Проблемы студенческой нечестности в российских вузах существовали всегда, и Вышка тут — не исключение. По отзывам коллег, списывание или плагиат иногда приобретают массовый характер и приводят в изумление даже самых бывалых преподавателей.
Не так давно исследователи Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ опубликовали исследование о причинах списывания в вузах, в котором показали огромную роль образовательной среды. Например, студенты списывают гораздо чаще, если думают, что так делают другие и что это нормально. Существует ряд других российских и зарубежных исследований на эту тему.
Другими словами, мы уже много знаем о том, почему и как это происходит. Но делаем ли все необходимое, чтобы это прекратить?
По-видимому, нет. Конечно, в положениях Вышки прописана ответственность за академическую нечестность, а добросовестные преподаватели как могут стараются сократить лазейки для списывания. Но судя по тому, что практика списывания существует, этого недостаточно.
За последние пару лет мне довелось много общаться с директорами по этике и комплаенсу российских компаний в рамках Russian Business Ethics Network – профессионального сообщества по этике бизнеса и корпоративной социальной ответственности. В ведущих компаниях Unilever, ВымпелКом, ОМК, РУСАЛ, СИБУР и др. существуют целые программы управления этикой, которые включают в себя детально проработанные документы, процессы и мероприятия. Занимается всем этим команда специалистов, которых чаще всего называют менеджерами по комплаенсу и иногда — менеджерами по деловой этике. В некоторых компаниях директора по этике или комплаенсу напрямую подчиняются CEO. В самом минимальном варианте эти менеджеры занимаются доведением до сведения работников существующих законов и корпоративных правил, чтобы предотвратить их нарушения. Однако наиболее передовые менеджеры и компании осознают, что только фокус на соблюдении формальных требований работает недостаточно хорошо и нужно идти глубже – проводить тренинги и мероприятия для развития внутренней этики работников.
Месяц назад на веб-сайте Стэнфордского университета появилась новая вакансия — Ethics and Compliance Manager. Это означает, что передовые вузы уже задумываются над внедрением лучших практик бизнеса. И это логично, поскольку бизнесу действительно есть что предложить в этом направлении.
As a lifelong member of the Columbia Business School community, I adhere to the principles of truth, integrity and respect. I will not lie, cheat, steal, or tolerate those who do.
Клятва честности бизнес-школы Колумбийского Университета
Вышка может разработать Клятву честности для своих студента, которая может сыграть серьезную роль в воздействии на поведенческие установки. В зарубежных вузах уже накоплен богатый опыт использования integrity oath. Например, в Принстоне «Кодекс чести» — гарант академической честности и добросовестности — существует с 1893, и практически каждый экзамен предваряется «клятвой чести».
Как показывают исследования, использование клятвы честности в вузах дает положительный результат. Так, в Journal of Business Ethics недавно была опубликована работа с названием «Могут ли клятвы честности, взаимодействие с коллегами или мониторинг устранить нечестность» («Can honesty oaths, peer interaction, or monitoring mitigate lying»). Авторы исследования — ученые из университета Касселя и Клаустальского технического университета — на основании эксперимента с игральными костями (dice experiment) обнаружили, что клятва честности сокращает жульничество участников при получении выигрыша примерно в два раза.
На борьбу за честность можно также направить некоторые из существующих в Вышке инструментов мотивации. Например, студенческий рейтинг, который может существенно понижаться в случае обнаружения нечестности. Можно также ввести отдельный рейтинг этичности, который будет иметь максимальное значение при поступлении в вуз (например, 10), но понижаться в случае обнаружения нечестности. Данный рейтинг может включаться в приложение к диплому и становиться известным работодателю. И как подсказывает нам signalling model, данный стимул может оказать существенное влияние на поведение.
Скептики скажут, а стоит ли тратить такие усилия на борьбу с тем, что существует уже много лет и к чему все привыкли? Однако, проблема студенческой нечестности выходит существенно дальше вуза. Списывание в школе и вузе имеет свои долгосрочные последствия. Навыки обмана системы в школе и вузе приносятся выпускниками в бизнес и на государственную службу. Студенты привыкают жульничать сами или покрывать друг друга на школьной скамье, и потом продолжают делать то же самое на рабочем месте. Нетрудно догадаться, что уровень списывания в вузе должен быть напрямую связан с будущей склонностью выпускника к коррупционному поведению.
Впервые это предположение получило эмпирическое подверждение в статье 2002 года “Отношение к списыванию: межстрановой анализ”. Авторы построили и измерили индексы нетерпимости к списыванию для России (2,8), США(6,5), Голландии (4,4) и Израиля (4,2), а потом обнаружили положительную корреляцию с индексами Transparency International.
Более масштабная эмпирическая работа вышла в 2013 г. в журнале Journal of Academic Ethics — исследование более 7 тыс. студентов из 21 страны показало, что более высокий индекс списывания в университетах является хорошим предсказателем более высокого уровня коррупции.
В 2018 г. аналогичные результаты были получены на еще более масштабном исследовании 40 стран.
Отсутствие сильной этической программы в университете может делать эту ситуацию еще хуже. Хорошо известны исследования, показывающие, что программы по экономике и менеджменту снижают уровень этичности студентов. Недавнее исследование студентов нескольких вузов в Хабаровске также показало, что от первого до последнего курса обучения студенты повышают свою терпимость как к списыванию, так и коррупции в целом.
Поэтому борьба с нечестностью студентов — это не только более честные оценки в дипломе. Эта борьба имеет более высокую и долгосрочную цель — подготовка честных граждан общества. Именно поэтому этическое воспитание студентов должно быть частью миссии современного вуза. И Вышка здесь могла бы сыграть лидирующую роль в российском образовании.