• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Проектное обучение для юристов — сама по себе трудная, до сих пор не решенная задача»

Вадим Виноградов о реорганизации и новых задачах факультета права

© Даниил Прокофьев

Факультет права – один из трех, которые ждет реорганизация в этом году. Вадим Виноградов рассказал «Вышке для своих», как поменяется факультет в ближайшее время, зачем юристам междисциплинарность и чем займутся новые департаменты. 

Виноградов Вадим Александрович
Декан факультета права

– Факультет права – один из трех первых факультетов, которые ждет реорганизация в этом году. Какие проблемы, по вашему мнению, на факультете необходимо решить? 

– Во-первых, одна из основных проблем, от которой страдает в той или иной степени все юридическое образование в России — это иногда отсутствие четкого целеполагания. Какие навыки юрист должен получить за время учебы? Почему студентам нужно преподавать именно те, а не иные предметы?

Поэтому мы проводим полный аудит программы обучения юристов и решаем, чему мы должны учить, как и зачем – с поправкой на новые вызовы времени и условия. 

Во-вторых, существенная проблема — недостаточная научная и экспертная активность преподавателей факультета. Важно, чтобы преподаватели больше занимались экспертной работой, принимали участие в законотворчестве. Все-таки Вышка — научно-исследовательский университет, и это не только красивые слова, но и определенные обязательства.

Профессорско-преподавательский состав должен вести качественную научную деятельность, соответствующую, в том числе, приоритетам исследовательских направлений, которые сегодня формируются запросами работодателей и юридического сообщества.

Научная деятельность важна и с точки зрения качественного преподавания, которое предполагает не только передачу теоретических знаний, но и, в конечном итоге, приобретение будущими юристами нужных навыков исследовательской и профессиональной деятельности.

Сегодня не все образовательные программы факультета в содержании учебных дисциплин и организации их преподавания отвечают этим требованиям. Решение указанной проблемы предполагает разработку преподавателями большего объема практико-ориентированных курсов в структуре академических программ, развитие контактов между ППС и представителями работодателя, расширение проектной работы с привлечением всех заинтересованных в этом сторон. 

Нам нужно также обеспечить соответствие организационной структуры факультета права тем задачам, которые стоят перед нами, с учетом программы развития ВШЭ. Для плодотворной работы коллектива должны быть созданы комфортные условия реализации творческих и научных идей, совершенствования учебного процесса. Преподаватели должны совмещать преподавание с научно-исследовательской деятельностью, а структура факультета — его центры, лаборатории, административный и управленческий секторы — должны быть нацелены на помощь сотрудникам в их научной, экспертной и преподавательской работе.

В-третьих, поскольку ВШЭ — университет международного уровня, результаты наших научных исследований должны быть видимы за рубежом. Поэтому перед преподавателями факультета права стоит задача интенсификации международных контактов, подготовки публикаций для журналов, индексируемых в ведущих зарубежных базах. Реформирование структуры факультета, в том числе его административного блока, призвано помочь сотрудникам в этом вопросе. 

– Какие требования сейчас транслирует рынок к специалистам в области права?

– Основной тренд на рынке — растущая конкуренция среди юристов. Из-за этого наиболее выгодная стратегия для выпускника — быть специалистом в узком направлении, но с хорошей фундаментальной подготовкой. Найм специалистов стал проще, прозрачнее, и из-за этого рынок стал более нишевым, появилось много узких направлений.Если говорить о конкретных специальностях — последние несколько лет растет спрос на юристов в сфере регулирования Интернета, интеллектуальной собственности, технологий в целом. Во многих традиционных сферах (банковское право, финансовое право, уголовное право) возник спрос на специалистов, которые, так сказать, не следуют инструкциям, а пишут их, осознанно применяют существующие нормы к новым отношениям.

Безусловно, мы видим усиление спроса на меджисциплинарных специалистов: «юриспруденция и финансы», «юриспруденция и менеджмент», «юриспруденция и IT».

