• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие университета: оценки экспертов МКК

30 мая в Высшей школе экономики состоялось заседание Международного консультативного комитета (МКК) Программы развития НИУ ВШЭ, который был учрежден в начале 2010 года и впервые собрался в полном составе.

Открыли заседание научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и первый проректор ВШЭ Лев Якобсон, который охарактеризовал основные направления развития университета и отметил главные достижения минувшего года. Важным фактом растущего международного признания стало продвижение ВШЭ в глобальном рейтинге университетов, который ежегодно составляет агентство QS: вместе с четырьмя другими российскими вузами Вышка вошла в топ-500 университетов мира. Об упрочнении позиций ВШЭ в качестве национального исследовательского университета свидетельствуют победы в трех крупных общероссийских конкурсах, поддержанных Правительством РФ, а также участие в разработке национальной Стратегии-2020. Вышка является и одним из самых популярных вузов у российских абитуриентов: на протяжении последних лет университет стабильно входит в тройку вузов-лидеров, зачисляющих абитуриентов с самыми высокими баллами ЕГЭ. А привлечение талантливых студентов — неотъемлемая часть стратегии исследовательского университета, занимающегося подготовкой национальной элиты.

Новые достижения неизбежно ставят вопрос о возможностях дальнейшего развития и выборе приоритетов. Как прочно интегрироваться в глобальное пространство научных исследований, занять свою нишу, сформировать современную академическую культуру? Как стать привлекательным университетом не только для российских, но и для иностранных студентов, желающих получить образование в области социально-экономических наук? В чем слабости Вышки и где ее основные преимущества? К открытому обсуждению этих сложных вопросов были приглашены ведущие зарубежные эксперты.

Дополнение к основному профилю

Выступление первого проректора ВШЭ Вадима Радаева было целиком посвящено образовательной деятельности университета. В прошлом году были открыты факультет истории и отделение востоковедения, которые пользовались популярностью у абитуриентов. В этом году открыт факультет филологии, а отделение деловой и политической журналистики планируется трансформировать в факультет масс-медиа. В последние годы произошел рост числа бакалавров и магистров, в основном за счет открытия новых факультетов и отделений и увеличения набора в магистратуру (за последние 6 лет количество студентов магистратуры выросло в пять раз).

Говоря о проблеме быстрого расширения университета, член МКК Джамил Салми, координатор по Восточной Европе проектов в сфере высшего образования Всемирного банка, отметил, что за последний год в Высшей школе экономики стартовало много новых проектов. Но есть и проблемы. «Я вижу много деревьев, но не вижу леса. Откуда Вышка вышла, известно, а вот куда она движется, не совсем ясно». У эксперта в связи с этим возник вопрос: насколько новые факультеты вписываются в стратегию развития университета? И каковы критерии отбора подобных инициатив?

Вадим Радаев пояснил, что открытие новых факультетов связано с необходимостью сформировать у студентов помимо специальных компетенций фундаментальные — связанные с философией, историей, культурологией… «На первый взгляд, факультет бизнес-информатики не совсем вписывается в основной профиль вуза, — сказал он. — Но идея была в том, чтобы связать информационные технологии с менеджментом и экономикой».

Патти МакГилл Питерсон
Патти МакГилл Питерсон
Член МКК Патти МакГилл Питерсон, старший партнер Института политики в области высшего образования в Вашингтоне, указав на то, что «значительная часть финансирования ВШЭ поступает от государства, то есть налогоплательщиков», предложила задуматься над тем, какую пользу обществу может принести открытие новых факультетов, других структурных подразделений или направлений деятельности в университете.

По мнению Джамила Салми, новые факультеты ВШЭ должны не только соответствовать миссии университета, но и иметь некий общий «интерфейс», который бы сближал их с «профильными» учебными программами Высшей школы экономики. Кроме того, обучение и проводимые исследования могут быть ориентированы на поиск решений специфических для России социально-экономических проблем.

