• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В ближайшее время появятся дорожные карты развития всех факультетов и филиалов ВШЭ»

В НИУ ВШЭ начинается реализация Программы развития университета до 2030 года. Первоочередные меры предполагают серьезные изменения структуры факультетов в соответствии с новыми задачами. О ближайших планах по трансформации Вышки рассказывает первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев.


Вадим Радаев
,
Первый проректор НИУ ВШЭ

В Высшей школе экономики издан приказ о реструктуризации факультетов. Расскажите, пожалуйста, о целях и содержании принятых решений

В конце января ученым советом НИУ ВШЭ принята в целом Программа развития университета до 2030 года. Мы приступаем к ее реализации и должны сформировать свои планы уже на уровне отдельных факультетов и филиалов. Поэтому принятые решения не сводятся к реструктуризации, они фиксируют первоочередные меры по реализации новой Программы. Но эти меры действительно предполагают серьезные изменения структуры факультетов под наши новые задачи.

Структурные изменения будут проводиться поэтапно. В этом году мы начинаем с факультета бизнеса и менеджмента, факультета права и факультета гуманитарных наук, где необходимость таких изменений назрела в большей степени. В следующем 2021 году за ними последуют факультет коммуникаций, медиа и дизайна, МИЭМ и факультет социальных наук, в 2022 году – Санкт-Петербургский филиал, факультет экономических наук, факультет мировой экономики и мировой политики. А в 2023 году придет черед других факультетов и филиалов.

Какие основные цели ставятся при реализации этих мер?

Цель заключается в формировании устойчивых исследовательских коллективов, обеспечивающих реализацию национальных приоритетов и международную конкурентоспособность. Речь идет также о новой образовательной модели, в основу которой принятая Программа развития ВШЭ ставит проектную деятельность при активном вовлечении в нее студентов. Мы хотим, чтобы студенты вовлекались в разного рода проекты прямо с первого курса. Но для этого нам нужно многое преобразовать в деятельности самих преподавателей и научных работников. Сейчас многие, даже весьма успешные коллеги часто ощущают возросшую атомизированность. Нам нужны объединяющие первичные коллективы и группы, которые будут развивать научные направления, проводить образовательно-методическую работу, но которые при этом, в отличие от былых кафедр, будут организованы более гибко – под интересы своих участников.

Сейчас проектная и исследовательская работа уже является обязательной составляющей учебного плана студента. Что здесь нового?

Дело в том, что существующие элементы учебных планов должны наполниться новым содержанием. Это должна быть реальная проектная работа, где студенты, индивидуально или коллективно, решают какие-то актуальные задачи, в том числе с открытым результатом. К настоящему времени организовать такую работу удалось далеко не везде. А кроме того, конечно, будет разворачиваться проектная деятельность за рамками рабочих учебных планов.

О какого рода проектах идет речь?

О самых разных. Это могут быть проекты фундаментальных или прикладных исследований, прикладные профессиональные и консалтинговые проекты, социальные и образовательные проекты.

Какими могут быть формы организации этих проектов?

Никакого закрытого перечня проектных форм нет. Здесь открывается поле для творчества – и для сотрудников, и для студентов университета. Появляется возможность предлагать в том числе и формы, которых ранее у нас не было.

А как это будет выглядеть организационно? Какие изменения, на ваш взгляд, придется внести в структуру факультетов для усиления проектной формы обучения и организации исследовательской деятельности?

Проектная структура факультета тоже будет включать множество разных форм. Существующие научные лаборатории и центры в основном сохранятся, к ним добавятся новые. При этом возникнет множество более гибких проектных групп, которые со временем будут перерастать в научно-исследовательские лаборатории (в том числе международные), научно-учебные и проектно-учебные лаборатории с массовым участием студентов и аспирантов, разного рода проектные подразделения, работающие как в составе департаментов и школ, так и самостоятельно.

Есть ли уже дорожная карта перехода университета на проектную модель?

Эту дорожную карту нам сейчас как раз и предстоит разработать общими усилиями. Кроме того, в ближайшее время появятся дорожные карты развития всех факультетов и филиалов ВШЭ, которые конкретизируют задачи новой Программы развития применительно к областям своей деятельности.

Также читайте

И другие итоги 10-часового заседания совета

6 февраля, 2020 г.

«Вышка» в Telegram