «Внутрикорпоративное предпринимательство», рассчитанный на тех, кто хочет построить успешную карьеру в современном корпоративном мире, где предпринимательство является залогом успеха, а предпринимательские компетенции – необходимым требованием ко многим ключевым позициям в корпоративной иерархии.

Об удачных проектах, реализованных студентами Вышки

Маргарита: Чтобы далеко не ходить, давайте посмотрим на предпринимательские майноры. Например, проекты бакалавров третьего курса:

Проект IBProsthesis – дополненный нейроинтерфейс электромеханического протеза кисти руки. Специальные датчики будут ловить сигналы мозга пользователя и передавать его намерения искусственной руке. Планируется, что хозяин протеза сможет его чувствовать — система обратной связи сообщит ему о контакте с предметами, в том числе о силе, с которой протез воздействует на объект. Имитировать тактильные ощущения подобные тем, что испытывает здоровая конечность, поможет программно-аппаратный комплекс. При его внедрении хотят обойтись без хирургического вмешательства.

Проект SmartPot – электронное устройство, оборудованное необходимыми датчиками, непрерывно следит за состоянием комнатного растения и подбирает режим ухода, подходящий именно ему. Питание от батареек позволяет не заботиться о работе устройства на протяжении всего сезона. Пользователь также имеет возможность следить за состоянием растения через специальное приложение. Новизна идеи заключается в сочетании продукта и услуги (продажа умных систем и услуг по озеленению). 

Проект INDITOYS – сервис, который подбирает оптимальные развивающие игрушки для ребёнка с использованием технологии Machine Learning, помогающий родителям экономить деньги и время при покупке подарков за счёт бесплатной доставки и дизайнерской упаковки.

Проект KOM-Software – системы Искусственного Интеллекта под ключ. Продажа адаптационных пакетов для искусственного интеллекта.

Проект LoyaltyLab – разработка персональных рекомендаций ритейлерам в целях увеличения прибыли и снижения оттока капитала. 

Эти и другие проекты – уже не просто учебные, они выходят на рынок, начинают первые продажи. 

Анастасия: Ежегодно более тысячи проектов проходят через Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ и его программы, которые реализуются совместно с международными акселераторами, например, 500 Startups, Phystech Ventures, AngelTurbo и корпорациями, такими как Сбербанк, Такском, Ростелеком и др. Для студентов Вышки они бесплатные, но для успешного участия в акселерации необходимо обладать знаниями и опытом, которые университет предлагает приобрести в рамках проектной работы и обучения предпринимательскому мышлению и компетенциям. 

С тех пор как в учебный процесс введена проектная работа, интересных и успешных проектов на Ярмарке проектов стало гораздо больше, хотя большинство из них исследовательские или прикладные. Предпринимательских проектов меньше, поскольку они, как правило, инициируются самими студентами и не нуждаются в Ярмарке, а проходят в рамках специализированных курсов (например, майноры по предпринимательству).

В основном предпринимательские проекты возникают в сфере услуг, IT-продуктов, индустрии красоты и моды. В последнее время наметилась тенденция проектных заявок, связанных с каким-либо бизнес-этапом: описать портрет потенциального потребителя, сформировать PR или маркетинговую стратегию, провести анализ конкурентных преимуществ, осуществить продвижение в социальных сетях и т.п.

О преподавателях, которым будет полезен курс

Анастасия: Курс необходим всем, кто прямо или косвенно связан с проектной деятельностью в учебном процессе – сопровождение студенческих проектов, проектные семинары, так и вне учебы – различные конкурсы с грантами и призами, кейс-чемпионаты, акселерационные программы и т.д.

Например, недавно одна крупная юридическая фирма жаловалась, что вынуждена тратить огромные суммы денег на обучение своих юристов работе в команде и вести проекты в условиях распределенных команд. Такие же проблемы постоянно возникают и у психологов, и у экономистов, и в любых сферах деятельности.

Так теперь устроен рынок – ты должен уметь генерировать и оценивать идеи, вести разноплановые коммуникации, работать в команде, владеть широким инструментарием в области проектной деятельности. Только так выпускник вуза сможет иметь преимущества на рынке труда и конкурировать наравне с опытными специалистами в любых отраслях и сферах.

Поэтому те знания и компетенции, которые даются в рамках курса «Предпринимательское мышление и поддержка предпринимательских инициатив студентов», необходимы во всех образовательных программах университета.

Скажу больше – в проекте программы развития ВШЭ до 2030 года одной из задач стоит включение дисциплин по развитию предпринимательских компетенций во все основные образовательные программы университета уже в самом скором времени. И уже скоро встанет вопрос о том, смогут ли их вести наши преподаватели или придется искать специалистов на стороне. 

Чему научат на курсе

Анастасия: Основная форма существования предпринимательской деятельности – это проектная деятельность. В любом проекте всегда есть заказчик, набор ограниченных ресурсов и, собственно, продукт.  Поэтому я планирую рассказать о том, как организованна учебная проектная деятельность в университете, какие возможности создания проектов есть у преподавателя, что такое «Ярмарка проектов», как правильно организовать проект для студентов с точки зрения требований университета.

После курса каждый из слушателей сможет стать реальным руководителем студенческой проектной группы – прикладной, исследовательской или предпринимательской.

Маргарита: Компетенции, которые даются в рамках нашего курса, безусловно пригодятся преподавателям, ведущим любые студенческие проекты. Упор на предпринимательскую тему мы делаем, прежде всего, для того, чтобы привлечь к ней внимание, предложить переосмыслить суть предпринимательства с точки зрения феномена культуры, мышления, образа действий.

Слушателям курса мы предлагаем интерактивный подход к овладению тематикой – самим пройти пусть от генерации идеи до ее оформления в востребованный продукт или услугу, поработать в командах, применить набор инструментов проектного управления в собственных проектах. Самим пережить все то, с чем сталкиваются студенты при работе с проектами, и полученный опыт превратить в хорошо прокаченные компетенции и глубокое понимание роли руководителя, наставника, ментора студенческого проекта, что позволит любому преподавателю добиться серьезных качественных результатов в своей профессиональной деятельности и повысить свою собственную конкурентоспособность в наше непростое время.

20 мая