• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиа не для медиа

Глеб Черкасов рассказал, как медиаграмотность станет новым трендом

В Вышке создан Центр медиапрактик, который станет проводником в информационном мире для всех, кто не имеет прямого отношения к СМИ, но хочет больше знать и уметь в области медиа. Центр возглавил бывший заместитель главного редактора газеты «Коммерсантъ» Глеб Черкасов. С ним наш разговор о медиаграмотности для всех и о медиамастерской центра, созданной специально для студентов Вышки.

– Глеб, почему вы считаете, что медиаграмотность настолько важна, что этому необходимо учиться?

Не хочу показаться пафосным, но сегодня практические навыки жизни в медиасреде – это такая же необходимость, как минимальная юридическая или финансовая грамотность. По некоторым оценкам, только за последние пару лет в мире было произведено столько же информации, сколько за предыдущие двадцать. А за последние двадцать лет – примерно столько же, сколько за предшествующие пятьдесят. Можно спорить, насколько такие оценки верны, но очевидно, что количество информации и количество производителей информации стремительно растет, а значит, растет и число опасностей и каких-то сложных ситуаций, в которые могут попасть люди, не обладающие практическими навыками жизни в медиасреде.

Любые инновации – это всегда риск, но это еще и возможности. Сегодня каждый, кто имеет хотя бы один аккаунт в соцсетях и более или менее регулярно его ведет, может считаться микроинфлюенсером, другими словами – сегодня у каждого есть возможность влиять на внешний мир посредством языка новых медиа, строить вокруг себя или своего продукта маленький (или большой) дружественный мир. Пока не все это понимают, но понимание это растет как снежная лавина, а вместе с ней растет и понимание того, что правильно разговаривать со своей аудиторией надо учиться. Вот тут и поможет наша концепция «медиа не для медиа».

– Что такое «медиа не для медиа»?

Это наше ноу-хау: навыки жизни в медиасреде, навыки использования медиаинструментов для людей, чья профессиональная деятельность напрямую не связана с медиа. По большому счету, мы говорим о медиаграмотности, о создании комплекса медианавыков для людей, которые в медиа не работают, но интересы их (профессиональные или личные) находятся в информационном поле.

– Чем будет заниматься Центр медиапрактик?

Сейчас мы готовим к запуску несколько курсов, которые как раз направлены на то, чтобы людям, далеким от профессиональных медийщиков и не очень интересующимся умными лентами и другими постоянно обновляющимися алгоритмами соцсетей, помочь найти общий язык со свой потенциальной аудиторией, вообще найти путь к ней. К примеру, разрабатываем курс, который поможет людям, занимающимся научной деятельностью, рассказывать о своих достижениях легко и интересно (если это не государственная тайна, конечно).

Другим направлением нашей деятельности станут исследования новых информационных вызовов и поиск инструментов адаптации к ним. Предпосылками к этому служит в том числе и стремительное возникновение все новых и новых медиаинструментов, которое приводит к своеобразному разрыву поколений. У более молодого поколения уходит умение глубоко работать с информацией, работать с текстом. Старшее поколение испытывает сложности с пониманием особенностей новой медиасреды, правил жизни в ней.

И вишенка на торте – это медиамастерская центра. Она пока только формируется, заниматься в ней смогут только студенты Вышки. Мастерская также не будет выбиваться из нашей общей концепции «медиа не для медиа».

– Вы сказали, что частью центра станет медиамастерская. Что в ней будет происходить?

В рамках мастерской мы вместе со студентами Вышки, которые к нам придут, на реальных примерах посмотрим, что можно делать с помощью медианавыков: как написать текст, как его при необходимости отредактировать, как заниматься факт-чекингом, как избегать фейк-ньюс, что делать в сложной этической ситуации.

Мы объявили набор в медиамастерскую, пригласили студентов туда записываться. Я не думаю, что у нас будет очень много теории, хотя какие-то вопросы обязательно стоит обсудить, но семинаров у нас явно будет больше, чем лекций. Естественно, мы постараемся привлечь каких-то действующих людей из нашей сферы, которые смогут представить, описать свои навыки.

– Будут ли в мастерской создаваться или развиваться сами проекты?

Я надеюсь, что к нам придут какие-то из существующих в Вышке медиапроектов, которые захотят «прокачать свои скилы». Если такие достойные проекты появятся, мы будем только рады.

Но мы не ставим целью, что по итогам какой-то работы запустим определенное количество медиапроектов. Либо они могут органично возникнуть из нашей работы и дальше существовать самостоятельно, либо ребята поймут, что им это неинтересно.

– Кого вы хотите видеть резидентом мастерской? Опишите идеального слушателя.

Во-первых, это человек, который получает не медиаспециальность. Хотя, если придут профильные студенты, мы будем очень рады. Во-вторых, это человек, который интересуется медиа в полном объеме и желает как минимум себя попробовать в этой сфере. Ну и драйв, конечно. Очень бы хотелось драйва.

– Почему вы решили переориентироваться из журналистики на образовательную сферу?

После известных событий в «Коммерсанте» я решил, что интереснее в медиа, чем было до того, для меня пока не будет. Кроме того, я отдаю себе отчет в том, что происходящая информационная революция делает более конкурентоспособными в российских медиа более молодых людей.

С другой стороны, в результате этой революции в производстве и распространении информации журналистика, безусловно, остается очень интересной сферой деятельности, но гораздо более интересной и важной, на мой взгляд, является медиаобразование. А именно то, о чем я говорил выше, – создание комплекса медианавыков для людей, которые в медиа не работают. И я благодарен Вышке за то, что она мне смогла предоставить возможность прийти в эту сферу.

Справка

Центр медиапрактик НИУ ВШЭ – это структурное подразделение Института коммуникационного менеджмента, осуществляющего деятельность в области дополнительного образования. Центр медиапрактик будет разрабатывать образовательные программы, которые позволят специалистам в самых разных сферах не только на практике изучить современные медиа и информационную среду, но и взаимодействовать с ней. Программы будут построены на основе практических занятий и тренингов.

Автор текста: Воробьев Вадим Вячеславович, 10 февраля, 2020 г.

«Вышка» в Telegram