• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студсовет предложил ввести в Вышке институт научного менторства

Для реализации проекта будет создана специальная платформа

В Вышке появится институт научных менторов — к такому решению 13 ноября пришли участники встречи Студенческого совета с ректором.

Проект научного менторства в Вышке был подготовлен Научным комитетом студенческого совета. Необходимость появления члены комитета обосновали нуждами студентов: по результатам опросов, было выявлено, что научные руководители не всегда справляются с функциями полноценного ментора, и студенты зачастую испытывают потребности в менее формальной и более активной помощи.

«Есть запрос на то, чтобы люди, знающие, как устроена научная жизнь в университете, делились бы этими сведениями, — говорит руководитель Научного комитета Студсовета Тимофей Березнер. — Безусловно, задача каждого студента — быть инициативным, искать нужные сведения самостоятельно и самостоятельно совершать шаги на пути к успеху. Однако, совет мудрого наставника одним поможет преодолеть стеснительность, других сориентирует в трудной ситуации, третьим поспособствует неким эксплицитным знанием об устройстве определенных сфер науки».   

Участники совещания в целом идею нового института менторства поддержали, однако, высказали некоторые сомнения по поводу того, что менторство должно становиться массовым явлением. Проректор Валерия Касамара напомнила, что прежде всего эти функции должен выполнять научный руководитель студента. Заместитель проректора Дмитрий Дагаев также упомянул, что практика менторства существует в рамках программы «Кадровый резерв». Тем не менее, ректор Ярослав Кузьминов счел инициативу Студсовета актуальной и дал поручение в ближайшее время разработать платформу для поиска научных менторов.  

«Начать следует с отдельных кейсов такого «мэтчинга», когда ментор и студент находят друг друга, и потом от этого опыта отталкиваться. Это должна быть сугубо добровольная история. Но поскольку в науке очень много строится на том, что людям просто интересно то, что они делают, это может иметь смысл», — сказал ректор. 

На следующей встрече ректора со Студсоветом, которая состоится 19 ноября, будут обсуждаться проблемы качества онлайн-образования.

Ольга Попова
студентка 2 курса ОП «Городское планирование», член Научного комитета Студенческого совета НИУ ВШЭ

Идея научного менторства формировалась у нас довольно долго. Однажды я услышала о подобных системах в зарубежных университетах и подумала, что это любопытно и могло бы пригодиться в рамках моего факультета.

Я отложила это в долгий ящик. Но со временем столкнулась с рядом ситуаций, когда мне хотелось пробовать что-то новое, узнавать, расширять научные горизонты, но я не знала, как к этому подойти, и к кому лучше обратиться. У меня не получалось найти людей, готовых дать мне действительно полезные советы.

Те ситуации как-то разрешились, но я поняла, что, возможно, не я одна нахожусь в подобной ситуации — ситуации непонимания своего дальнейшего академического трека, и, вероятно, стоит как-то помочь тем, кто столкнулся с подобной проблемой. Разговоры со знакомыми и друзьями в целом это подтвердили. Так совпало, что в мае появился Научный комитет Студсовета, в рамках которого и удалось начать реализацию идеи. Наступило время работы над формулированием концепции, череда согласований и другой рутинной работы над проектом. 

Ключевой вопрос: чем ментор должен отличаться от научного руководителя. По сути, научный руководитель должен быть тем самым идеальным ментором: он может многое подсказать, помочь сделать из курсовой работы или диплома нечто большее, и т.д. Но из-за высокой загруженности и в большинстве случаем — чисто формальных отношений со студентом, не у всех научных руководителей хватает на это сил и желания. 

Ментор — это не про курсовую. Он не должен и не будет конкурировать с научным руководителем, советовать журналы для публикации, это было бы бессмысленным дублированием работы. Ментор — про лаборатории, летние школы и магистратуры/аспирантуры, в том числе и по смежным специальностям. Он помогает студенту выбирать, где и как развиваться, с помощью какого инструмента. Разумеется, не рассказывать то, что и так известно и можно прочитать на сайте («лаборатория Х занимается тем-то и тем-то»), а про то, что на сайте узнать нельзя.

Менторство — это деятельность по желанию, им может стать любой желающий с достаточным опытом научной деятельности. Мы предполагаем, что менторами будут главным образом люди, которые относительно недавно сами находились в зоне поиска своего академического будущего — условно, магистры или чуть выше.

Этот человек не настолько сильный эксперт, как научный руководитель, в собственно предметной области, но лучше ориентируется в различных инструментах научной деятельности.

Мы очень надеемся, что на старте проекта откликнется достаточное количество студентов, нуждающихся в менторе, и собственно тех, кто хочет стать ментором. Только в этом случае мы сможем начать реализацию проекта, начать выявлять его сильные и слабые стороны. Конечно, хочется, чтобы спрос и предложение возникли на самых разных факультетах, тогда мы сможем понять, какую специфику должно иметь менторство в разных предметных областях. И, конечно, мы надеемся на то, что все участники процесса отнесутся к нему ответственно — чтобы никто не охладел, не бросил дело на полпути.

Менторство — это обоюдно полезный и требующий усилий процесс. Старт проекта — это всегда волнительно, очевидно, что будут какие-то накладки, но мы будем внимательно следить за тем, как пошло дело, опрашивать участников и совершенствовать механизм. И тогда, через несколько лет, менторство может стать неотъемлемой частью научно-образовательной жизни Вышки.

17 ноября, 2020 г.

«Вышка» в Telegram