«Высшая школа экономики была основана для обеспечения руководства страны знаниями и экспертизой, необходимыми для проведения рыночных реформ, — напомнил в связи с этим член МКК, профессор Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе, профессор Открытого Университета Каталонии в Барселоне и почетный профессор ВШЭ Мануэль Кастельс. — Эта задача должна сохраняться. ВШЭ должна оставаться «поставщиком» экономической элиты для России».

По мнению первого проректора ВШЭ В. Радаева, чтобы занять лидирующие позиции на российском рынке образования, а также выйти на мировой уровень, необходимо создавать новые стандарты преподавания, привлекать талантливых студентов, создавать стимулы для академического развития. Это уже делается. Так, Вышка активно участвовала в разработке образовательных стандартов третьего поколения, а после получения статуса национального исследовательского университета воспользовалась правом и разработала собственные, оригинальные образовательные стандарты.

Аспирантура: новые принципы и новые вопросы

Серьезным образом в Высшей школе экономики пересматриваются принципы обучения в аспирантуре. Сегодня здесь обучается более 600 аспирантов. Однако многие из них, как и аспиранты большинства российских вузов, вынуждены отвлекаться от научных занятий и искать возможность заработать себе на жизнь, поскольку государственная стипендия слишком мала. Разумеется, дополнительная занятость не способствует продуктивности научных исследований. Поэтому в прошлом году было принято решение об открытии в НИУ ВШЭ академической аспирантуры (так называемой «аспирантуры полного дня»), организуемой по типу западных программ PhD. Учащиеся академической аспирантуры могут полностью сосредоточиться на своих исследованиях: они вовлечены в работу научных институтов ВШЭ и, кроме того, получают стипендию в размере 25 тысяч рублей, что почти в десять раз больше государственной.

Тимоти Колтон
Тимоти Колтон
«Аспирантура полного дня — хорошая инновация, которая должна получить развитие, — считает член МКК Тимоти Колтон, директор Центра Дэвиса Гарвардского университета. — Как быстро все аспиранты будут переведены на такую систему? Может быть, для этого стоит получить помощь правительства и бизнеса?»

По мнению членов МКК, в настоящее время количество защит аспирантов снижается во всем мире. Отличие России в том, что если на Западе диссертации защищают те, кто собирается продолжать академическую деятельность, то в нашей стране это совсем не обязательно. «В России на рынке труда ученая степень ценится высоко, поэтому не все российские аспиранты выбирают академическую деятельность», — отметил В. Радаев.

Язык интернационализации

В последние годы особое внимание уделялось интернационализации университета, продолжил свое выступление первый проректор ВШЭ. В Вышке с каждым годом растет число образовательных программ, реализуемых совместно с ведущими зарубежными университетами. По окончании таких программ студенты получают два диплома. Одновременно увеличивается и число учебных курсов, читаемых на английском языке. Сейчас их 88. И со временем из англоязычных курсов будут сформированы полноценные образовательные программы, привлекательные как для иностранных, так и для российских студентов.

Член МКК Патти МакГилл Питерсон в связи с этим заметила, что иностранные студенты должны быть полностью интегрированы в университетскую жизнь. Майкл Барбер, партнер компании McKinsey&Company, член МКК, отметил, что «институциональные преобразования — самые сложные, но Высшей школе экономики многое удалось сделать». Впрочем, это не повод останавливаться. В частности, по мнению эксперта, «надо еще больше работать по компетенциям в области владения английским языком, особенно в магистратуре». Один из инструментов — связать преподавание разных дисциплин с навыками владения английским. В любом случае английский язык необходим, так как без него в современном мире не обойтись.

