• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как создаются подкасты

6 подкастеров из Вышки об опыте создания медиапродуктов

iStock

Сегодня не записывают подкасты разве что ленивые. А в прошлом году департамент медиа НИУ ВШЭ создал специальный проект «Креативный подкастинг», который рассказывает, где найти материал для истории, как ее построить и чем зацепить аудиторию. Поговорили с вышкинцами об их аудиопроектах и о том, как запустить свой подкаст с нуля.

«Искусство ошибаться» — об ошибках и неудачах в жизни тех, кто добился успеха

Антон Маслов
Выпускник МЭиМП НИУ ВШЭ, руководитель альтернативного контента MyBook, подкастер

Когда я окончил бакалавриат и начал искать работу, я столкнулся с 18 отказами за несколько месяцев. При этом почти всегда на финальных этапах. Очевидно, что это весьма не слабо ударило по самооценке, но главное, заставило задуматься: а как справляются с ошибками и преодолевают неудачи те, кого мы привыкли считать успешными? Как они добрались до своих высот? 

Сначала я решил провести в Вышке серию встреч с успешными, по моему мнению, людьми. Однако один человек убедил меня перевести эту историю в видеоформат. На тот момент Дудь набирал обороты, и идея с видео показалась очень даже успешной. Мы сняли два видеосезона по 5 эпизодов. Один из них, кстати, полностью с выпускниками Вышки. Эти записи не стали прорывом на YouTube. Да, я познакомился и стал дружить с некоторыми из своих гостей, однако судьбу Юрия Дудя мы не повторили. 

Попытки сделать подкаст было две. Летом 2018 года из Meduza ушла часть ключевых фигур, делавших подкасты: Лика Кремер, Илья Красильщик и другие. Моя девушка (на тот момент), как и я, интересовалась подкастами и связалась с Галиной Тимченко, владельцем и генеральным директором Meduza. Галине понравилась идея «Искусства ошибаться», и она предложила встретиться. Мы обсудили детали, совпали по идее, выбрали гостя для пилота (он пишет книги про Россию и российскую власть) и... ничего не произошло. По разным причинам наш диалог потерялся в событиях того лета, связанных с изданием.

Вторая попытка была в мае 2020 года: я встречался со своими хорошими знакомыми из подкаст-студии SoundStream, мы обсуждали какие-то идеи для подкастов. Я вновь вспомнил про «Искусство ошибаться» и предложил его сделать наконец-то в аудио. Сделали. И стали одними из лучших.

Вот что я хотел бы порекомендовать начинающим подкастерам:

  1. Если вам есть о чем рассказать — берите и рассказывайте. Советоваться насчет идеи — бессмысленно, потому что близкие будут лгать, а остальным — без разницы. Делайте и проверяйте. Советуйтесь насчет технической части — вам легко помогут и подскажут (а заодно и возьмут деньги, если это владельцы студий или звукорежиссер).
  2. Не надейтесь, что взлетите в самый топ за пять минут. Может быть, да, но может, и нет, что вероятнее. Не задавайтесь вопросами, почему кого-то слушают, а кого-то нет. Иногда это немыслимо и непонятно. Не рассчитывайте на миллионные доходы со старта. Если у вас появятся на горизонте деньги, то спустя полгода минимум. Подкасту необходимо вырасти.
  3. Не переживайте, что какое-то шоу уже есть. Их может быть и два, и три, и пять. В конце концов, у «Искусства ошибаться» есть «Это провал» и наоборот. Мы дружим с Крис Вазовски, и нам от этого не стало теснее. 
  4. Книги о подкастах сделаны для тех, кто любит читать книги о подкастах. Делайте контент, потом разберетесь, чего вам не хватает. 
  5. Подкасты — это коллаборация, а не соло. Подкастеры — это креаторы, а не бизнесмены. Если у вас нет голоса или идей, но вы знаете, как круто монтировать или умеете продавать рекламу, знакомьтесь и начинайте работать вместе.

«Битый час» — про IT и не только

Полина Подкопаева
Студентка 2 курса ОП «Информатика и вычислительная техника», редактор подкаста

Над нашим подкастом работает команда студентов факультета МИЭМ. Основная концепция — три студента и приглашенный гость, эксперт в своей области, говорят на различные темы, которые тем или иным образом связаны с технологиями и, в частности, IT (и не только). Одна из особенностей заключается в том, что выпуски выходят 8, 18 и 28 числа каждого месяца. 

Запуск произошел достаточно стремительно. Осенью 2020 года мы собрали команду и начали снимать первые выпуски. Конечно, возникали определенные трудности, поэтому можно проследить, как совершенствуются выпуски. Если спросить Зарифа о технической стороне вопроса, то он ответит, что на первой съемке происходили разные неприятности: сбой в микрофоне, неудобное расположение ведущих относительно гостя. Ведущие, Даня, Арина и Артем, в свою очередь, признаются, что поначалу привыкали к камере, учились не бояться сказать что-то не то и налаживать контакт с гостями. Но, конечно, с каждым выпуском мы всегда стараемся что-то менять (например, расположение света, ведущих), чтобы подкаст становился лучше.  

