• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В школьном театре можно не бояться показать себя с новой стороны»

Можно ли стать актером, если никогда не был в Большом и Мариинке? Проект выпускников ВШЭ «Через театр» помогает детям из сел и небольших городов знакомиться с актерским мастерством, ставить спектакли и выступать на сцене. Организаторы проекта Маруся Полякова и Яна Суслова рассказали, чем живет школьный театр в глубинке и как помочь ребятам организовать настоящий театральный фестиваль.

Почему вы решили заниматься театром?

Маруся Полякова: Я получила степень магистра искусств в СпбГУ, а затем приняла участие в программе «Учитель для России» в сотрудничестве с Институтом образования ВШЭ и стала работать учителем английского языка и искусства в городе Бутурлиновка Воронежской области. 

Раньше я не занималась театром, но чтобы увлечь моих учеников иностранным языком, мы начали придумывать спектакль на английском с театром теней. А спустя год вместе с коллегами по программе решили объединить силы и придумать короткие постановки со своими учениками. Так в апреле 2017-го в Москве впервые прошел фестиваль «Через театр». 

Нам удалось пригласить театральных режиссеров и людей творческих профессий, чтобы провести для ребят мастер-классы. В результате около 100 детей и 11 учителей приехали в Москву со своими постановками. Это было невероятно! Многие из них никогда не путешествовали так далеко, а некоторые и вовсе не бывали в театре.

Также читайте

Худрук Театра ВШЭ  о том, как экономисты становятся актерами

В этом году фестиваль соберет уже более 450 детей из 8 регионов России. И мы очень надеемся, что у нас все получится!

Как, на ваш взгляд, театр помогает ребятам в учебе и жизни? 

Яна Суслова: В провинции весьма ограниченные возможности для дополнительного образования и досуга. Театр становится альтернативным и захватывающим занятием для детей и подростков. Кто-то приходит с мечтой о сцене, кто-то хочет стать немного уверенней, а кому-то просто нужно общение.

В школьном театре можно не бояться показать себя с новой стороны, говорить вслух на темы, которые тебя волнуют.

В нашем проекте мы акцентируем внимание на «горизонтальном театре», подбираем педагогов и мастеров, созвучных нам по ценностям. Нам важно, чтобы внутри труппы было сотворчество между детьми и взрослыми, свобода, но при этом включенность и осознанность каждого участника. 

Как происходит подготовка спектаклей? 

Маруся Полякова: Мы поддерживаем учителей с помощью очных театральных лабораторий, вебинаров и онлайн-работы с наставниками. А учителя ведут занятия в школе, проводят тренинги и репетиции. 

Сейчас мы открыли краудфандинг для того, чтобы привезти профессиональных режиссеров, педагогов по театральному мастерству, пластике и голосу в региональные центры для работы с детьми. 

Без практики театра не бывает, живое общение нельзя заменить онлайн-поддержкой, но мы совмещаем оба формата. 

Учителя смотрят вебинары с педагогами, а записи репетиций присылают наставникам. Наставники – это бывшие участники проекта, уже с опытом постановок с детьми, а также начинающие режиссеры. Они помогают труппам, дают советы, как решить ту или иную режиссерскую задачу убедительнее для зрителя. 

Какой сценический материал выбирают школьники? Что им интереснее всего?

Яна Суслова: В прошлом году мы посвятили лабораторию практикам документального театра, и где-то треть постановок была в жанре вербатим – то есть документальных рассказов. Дети говорили о себе, своих проблемах, показывали место, в котором живут, рассказывали о людях, которых видят каждый день. Это очень важно, чтобы ученики имели возможность высказаться и показать свой взгляд на мир широкой аудитории. 

Также ставят и литературные произведения (от Шекспира до Брэдбери), и пьесы, и музыкальные спектакли, и моноспектакли. Но в данном случае важен не столько жанр, сколько сотворчество ребят и учителя, чтобы каждый из них вкладывал в постановку частичку себя. 

С какими трудностями вы сталкиваетесь во время работы? 

Маруся Полякова:  Бывает сложно поддерживать дисциплину на занятиях, направлять энергию детей в конструктивное русло. 

Еще непросто развивать зрительскую культуру. Ведь есть дети, которые ни разу не были в театре и не привыкли быть зрителем. А учиться обсуждать, высказывать свое мнение и мысли на тему, при этом не давая оценок, – это тоже большая работа.  

Организаторы сталкиваются с трудностями логистики и фандрайзинга. Но мы верим в проект и стараемся, чтобы о нем узнало как можно больше людей.

Могут ли студенты Вышки принять участие в проекте? 

Яна Суслова: Конечно! В январе у нас запланировано несколько образовательных встреч со школами в регионах, на которых очень нужны волонтеры. Кроме того, наша команда всегда рада помощникам, которым интересно заниматься соцсетями, организацией мероприятий, работой с партнерами. 

Студенты могут написать нам на почту cherezteatr@gmail.com, и мы обсудим какой формат сотрудничества больше подойдет. 

Креативных идей и вдумчивых голов всегда не хватает! 

Автор текста: Гиацинтова Юлия Николаевна, 24 декабря, 2019 г.

«Вышка» в Telegram