Председатель МКК Эрик Маскин, лауреат Нобелевской премии по экономике 2007 года, профессор Института перспективных исследований Принстонского университета в своей реплике тоже затронул тему английского языка: «Английский важен для своих (неиностранных) студентов в связи с интернационализацией образования. Многие базовые учебники и статьи издаются на английском языке. Преподавателей английского можно рекрутировать на международном рынке. И очень хорошо для студентов, если это будут носители языка, не говорящие по-русски».

Вадим Радаев согласился с этим мнением и добавил, что студенты хотят слушать курсы на английском, чтобы повысить свои компетенции.

Майкл Барбер
Майкл Барбер
Во время заседания также обсуждалась программа стимулирования преподавателей в Высшей школе экономики, которая предусматривает надбавки за исследовательскую работу, за методические разработки, за лучшие педагогические практики. Существует и эффективно работает система учебных ассистентов. В этом году появятся новые типы надбавок лучшим преподавателям и лучшим научным руководителям.

Исследования: средства и результативность

Другому аспекту деятельности университета — научно-исследовательскому — был посвящен доклад первого проректора ВШЭ Леонида Гохберга. Среди национальных исследовательских университетов Высшая школа экономики — единственный вуз социально-экономического профиля. В качестве приоритетных направлений исследований определены экономика, социология, государственное и муниципальное управление, менеджмент. Однако и другие научные отрасли в Вышке представлены достаточно хорошо, что подтверждается качеством проводимых исследований. Недавно открытый факультет — математики — один из лучших по своему профилю в России в плане научной работы.

«Мы удвоили-утроили показатели по объему привлекаемых в исследования средств, количеству публикаций в ведущих журналах. Стремимся и к увеличению числа преподавателей, занимающихся наукой. И хотя уже сегодня этот показатель выше среднего по России в три раза, останавливаться на достигнутом мы не собираемся», — сказал Л. Гохберг.

Проректор ВШЭ Андрей Яковлев обратил внимание на то, что примерно три четверти средств, финансирующих исследования в университете, — это средства государственных заказчиков — правительства, министерств и ведомств России. И в этом есть определенный риск. Член МКК, директор Центра международного высшего образования Boston College Филип Альтбах заметил, что «к 2020 году соотношение инвестиций частного и государственного секторов в научную деятельность университета должно быть обратным». По мнению членов МКК, для этого необходимо активнее обращаться в различные зарубежные фонды. Кроме того, Евросоюз выделяет значительные средства на исследования, можно в партнерстве с европейскими университетами претендовать на гранты.

Дэниел Трейсман
Дэниел Трейсман
Фундаментальные исследования в Вышке ведутся в основном за счет средств правительства, а прикладные финансируются из других источников. «Мы один из немногих вузов, который субсидирует свои исследования. За последние три-четыре года удалось существенно увеличить объем средств на исследования, получаемые от компаний и иностранных грантодателей», — отметил Леонид Гохберг. Между тем, по мнению члена МКК Дэниела Трейсмана, профессора департамента политической науки Университета Калифорнии, надо «защищать необходимость фундаментальных исследований", чтобы не было крена в сторону прикладных разработок.

Джамил Салми и Майкл Барбер считают, что для оценки эффективности научно-исследовательской работы необходимо выработать четкие, понятные всем критерии. В Вышке эта работа уже начата. Леонид Гохберг заметил, что система контроля над деятельностью институтов, центров и лабораторий сейчас создается. Возможно, по результатам мониторинга научной деятельности некоторые наименее эффективные научные подразделения будут закрыты.

К стратегическим задачам, по мнению первого проректора Л. Гохберга, следует отнести также более активное участие в международных (в том числе сравнительных) исследованиях. И создание международных лабораторий — один из способов продвинуться в этом направлении. За последнее время в ВШЭ создана целая сеть лабораторий международного уровня — их уже одиннадцать. Причем лишь две из них — на средства правительственных грантов (по конкурсу Министерства образования и науки), а девять — за счет средств ВШЭ, и, как отметил Л. Гохберг, есть еще заявки на организацию подобных подразделений.

