• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мои педагоги – пример отношения к профессии, к ученикам, студентам, коллегам»

5 октября в мире отмечают День учителя. Преподаватели Вышки рассказали, как они стали учителями и что это значит для них. 

Плешков Алексей Александрович
Директор Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева (ИГИТИ)

Мой переход из учеников в учителя происходил плавно и естественно: педагогическая практика на старших курсах, работа в Лицее НИУ ВШЭ, наконец, преподавание уже в университете. 

Еще до начала педагогической практики я начал работать в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева, т.е., в университете и не в статусе ученика я оказался довольно рано.

Уже имея опыт и самостоятельного исследования, и опыт выступления на конференциях, я понял, что хотел бы преподавать, но из-за некоторых институциональных ограничений довольно долго этого сделать не получалось. В этом смысле никакого осознания «по щелчку» у меня не было – я долго хотел преподавать и долго ждал.

Думаю, работа учителя связана с осознанием дополнительной ответственности. Пока учишься, чувствуешь ответственность за свое образование перед собой (и перед своими родителями). Когда учишь, понятно, испытываешь ответственность за образование других, но что важнее, на мой взгляд, это ответственность перед сообществом, дисциплиной и предметом. 

Фокус на «абстрактную» ответственность перед своей дисциплиной не случаен, потому что сама дихотомия учитель-ученик мне не очень нравится (если мы говорим об университете). Например, обычно на первой паре курса я говорю аудитории, что успешность наших занятий зависит от совместных усилий, а потому требует полного вовлечения и преподавателя, и студентов.

В центре образовательного процесса – предмет в его целостности, а не противопоставленные друг другу полюса учитель-ученик. Университет, по меткому определению Билла Ридингса, это пространство структурно незавершенной практики мышления. Да, учитель отвечает за создание среды, в которой возникает событие мысли, да, учитель так выстраивает процесс, чтобы мысль осталась открытой, но, в конечном итоге, преподавание всегда предполагает, что учитель учится не меньше (а может быть и больше), чем ученики.

На мой взгляд, если занятия перестали порождать новое именно для преподавателя, то «учитель» в нем закончился, а сами занятия – мертвы. Для меня преподавать – это иметь возможность постоянно «зажигать» мышление, оживлять и студентов, и самого себя, и свою дисциплину. Конечно, это требует много усилий, времени, личного участия, но оно того стоит. Как утверждал Сократ «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой»

Назмутдинов Булат Венерович
Академический руководитель ОП «Юриспруденция»

Если честно, никогда не считал себя учителем, скорее – преподавателем. Мне нравится готовиться к занятиям и вести пары, это гораздо интереснее, чем быть менеджером или организатором. 

Преподавание выхватывает из суеты, дарит сосредоточенность. По своей интенсивности подготовка к занятиям отличается от плотной работы над текстом, но это что-то очень похожее.

Стать преподавателем я решил на втором курсе, когда выбрал академическую траекторию. Речь шла скорее об аспирантуре, преподавание презюмировалось, и я не был уверен, что у меня получится. Первый мой семинар по теории права был у экономистов, а это очень взыскательная и капризная публика. Я так и не понял, если честно, что это было: до этого я вел публичные дебаты, киноклубы, какой-то заметной разницы я не увидел. На следующем семинаре на факультете госуправления было уже хорошо, что-то совсем другое. А на следующей неделе, когда вел у политологов, пришли и кураж, и вдохновение  – даже 4 пары были не в тягость. 

Преподавание для меня  – это видение и преподнесение определенного, структурированного материала. Он становится понятным даже тебе самому, когда ты исследуешь его вместе со студентами. 

С одной стороны, здесь есть жесткая интеллектуальная структура и технология, иначе все сведется к абстрактным рассуждениям, многое будет зависеть от случая. С другой  – гибкость, радость сотворчества, особенно когда есть взаимопонимание, встречная открытость. Этого нет, когда готовишься самостоятельно.

В момент преподавания за кадром остается все остальное, мысли устремлены именно к тому, что обсуждается и открывается. Мне кажется, преподавание подразумевает способность радоваться такому общению.

Вдовин Алексей Владимирович
Доцент департамента истории и теории литературы

Переход из учеников в учителя для меня проходил очень медленно. По сути он и не закончился, потому что я постоянно чему-либо учусь у русских и зарубежных коллег, у онлайн-лекторов, у авторов книг, которые читаю. Мне кажется, что окончательного перехода из одного агрегатного состояния в другое здесь не бывает, ты просто играешь разные роли в разных ситуациях.

Осознание того, что я стал учителем, пришло, наверное, тогда, когда я увидел, что некоторые написанные под моим руководством курсовые мне не просто нравятся, но и вызывают приятное удивление ходом мысли и неожиданными выводами и результатами, которых я и не предполагал. И конечно же, когда студенты подходят после лекций или семинаров и задают такие умные и серьезные вопросы, на которые я даже не всегда могу ответить. Когда они просят порекомендовать, что им почитать из художественной и научной литературы, я ощущаю, что приношу пользу.

Как учитель, педагог и научный руководитель, я больше всего верю в достоинство личности и самостоятельность мышления студентов. Быть может, я идеалист, но я уверен, что наши ученики будут гораздо более знающими, гибкими, талантливыми и успешными, чем их учителя, потому что их стартовые позиции в Вышке выгодно отличаются от того, как начинали мы 15-20 лет назад. 

Лытаева Мария Александровна
Доцент кафедры иностранных языков

Мне повезло с учителями. И в школе, и в университете у меня были прекрасные педагоги, которые вложили в меня не только знания, умения, сформировали нужные профессиональные компетенции. Они были и есть для меня пример отношения к профессии, к ученикам, студентам, коллегам.

Уже 20 лет у меня диплом учителя, 10 лет назад я впервые провела семинар для учителей с позиции методиста и автора учебников, то есть я немного учитель для учителей, но до сих пор я не в полной мере избавилась от роли ученицы. 

Труд учителя – это постоянная учеба, мы должны не отставать от современных тенденций в предмете, должны осваивать новые технологии. Мы также учимся у своих студентов или учеников, потому что они все разные, со своими особенностями, потребностями и интересами. Они учат нас, как нужно учить их.

Я почувствовала себя учителем в Вышке, когда выпустила свою первую группу. Со своими студентами я провела 3 года, научила их немецкому с «нуля» и увидела результат своей работы – очень хорошее владение языком. 

К тому моменту я уже защитила кандидатскую диссертацию по методике и смогла оценить свои действия со стороны, как методист. Обнаружила удачи и неудачи, задумалась над совершенствованием своих методик.

Так же я продолжаю работать и сейчас: внутренний критик никогда не успокаивается. Я всегда стараюсь что-то улучшить в своих занятиях, найти новые приемы, интересные технологии.

Всегда считала и продолжаю считать, что не очень удачные результаты студентов – это, во многом, вынесенные во внешний план недоработки преподавателя. Мне всегда скучно повторять один и тот же курс без изменений, в материалы прошлых лет вношу дополнения, потому что со временем меняются реалии, меняются студенты, меняюсь я сама. 

Для меня быть учителем – это значит создавать атмосферу сотрудничества, доверия и поддержки, когда студенты и преподаватель вместе работают над процессом узнавания, научения, образования. На занятиях должно быть интересно обеим сторонам и каждое занятие должно быть продуктивным. 

 

Материал подготовила Анна Резникова. 

Иллюстрации: Мария Еремина. 

7 октября, 2019 г.

«Вышка» в Telegram