• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как запустить стартап в условиях кризиса

Бизнес-инкубатор НИУ ВШЭ начал прием заявок в стартап-школу и дистанционный акселератор

Нестабильная ситуация в экономике, снижение покупательной способности, рост цен на товары первой необходимости, закрытие почти 40% торговых предприятий – можно ли думать о бизнесе в подобных реалиях? 

Чтобы ответить на этот вопрос, Бизнес-инкубатор Вышки заглянул в историю и напомнил, как создавались успешные компании в период упадка.

Дефолт, падение рубля и первые продажи компьютеров 

Сегодня компания DNS – это сеть федерального масштаба по продаже техники и электроники. Она была основана в 1998 году, во время тяжелейшего кризиса, когда Правительство России и Центральный банк объявили о техническом дефолте по основным видам государственных ценных бумаг. Рынок охватила паника, рубль за полгода упал по отношению к доллару в 3,5 раза (с 6 до 21 рубля). Такая ситуация едва ли располагала к созданию бизнеса, особенно в сфере продажи техники, которая, как и сейчас, в основном импортировалась за доллары. 

Но 10 друзей из Владивостока это не остановило: они сняли офисное помещение и открыли первую точку сети по продаже компьютерной техники. Даже в то непростое время было большое количество желающих приобрести компьютер, а DNS предлагал самые низкие цены на рынке.

На протяжении 7 лет компания состояла всего из одного магазина. В 2005 году предприниматели открыли еще две торговых точки, что и стало началом экспансии. Сейчас сеть DNS насчитывает более чем 1000 магазинов, а в компании работает порядка 26 000 человек. 

Пример DNS, скорее, не про технологическую инновацию, а про маркетинговую – по сути, это первый дискаунтер компьютерной техники, который сумел отстроиться от конкурентов.

Также читайте

Кастомизация одежды, спасение непроданной еды и многое другое

Экономический кризис и новая эра мобильности

Этот технологический стартап появился благодаря тому, что будущий основатель просто забыл дома флешку. 

Речь идет о Dropbox. С одной стороны, на дворе был мировой экономический кризис 2008 года, а с другой – компания появилась в «правильное время», ведь за полгода до ее рождения Стив Джобс представил миру первый iPhone. Тогда же многие производители компьютеров вывели на рынок достаточно дешевые нетбуки, которые обладали довольно скромным хранилищем (кстати, одной из причин их появления стало падение покупательской способности населения). 

Благодаря таким изменениям на рынке, потребность в синхронизации данных резко возросла, что, безусловно, сыграло на руку стартапу. Любопытно, что тогда стандартные каналы привлечения клиентов не работали, ведь сервис предлагал совсем новую концепцию хранения и синхронизации файлов, принцип которой надо было объяснять пользователям. Так был создан ролик, наглядно демонстрирующий принцип работы сервиса, а пользователи привлекались за счет реферальной программы: тот, кто пригласил нового клиента, получал дополнительное место в облаке.

Сейчас на рынке закрепились сотни компаний, которые «выстрелили» именно в кризисные времена: Ситилинк, Право.ру, AirBnB, Asana, Groupon, Car2Go, KupiVip, Selectel, Zeptolab и многие другие.

Эрман Михаил Анатольевич
Директор Бизнес-инкубатора ВШЭ

Запуск собственного дела в сложный экономический период имеет свои преимущества: у вас открывается доступ к лучшим кадрам, ведь на рынке идут массовые сокращения; ресурсы, которые вам необходимо задействовать, как правило будут стоить дешевле (например, та же аренда офиса), и сам рынок становится гораздо «чище», поскольку банкротится большое количество компаний.

Если у вас есть идея бизнеса, но вы не знаете, с чего начать, рекомендуем записаться в стартап-школу HSE INC. Это бесплатный онлайн-курс, благодаря которому вы сможете проработать ваш проект, создать минимальный продукт и подготовить предложение для инвесторов.

Если у вас уже есть команда и продукт, до 8 апреля можете подать заявку в акселерационную программу Бизнес-инкубатора. Она поможет перейти на новый уровень при поддержке экспертов из разных индустрий, привлечь инвестиции и расширить партнерские связи.

Также читайте

Набор в бизнес-акселератор ВШЭ до 22 декабря

1 апреля, 2020 г.

«Вышка» в Telegram