Такие кадры ценятся больше, а в силу прозрачности рынка труда им гораздо проще найти работу, чем еще десять лет назад. Мы должны дать возможность получать такие специализации в Вышке, в междисциплинарных магистратурах.

– Сейчас университет переходит на проектное обучение. Как оно будет организовано на факультете права?

– Проектный подход в обучении призван, с одной стороны, обеспечить развитие у студентов аналитического мышления и практических навыков решения юридических проблем по выбранному направлению, а с другой, для преподавателя — улучшить организацию обучения и придать импульс развития научно-исследовательской и экспертной работе, создав в рамках учебного процесса своего рода «экспертную школу».

Факультет в рамках реформирования академических программ будет поощрять создание проектных групп с подключением студентов к научно-исследовательской и прикладной работе. Развитие проектного обучения позволит постепенно замещать курсовые работы с разовым изучением студентом выбранной темы на реализацию студенческих проектов. В рамках проектного обучения мы также создадим механизм материального стимулирования студентов, магистрантов и аспирантов, показывающих хорошие результаты в проектной работе.

Весной на факультете проводился предварительный запрос преподавательских инициатив. По итогам мы увидели, что преподаватели пока мыслят узко, в рамках своей текущей деятельности. Большая часть проектов была посвящена научной работе в привычной для авторов сфере, без междисциплинарности, без решения каких-либо рыночных задач. Спрашивается: кому нужен такой проект?

У меня есть гипотеза, что мы сможем преодолеть этот барьер мышления, если будем намеренно подвигать преподавателей к междисциплинарности в их проектах.

Сейчас право бурно развивается на стыке с другими дисциплинами — а у нас на этом направлении абсолютно пусто, это место не занято. Хотелось бы воспользоваться этой возможностью.

Также хочу отметить, что проектное обучение для юристов — сама по себе трудная, до сих пор не решенная задача. Ни один юридический факультет в России такого еще не делал в таком масштабе. И мы не хотели бы, чтобы введение проектного обучения проводилось «для галочки», формально. Поэтому мы пока во многом присматриваемся к существующим моделям, проводим обсуждения с коллегами, чтобы внедрять работающую концепцию, пусть не сразу, а постепенно.

– Реорганизация факультета подразумевает создание нескольких новых институтов и центров. Почему было решено создать новые структуры?

– Для методического сопровождения реформы и всех дальнейших изменений на факультете права создается Центр трансформации юридического образования. Его возглавит советник ректора Роман Янковский. Задачей центра станет сбор данных от выпускников, студентов, работодателей, анализ нашего образования, формирование предложений по его реформе и претворение этих изменений в жизнь. Это очень большая работа, которую в России пока никто в полной мере не осуществил, и для ее реализации Роман был также назначен заместителем декана факультета права по развитию.

Создаются новые департаменты (международного права, систем судопроизводства и уголовного права, правового регулирования бизнеса). Как вы знаете, раньше на факультете было три огромных департамента (в одном было почти сто сотрудников). В результате под одной крышей оказались представители самых разных направлений.

Выделение международников или, к примеру, правового регулирования бизнеса в отдельный блок — это закономерные шаги для повышения управляемости этих подразделений, для создания эффективных научных и преподавательских коллективов. Во главе новых департаментов встанут руководители этих коллективов. Такие абсолютно прозрачные и закономерные кадровые решения будут озвучены в ближайшее время и, надеюсь, благосклонно восприняты всеми коллегами.

Центр взаимодействия бизнеса и права — это подразделение будет реализовывать обучение soft skills, развивать карьерные навыки студентов, проводить разного рода соревнования по юридическим навыкам, в том числе с участием выпускников. Его возглавит Дмитрий Гриц, до недавних пор возглавлявший Институт бизнес-права МГЮА. Мы очень хотим, чтобы он развил такую же работу с нашими студентами.

