• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Не хуже офлайна

Как студенты оценили переход на дистанционное обучение

© Даниил Прокофьев

В этом модуле в форму студенческой оценки преподавания (СОП) были добавлены новые критерии: учащиеся оценили, насколько преподаватели были готовы к проведению занятий в дистанционном формате, насколько дисциплина была адаптирована к изучению в онлайне и как в процессе ее освоения использовались MOOCs (массовые открытые онлайн-курсы). 

Судя по результатам СОП, переход на дистанционное образование для университета прошел успешно. Студенты высоко оценили готовность преподавателей к ведению занятий в онлайн-формате и адаптированность к нему учебных дисциплин: на 4,5 и 4,3 балла соответственно (максимальная оценка – 5). Эти результаты сопоставимы с оценками «традиционных» критериев СОП и в ряде случаев несколько выше.

Критерий «готовность к ведению занятий в дистанционном формате» сильно взаимосвязан с остальными аспектами преподавательской работы, оцениваемыми в СОП, отмечают в Центре внутреннего мониторинга. Это может говорить, например, о том, что качество преподавания в целом является общей характеристикой, вне зависимости от того, в очном или дистанционном формате человек преподает.

Также читайте

Как относятся к строгим преподавателям и почему семинары популярнее лекций

Что произошло за год

По сравнению с аналогичным периодом прошлого года оценки студентов преподавателей и дисциплин в период дистанционного обучения не стали хуже, а в некоторых случаях даже улучшились. Например, выросли показатели «возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам», «контакт преподавателя с аудиторией», «ясность и последовательность изложения материала» и «ясность требований, предъявляемых к студентам».

Коровко Анна Валентиновна
Старший директор по основным образовательным программам

«Стабильность среднего показателя студенческой оценки преподавания свидетельствует о том, что преподавателям удалось сохранить качество преподавания, несмотря на изменение технологии обучения. 

Это возможно, когда и у студентов, и у преподавателей достаточно высокий уровень готовности и способности работать в виртуальной среде. Сказался опыт использования в Вышке различных информационных систем в «прошлой» довирусной жизни, достойный уровень цифровизации образования. Кроме того, обязательное требование к студентам как минимум один курс в году изучать с использованием МООС, а преподавателей такой курс сопровождать (консультирование, экзамены) также сыграло нам на руку весной 2020 года.

Рост показателей «возможность внеаудиторного общения по учебным и научным вопросам», «контакт преподавателя с аудиторией», «ясность и последовательность изложения материала» и «ясность требований, предъявляемых к студентам», на мой взгляд, является закономерным при учебном процессе с дистанционными технологиями.

Преподаватели лишены возможности реагировать на «живой заинтересованный взгляд» студентов в аудитории, и должны более четко структурировать задания, в том числе способствующие оценке «понял студент или не понял». Подготовка материалов для онлайн занятий сопровождается повышенным вниманием к хронометражу, к более четким фразам (лишенным сиюминутных отступлений, ситуативных комментариев).  Это отмечают в своих комментариях многие преподаватели.

Кроме этого, сказалась установка на уровне школ и департаментов в адрес преподавателей: сохранить и усилить возможность для консультирования студентов. А выбранные преподавателями средства коммуникации, которые позволяют идентифицировать студентов по имени, действительно способны нарастить интенсивность внеаудиторного общения и индивидуального контакта преподавателей и студентов. Считаю, что эти особенности будут использоваться преподавателями и в обычном, некризисном учебном процессе».

Массовые открытые онлайн-курсы

Одним из механизмов онлайн-обучения, который уже давно внедряется в образовательный процесс университета, являются MOOCs на платформах Coursera и НПОО. В рамках этой кампании СОП также были впервые оценены практики такого включения этих курсов в учебные планы студентов – в разрезе 390 разных дисциплин во всех 4 кампусах университета. Студенты проявили большой интерес к новому предмету оценки и оставили про изучаемые MOOCs более 1500 подробных текстовых комментариев.

Рощин Сергей Юрьевич
Проректор НИУ ВШЭ

«Университет последние три года последовательно внедрял элементы онлайн-образования во все образовательные программы. Требование включения курсов МООС в учебные планы с 2017 года сформировало и у части преподавателей, и у студентов компетенции по участию в образовательном процессе в формате онлайн.

Я бы отметил уровень профессионализма преподавателей, их нацеленность на инновации, что позволило многим в инициативном порядке осваивать новые технологии образования. Этот опыт распространялся и закреплялся через школу онлайн-образования, которая была организованная с первых дней перехода в особый режим преподавания, где преподаватели делились опытом.

Важным вкладом в сохранение качества образования в этих условиях была работа коллег из Цифрового блока, которые оперативно предоставили доступ ко многим цифровым инструментам преподавания и организовали постоянную консультативную поддержку преподавателям».

О каких проблемах говорят студенты в комментариях

Также студенты могли оставить комментарий и объяснить свою оценку. Как правило, низкие оценки (1-3 балла) были связаны с организацией и таймингом занятий (например, преподаватель отменял онлайн-занятия или поздно сообщал о них), отсутствием адаптации системы оценивания к дистанционному формату и плохим подбором массовых открытых онлайн-курсов на Coursera и НПОО.

Неоднородность ситуации

Данные СОП показывают, что разные факультеты и подразделения Вышки по-разному смогли адаптироваться к дистанционному обучению. Сравнительно меньше всего вопросов к качеству дистанционного преподавания возникло у студентов факультета гуманитарных наук, факультета мировой экономики и мировой политики. В то же время студенты инженерных и естественно-научных специальностей (Московский институт электроники и математики, факультеты физики, биологии и биотехнологии) отнеслись к переходу на дистанционное обучение несколько более критично. Значительная часть их обучения предполагает лабораторное взаимодействие, которое в дистанционный формат перенести, пожалуй, сложнее всего.

Также читайте

Как найти лучшие курсы по оценке студентов

Груздев Иван Андреевич
Директор по внутренним исследованиям и академическому развитию студентов

«В последние несколько месяцев мы с коллегами провели несколько выборочных исследований студентов российских вузов, посвященных их обучению в дистанционном формате. Эти опросы показывают, что в целом, несмотря на отдельные проблемы, студенты более или менее довольны тем, как вузы смогли организовать обучение онлайн. При этом оценки студентов Вышки были несколько позитивнее, чем в среднем по другим вузам. Теперь мы получили результаты СОП, в которую были введены два новых критерия, призванных оценить специфические аспекты именно онлайн формата. Это уже сплошная оценка, а не выборка, но я бы сказал, что она консистентна тому, что мы ранее фиксировали в опросах. Преподавателям Вышки удалось оперативно подготовиться к проведению занятий в дистанционном формате и соответствующим образом адаптировать дисциплины. Особенно интересно, что оценки «традиционных» для СОП критериев в этом году не ниже тех, что были получены в прошлом году».

ЦВМ запустил два проекта на «Ярмарке проектов», связанных со студенческой оценкой преподавания. В рамках первого предполагается аналитическая работа с текстовыми комментариями студентов Вышки, в которых они описывают своё восприятие университетского учебного процесса. В рамках второго предполагается исследовательская работа с мировым опытом проведения студенческих опросов по качеству преподавания. Заинтересованные студенты приглашаются к участию!

6 июля

«Вышка для своих» в Telegram