• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство

© Высшая школа экономики/ Алексей Соболевский

Цифровая экономика возникла в 1980-е годы вместе с персональными компьютерами, прошла этапы эволюции, связанные с повышением влияния информации и знаний на экономический рост. И сейчас наступил новый этап, который характеризуется взрывной динамикой технологий и превращением данных в один из определяющих факторов производства.

Об этом заявил первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг, выступая на сессии «Что нас ждет в цифровом будущем?» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2019). Однако, по его мнению, ключевым вызовом на пути к цифровому будущему является цифровое неравенство.

В ожидании прорывов

Исследователи оценили уровень цифровизации предприятий высокотехнологичных секторов экономики, а также наличие там передовых производственных технологий и передовых практик менеджмента. Оказалось, что идеальному образцу соответствуют лишь 12% предприятий. 44% предприятий (в ряде секторов — 50-60%) не обладают ни одним из этих трех признаков. Таким образом, в российской экономике остается большой анклав предприятий, постепенно утрачивающих работоспособность и формирующих, по образному выражению Леонида Гохберга, «экономику незнания».

Согласно результатам исследований, лишь 11% населения обладает продвинутыми навыками в сфере IT.

Среди занятых в экономике работников 45% вообще не пользуются компьютерами, и это серьезный вызов для общества и для бизнеса

Наличие навыков зависит от дохода, возраста, места жительства, есть также дифференциация по отраслям, где люди работают, — во многих отраслях спрос на передовые навыки не предъявляется.

Люди ждут реальных прорывов в сфере цифровизации, однако сегодня налицо риски нарастания цифрового неравенства. При этом инструменты государственной политики — это, прежде всего, бюджетные вливания, а не работа на заданный результат, отметил Леонид Гохберг. Для частных инвестиций и предпринимательских инициатив в области цифровизации нужны стимулы, а в политике должны учитываться интересы компаний и конкретных групп населения.

«Волшебный соус»

Впрочем, представители передовых российских компаний оценивают результаты и перспективы цифровизации оптимистично.

Александр Ведяхин, первый заместитель председателя правления Сбербанка, рассказал, что уже сегодня искусственный интеллект трансформирует работу в банковском секторе. «Там, где мы его применяем, не менее чем на 30% сокращаются издержки или увеличиваются доходы», — сообщил он.

По его словам, сегодня в Сбербанке нет ни одного департамента, не затронутого модернизацией. Речь идет и о сервисах внутри организации (от заказа канцтоваров до оформления справок работникам), и о взаимодействии с клиентами.

Цифровизация напоминает волшебный соус — добавляешь его, и блюда улучшаются

По мнению Александра Ведяхина, цифровая трансформация началась в тех секторах, где есть много данных. Там, где их мало, она произойдет чуть позже. 

Вячеслав Шуленин, заместитель председателя Государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», рассказал, как благодаря цифровизации изменилось государственное управление в Москве. Например, благодаря порталу поставщиков, на котором любой субъект малого и среднего бизнеса может легко подать заявку на участие в конкурсных процедурах, улучшилось качество продукции, а стоимость услуг снизилась более чем на 12%.

По оценке Вячеслава Шуленина, в Москве есть успехи в части внедрения облачной бухгалтерии — на нее перешли более 2 тыс. учреждений, экономя более 2 млрд. руб. в год. Проект «Активный гражданин» позволяет направлять средства на благоустройство с учетом потребностей граждан, а «Электронный дневник» дает возможность родителям оперативно узнавать, что происходит с ребенком школе. Неудивительно, что, например, в Пермском крае внедряются 25 московских цифровых систем.

Постчеловеческий век

Выступившие на сессии эксперты охотно размышляли о том, как в недалеком будущем изменится мир благодаря цифровизации.

Профессор НИУ ВШЭ, главный редактор журнала Foresight Саритас Оздчан отметил, что объем информации растет в геометрической прогрессии — только за последний год создано 90% всех данных, существующих в мире, а используем мы только 1% этой информации. 

Представляете, сколько еще информации нам нужно переработать, усвоить и применить? А сколько еще не собрано?

По мнению Саритаса Оздчана, когда-нибудь люди смогут определять, что случится с планетой, если не будут предприняты те или иные действия. Искусственный интеллект начнет не просто управлять машинами, но и предотвращать ДТП, а на промышленном производстве все чаще будут использовать индустриальных роботов.

«Мы живем в самое невероятное время в истории — начинается постчеловеческий век развития, век сверхлюдей, у которых будет больше способностей, чем у нас», — сказал Хосе Луис Кордейро, профессор Массачусетского технологического института, автор бестселлера «Смерть смерти», известный своими футуристическими прогнозами.

Он напомнил, что путь от перфокарты до флэшки 128 Гб человечество прошло за 30 лет, так что, возможно, еще через 30 лет такая флэшка будет находиться у нас в голове, и ее уже не потеряешь. Мозг будет подключен к облачным вычислениям, и человечество преодолеет ограничения природного интеллекта.

«Мы сможем общаться телепатически. Открывая рот, мы передаем лишь незначительную часть информации, которая находится у нас в голове. Урок можно будет провести за секунду, потому что информация передастся мгновенно из мозга в мозг», — отметил Хосе Луис Кордейро.

Издержки цифровизации

Председатель совета директоров корпорации QBF Роман Шпаков напомнил, что у цифровизации есть и издержки. Осилит ли человек бесконечный поток информации? Может быть, и Сбербанк вскоре будет управлять нашими судьбами — подсказывать, что купить и какой кредит взять? К тому же цифровизация и роботизация чреваты безработицей.

Саритас Оздчан призвал относиться к любым прогнозам осторожно. «Сегодня мы говорим о автомобилях без водителей. Но, может быть, они будут не четырехколесными, а двухколесными. Хотя какое это имеет значение, если мы не сможем решить проблему пробок?» — сказал он.

7 июня, 2019 г.

«Вышка» в Telegram