Другой аспект научно-исследовательской работы университета — создание баз данных по экономике и социологии. Важно также привлекать «академически настроенных студентов» к участию в проектах, стремиться развивать междисциплинарные группы. Значимый тренд, который руководство университета собирается поощрять, — создание базовых кафедр, которые поддерживаются компаниями. В прошлом году ВШЭ выиграла грант на развитие инновационной инфраструктуры. Реализация этого проекта будет проходить с непосредственным участием коммерческих организаций.

Вверх по академической «лестнице»

О механизмах стимулирования академической активности сотрудников и о кадровой политике университета рассказала участникам встречи проректор ВШЭ Мария Юдкевич. Она отметила, что академическая карьера в России не столь привлекательна, как возможности, предоставляемые студентам и выпускникам в бизнесе. Усугубляет ситуацию и отсутствие полноценного рынка академического труда. Новых преподавателей и исследователей Высшая школа экономики ищет не только в России, но и за рубежом, в частности среди специалистов, получивших степень PhD — с ними ВШЭ заключает специальные контракты.

Прямое стимулирование академической активности профессорско-преподавательского состава происходит по нескольким направлениям — от трехуровневой системы академических надбавок за публикации в реферируемых журналах до выделения индивидуальных и коллективных грантов под реализацию конкретных исследовательских проектов. Мария Юдкевич также напомнила о существующих программах поддержки академической мобильности, программе кадрового резерва и различных тренингах и программах повышения квалификации, открытых для сотрудников Высшей школы экономики.

Будучи ведущим российским экономическим университетом, ВШЭ старается интегрировать учебную и исследовательскую деятельность. Один из способов добиться такой «связки» — создание научно-учебных лабораторий (НУЛов). Этот процесс, начавшийся в 2005 году, набирает обороты — только за два последних года было создано 12 новых НУЛов. Одновременно в университете создаются «практикоориентированные» проектно-учебные лаборатории. При этом, по словам Марии Юдкевич, деятельность лабораторий необходимо оценивать критически, исходя из эффективности и продуктивности их работы.

Подводя итог, проректор ВШЭ отметила, что университет будет стремиться к изменению «рутины» академической деятельности, которая нередко отстает от современных требований к проведению исследований. «Нам необходимо адаптироваться и интегрироваться в международные исследовательские структуры», — подчеркнула Мария Юдкевич.

Международная интеграция может обеспечить появление новых, более сильных стимулов для тех студентов и выпускников Вышки, которые готовы продолжать академическую карьеру, полагает, в свою очередь, член МКК Мануэль Кастельс. «Насколько я понимаю, быть академиком в России не очень почетно, — сказал он. — И раз система стимулов и вознаграждений, существующая внутри российского академического сообщества, недостаточна для молодых исследователей, привлекать их можно перспективой самореализации в международном академическом пространстве».

Филип Альтбах полагает, что «абсолютным ключом к успеху на этом пути является создание академической культуры». В то же время он уверен, что «мы находимся в начале революции наших представлений о том, что такое обучение и чему нужно обучать в университетах». «Российские университеты об этой проблеме, которая много обсуждается в США и Европе, не задумываются, так что у Высшей школы экономики есть шанс стать лидером в этом направлении», — сказал Филип Альтбах.

Майкл Барбер между тем отметил, что стратегия развития университета должна предусматривать большую, чем это обычно принято в российских вузах, свободу выбора для студентов. «Авторитарную культуру, сложившуюся в российском академическом сообществе, нужно преодолевать, — согласился с коллегой Мануэль Кастельс. — К счастью, в этом плане ситуация в Высшей школе экономики значительно лучше, чем в других российских вузах. Но критическое мышление должно не просто приветствоваться — его необходимо развивать и поддерживать».