– В состав факультета войдут три института: Институт права и развития ВШЭ-Сколково, Институт проблем административно-правового регулирования и Институт права цифровой среды. Почему было принято такое решение? Как это отразится на их работе? 

– Решение о включении ассоциированных и самостоятельных институтов, связанных с правовой тематикой, в состав факультета идет в русле политики Вышки последних лет. Оно даст возможность интенсивнее привлекать сотрудников институтов к преподаванию, а преподавателей департаментов — к научной работе в составе институтских коллективов. При этом внутренняя структура институтов, кадровый состав, а также принципы управления институтами и их финансирования не изменятся: мы ни в коем случае не хотим мешать коллегам делать свою работу. Речь прежде всего идет о формальном закреплении статуса институтов как части факультета права.

– В процессе реорганизации будут созданы подразделения, которые займутся связями факультета с госорганами и бизнесом. О каких именно проектах может идти речь?

– Для повышения авторитета факультета внутри страны важно переформатировать его в школу системной межотраслевой юридической экспертизы и подготовки кадров для государственных учреждений (включая Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ и суды), государственного бизнеса, секторального бизнеса (не только юридического). Запрос на выпускников Вышки сегодня формируется как со стороны частного, так и публичного сектора. Все это требует поддержания и развития связей с госорганами и бизнесом.

В качестве примера можно привести создание профильного Центра взаимодействия бизнеса и права, который я уже упоминал.

Появится ряд новых научно-образовательных подразделений. Например, достигнута договоренность о создании базовой кафедры ПАО «Ростелеком» законотворчества и нормативного регулирования в телекоммуникационной сфере. Кроме того, ведутся переговоры о создании и другие базовых кафедр в интересах органов государственной власти и бизнеса. Их сотрудники смогут курировать проектную и экспертную работу, а также преподавать учебные дисциплины по своему профилю.

– Реорганизация как правило сопровождается изменениями в кадровом составе. Как он поменяется?

– С введением пятилетнего бакалавриата нагрузка чисто арифметически постепенно вырастет примерно на 25%. В основном эта нагрузка придется на новые курсы, которые будут преподаваться в рамках образовательных треков, начиная со второго курса бакалавриата. Конечно, это потребует привлечения новых специалистов с рынка, а также из других вузов.

Кроме того, вероятно, мы выделим дополнительные ставки для сотрудников институтов, которые параллельно с проектной и научно-исследовательской деятельностью будут вести учебные курсы на факультете права. Также мы будем активно внедрять soft skills, проектное обучение — это также окажет влияние на кадровый состав.

Совершенно очевидно, что перед факультетом права Вышки стоят амбициозные задачи – реформирование академических программ в соответствии с современными требованиями рынка труда, увеличение публикационной активности, продвижение в международных рейтингах. Эти задачи будут отражаться и на кадровой политике факультета, поскольку требуют от профессорско-преподавательского состава факультета права готовности к саморазвитию, интенсификации научной работы, изучению и внедрению основ проектной деятельности, развитию собственных эффективных контактов с внешними структурами публичного и частного сектора.

– Центр развития образования и карьеры юристов будет переименован в центр по работе с выпускниками. Речь идет только о переименовании или факультет планирует менять работу с выпускниками? Как выпускники смогут принять участие в жизни факультета?

– Развитие образования и карьеры юристов — все-таки слишком широкая задача для одного центра. Мы разделили всю работу в этой сфере на несколько групп. Центр работы с выпускниками займется классическим точечным взаимодействием с выпускниками, а также сбором данных на юридическом рынке и проведением разного рода мероприятий с выпускниками. Функции развития карьерных навыков у студентов возьмет на себя Центр взаимодействия бизнеса и права.

Создаваемый Институт трансформации юридического образования, как уже упоминалось, займется задачами развития юридического образования — как на факультете, так и в стране в целом. Этот процесс впервые в России будет поставлен на четкие методические рельсы, для чего институт будет наделен и необходимыми ресурсами.

14 июля, 2020 г.

«Вышка» в Telegram