• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года: финальный этап

Первая Программа развития Высшей школы экономики, оформленная как документ, появилась у университета в 2004 году. Но уже в 2008 году стало понятно, что эта Программа в целом выполнена. Встал вопрос о необходимости разработки нового стратегического документа. В начале 2009 года университет приступил к разработке новой Программы, и это была Программа развития до 2020 года. То есть университет уже тогда попытался заглянуть за горизонт 10 лет.

24 января 2020 года ученый совет НИУ ВШЭ будет рассматривать новую Программу развития университета до 2030 года.

Обсуждение основных положений стратегического документа еще продолжается на странице Программы. Приводим мнения некоторых коллег, принимавших непосредственное участие в разработке документа, а также вносивших в него свои предложения.

Первый проректор НИУ ВШЭ

Сегодня наш университет решает очень разные задачи и нуждается в разных специалистах академического и практического профилей. Поэтому в новой Программе развития НИУ ВШЭ мы планируем институционализировать три профессиональных трека – академический с исследовательской деятельностью в качестве ядра, образовательно-методический с акцентом на преподавательскую деятельность и практико-ориентированный – для коллег, работающих в разных прикладных областях. По каждому треку будут выработаны свои требования и предоставлены свои возможности для профессионального и карьерного роста. Мы хотим, чтобы коллеги могли выбирать и менять профессиональные траектории в зависимости от характера своей деятельности и индивидуальных возможностей.

В отношении академических сотрудников мы планируем и дальше повышать профессиональные требования, будет и далее расти доля коллег, публикующихся в ведущих международных журналах. Но наряду с этим планируется стабилизация и усиление гарантированности контрактных отношений, повышение доли долгосрочных возобновляемых договоров, а также усиление долгосрочных стимулов к эффективной деятельности (например, в виде длительных академических надбавок). Будут также сближаться процедуры и условия международного и российского рекрутинга.

Читать далее 

Вице-президент

Мне кажется, что новая Программа развития НИУ ВШЭ до 2030 года является значительным шагом в определении приоритетов, инструментов и направлений нашей работы на предстоящие десять лет. Хотелось бы отметить несколько моментов, существенных, как мне представляется, для Университета в целом.

Во-первых, новая Программа развития – это программа создания и развития цифрового университета. Это и цифровая трансформация образования, разработка цифровых учебно-методических комплексов, реализация цифровой трансформации Университета с целью перехода на качественно новый уровень научных, образовательных и управленческих процессов. Но одновременно это и значительная концентрация исследовательских и образовательных программ НИУ ВШЭ в направлении научно-технологического развития и цифровой трансформации экономики и общества, цифровой грамотности, дополнительных квалификаций выпускников в области цифровых технологий. В каком-то смысле, Программа развития логически завершает и постулирует тот выбор, который был сделан НИУ ВШЭ 15-20 лет назад, когда информационные и цифровые технологии легли в основу платформы развития Университета и в результате длительных усилий превратили НИУ ВШЭ в мультидисциплинарный научно-образовательное центр.

Читать далее 

Декан факультета социальных наук

В Программе развития Вышки до 2030 года во многих разделах встречается  положение о приоритете междисциплинарности (или полидисциплинарности). Так, применительно к вопросам образования ставится задача индивидуализации студенческих траекторий как основы полидисциплинарности образовательной подготовки. Сходные положения мы обнаруживаем и в разделах о научных исследованиях — в частности, речь идет о комплексных образовательных программах, отвечающих на большие международные вызовы и имеющих междисциплинарный характер, включая как фундаментальные исследования, так и прикладные разработки.  

Ориентиры Программы развития ВШЭ на междисциплинарность и полидисциплинарность в образовании и исследованиях созвучны ряду стратегических планов факультета социальных наук. В частности, в среднесрочной перспективе мы планируем  открытие таких многодисциплинарных образовательных программ на уровне магистратуры, как гендерные исследования, медиация и коммуникация в политических процессах, социолегальные исследования и др.

Читать далее 

Руководитель департамента психологии

На мой взгляд, в настоящее время в Программе развития не хватает описания конкретных механизмов выстраивания и стимуляции междисциплинарного взаимодействия, несмотря на то, что в ней в явном виде прописана насущная необходимость включения школ и департаментов в такое взаимодействие. Что здесь могло бы быть полезным? Например, допустить и поощрять аффилиацию исследователей и ППС с несколькими факультетами НИУ ВШЭ (подобная стратегия двойных аффилиаций оказалась в свое время крайне продуктивна в университете Карнеги-Меллон в плане выстраивания взаимодействия между факультетами психологии и компьютерных наук). Возможно, имеет смысл продумать механизм финансирования междисциплинарных научных проектов.

Читать далее 

Научный руководитель, и.о. директора МИЭМ

В новой Программе развития университета провозглашается, что Высшая школа экономики должна стать научно-исследовательским и проектным университетом не только для преподавателей и сотрудников, но и для студентов. Акцент на этом сделал и ректор в своем выступлении на декабрьском заседании ученого совета. Таким образом, проектное обучение становится одним из основных направлений развития университета в ближайшее десятилетие.

Что касается МИЭМа, то здесь уже можно говорить о результатах перехода на проектную модель обучения. Нами была полностью изменена программа первых курсов, значительно увеличен объем знаний в области математики, физики и информатики, который дается на первом-втором курсе. Это делается, чтобы студенты были готовы к выполнению реальных проектов. Если ты приходишь и начинаешь с нуля, ты как раз потратишь года два, чтобы выяснить, про что разговор. Поэтому первые два курса единой проектной программы нет, она у каждого департамента своя. Тем не менее, есть наличие базовой подготовки и проектных семинаров, на которых студентам объясняют, что их ждет, чтобы приходя на третий курс, они были готовы к выполнению проекта.

Читать далее 

Заместитель декана факультета коммуникаций, медиа и дизайна

Сегодня Высшая школа экономики — сложное сочетание совершенно разных образовательных направлений, начиная от классических для Вышки — экономики, социологии, менеджмента, заканчивая новыми — физикой и химией.

Конкурентоспособность современного университета на глобальном рынке, как и эффективность его работы в целом, напрямую зависит от создания современной образовательной среды, в которой каждый день живут и работают его студенты и сотрудники: удобные здания, отражающие университетскую атмосферу, оборудованные для образовательных и исследовательских целей каждого факультета учебно-лабораторные корпуса, коворкинги, мастерские, инкубаторы, библиотеки, пространства для отдыха, инфраструктура общежитий.

Уже сегодня Вышка создает уникальные возможности для студентов: начал работать новый кампус на Покровке, построенный и оснащенный по стандартам современного мирового университета, в круглосуточной библиотеке можно заниматься в любое время дня и ночи, для свободного входа открыта галерея современного искусства НИУ ВШЭ — HSE ART Gallery, где проходит около 10 актуальных выставок в год, создан целый ряд востребованных мастерских и лабораторий по направлениям дизайна, искусства, медиа, физики, химии.

Читать далее 
22 января, 2020 г.

«Вышка для своих» в Telegram