Питер Стернс
Питер Стернс
Член МКК Питер Стернс, проректор Университета Джорджа Мейсона, призвал усовершенствовать механизм продвижения по академической «лестнице» внутри университета и отдавать предпочтение тем сотрудникам, чья научная и исследовательская работа вносит вклад в укрепление статуса и развитие университета.

В завершение встречи члены МКК отметили, что ждут от коллег из Высшей школы экономики «фидбэка» на отмеченные ими проблемы и возможные пути развития университета. В то же время они подчеркнули, что МКК не может и не ставит перед собой задачи «подменять» университетский менеджмент: наилучшим путем станет объединение усилий международных и «внутренних» экспертов ВШЭ. Впрочем, одно пожелание руководству ВШЭ члены МКК все же высказали, предложив проводить новые консультации не только в Москве, но и в филиалах Высшей школы экономики.

Комментарии членов Международного консультативного комитета Программы развития НИУ ВШЭ

Питер Стернс: На меня — также как и на моих коллег-экспертов консультативного комитета ВШЭ — большое впечатление производят темпы и качество развития университета в последние годы. Я не думаю, что кто-то из нас может рекомендовать руководству университета какие-либо радикальные перемены курса. Мне кажется, что нужно просто уточнить приоритеты — тактические и стратегические.

Победить на всех фронтах невозможно, поэтому нужно определить самые важные направления работы. К примеру, дискуссия о научном и преподавательском штате ВШЭ кажется мне весьма своевременной и актуальной. Университет уже интенсивно работает в этой сфере, но важно не только нанимать новых перспективных ученых, но и создавать самые благоприятные условия для того, чтобы ни они, ни старые, проверенные, сотрудники не покидали университет. Не менее своевременным был разговор об интернационализации образовательных программ ВШЭ и об обменных программах для студентов бакалавриата, о междисциплинарных проектах.

На мой взгляд, руководство ВШЭ поступит мудро, если немного сместит акцент в развитии международных связей: сейчас ВШЭ много внимания уделяет развитию отношений с университетами Западной Европы и США, при этом университеты стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика — Ред.) заслуживают не менее пристального внимания.

Добиться международного признания в области образования можно только прилагая грандиозные усилия. По этому пути продвигается не только ВШЭ, но и мой университет и многие другие вузы мира. Образование — сфера высоко конкурентная, и победителями станут наиболее настойчивые и последовательные.

Тимоти Колтон: К сожалению, в прошлом году я не смог участвовать в первой встрече экспертов МКК, так что это — мой первый опыт совместной работы с российскими и западными коллегами. Пока я пытаюсь понять структуру университета, сильные и слабые стороны его развития. Прежде чем предлагать рекомендации необходимо основательно разобраться в сложном «организме», каким является любой вуз. Руководство ВШЭ предоставило экспертам МКК разностороннюю информацию для размышлений и создало прекрасные условия для работы — атмосферу открытости, дружелюбия.

Что касается рекомендаций, то мне кажется, университет должен выявить свою основную миссию и определить, на чем именно сконцентрировать свои усилия и ресурсы. У меня сложилось впечатление (возможно, поверхностное), что у ВШЭ слишком много приоритетных направлений. Я бы сократил список важнейших стратегических задач вуза и сосредоточился на решении немногих, но важнейших.

Эрик Маскин: Мне кажется, что Высшая школа экономики блестяще справляется с целым комплексом сложнейших проблем. По крайней мере, для меня прогресс в делах университета очевиден. Возможно, не все амбициозные задачи руководства вуза будут решены в ближайшее время, но наиболее острые проблемы развития будут преодолеваться шаг за шагом. Дорогу осилит идущий. Я с оптимизмом смотрю на будущее университета.

Андрей Щербаков, Олег Серегин, Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ВШЭ

Фото Никиты Бензорука

Авторы текста: Грузинцева Валентина Алексеевна, Серёгин Олег Андреевич, Щербаков Андрей Владимирович, 30 мая, 2011 г.

«Вышка» в Telegram