Начинающим подкастерам мы могли бы дать следующие советы: очень важна концепция — она должна отражать суть и цель подкаста. В том числе, так будет проще определиться с символикой: лого, мудбордами, оформлением соцсетей, а также визуального ряда и звука. Наш дизайнер Аля советует на этот счет следующее: «Старайтесь не додумывать дизайн: если он не работает, значит нужны меры, не бойтесь что-то менять». Другой важный момент — место записи, должны быть хорошие условия для записи звука и видео, если вы собираетесь выпускать подкаст в видеоформате. Более того, студия должна быть не только красивой, но и уютной, при этом укладываться в фирменный стиль. 

Стоит уделить должное внимание подготовке к выпуску — выбору гостя, формированию блоков тем и обсуждению их редактором с ведущими. Когда есть четкое и структурированное понимание, о чем и как с тем или иным человеком можно говорить (а для этого нужно и самостоятельно попытаться найти какую-либо информацию о нем, и связаться с ним, чтобы узнать получше) — очевидно, что запись подкаста будет идти плавно, полетно и без неловких пауз. 

А еще, главное — начать! Причем начинать надо с хорошим настроем и правильной мотивацией.

«Маршрут построен» — о родных местах студентов

Влад Арапов
Студент 3 курса ОП «Журналистика», глава отдела подкастов The Vyshka

Мы в издании The Vyshka придумали идею подкаста после того, как весной 2020 года студентов российских вузов перевели на дистанционку. Многие из них вернулись домой и переосмыслили свое отношение к месту, в котором выросли. В подкасте ведущие обсуждают с героями, как изменилось их отношение к своим городам после переезда и узнают, с чем у них ассоциируется понятие «дом».

Мы записываем подкаст удаленно — это часть концепции проекта. Я родом из Москвы и живу здесь. Моя соведущая Аня Логвинова из Екатеринбурга, но учится в Петербурге. Я пишусь в вышкинской рубке с гостями, а Аня — на петличку. Иногда наши спикеры находятся далеко, поэтому мы просим их включать диктофон. Разговариваем, используя Zoom или Skype.

Механизм создания подкаста начинается с идеи. Затем, когда она утверждена, необходимо устроить брейншторм и подумать, кто потенциально мог бы стать героем. Отобрать самые любопытные случаи и написать первому будущему интервьюируемому. В это же время трезво оценить возможности каждого из участников процесса. На основе этого определить, с какой частотой будет выходить подкаст. «Маршрут построен», например, выходит раз в месяц.

Следующий этап — понять, сколько человек нужно пригласить в команду. Кто будет вести подкаст, писать для него сценарий, редактировать, монтировать и готовить анонсы. После распределения обязанностей приступаем к работе над звуковым оформлением (джингл, перебивки) и логотипом. Связываемся с композитором, отправляем референсы и слушаем драфты, которые он отправит. Останавливаемся на самом выигрышном и звучном. По той же схеме общаемся с иллюстратором. Важно, чтобы джингл и лого отражали смысл и настроение подкаста. В джингле к нашему подкасту неторопливо играет бас-гитара, а затем ее дополняет более динамичный звуковой набор. Это позволяет настроиться на нужный лад.

Когда джингл и лого готовы, ведущие записывают тизер, который обычно длится пару минут или меньше. Он важен, чтобы привлечь внимание аудитории. Затем начинается подготовка к пилотному выпуску. Сценарий, место и дата записи. Процесс пошел!

Отдельно стоит сказать про платформы, на которых мы выходим. Чтобы подкаст появился в Apple Podcasts и Яндекс.Музыке, надо сперва загрузить его на хостинг. Он может быть как платный, как и бесплатный. С хостинга через RSS-ленту наша запись появляется в уже упомянутых местах для прослушивания подкастов. В случае с VK нужно отдельно проходить модерацию с администраторами соцсети. Работа с подкастами не заканчивается, когда выходит эпизод. Важно также следить за статистикой прослушиваний. Либо в самом хостинге, либо, как в случае с Яндекс.Музыкой и VK, запрашивать или смотреть во встроенном приложении, соответственно. 

Что почитать о создании подкастов?

Выпускницы ОП «Реклама и связи с общественностью» Есения Асадуллина и Анастасия Широкова стали соавторами книги «Меня слышно?: как делать подкасты в России», в которой собрали ответы на все вопросы о том, как записать успешный подкаст: от идеи до монетизации. Скачать книгу можно бесплатно по ссылке.

«Соседний столик»‎ — о людях в цифровых профессиях

Тормосов Фёдор Александрович
Студент 2 курса ОП «Журналистика», специалист по связям с общественностью Лицея ВШЭ

Идея о запуске подкаста пришла мне очень спонтанно — я сидел в кофейне и вместо того, чтобы готовиться к экзаменам слушал разговор за соседним столиком. Ребята обсуждали то, как они вложили все деньги в курс бизнес-молодости, а сейчас у них нет денег, чтобы делать бизнес. Мне показалось, что это очень транслируемая история, о которой круто рассказывать. Я еще не понимал, что это подкаст, не думал о формате.

В первую очередь рекомендую начинающим подкастерам помнить, что подкаст — это только формат. Нужно думать прежде всего о том, какие мысли вы хотите донести до своей потенциальной аудитории. Не важно — блог это, подкаст или YouTube. Важно прописать концепцию, заранее составить список гостей и четко следовать этим ориентирам. Важно хорошо визуально упаковать подкаст — мало кто над этим задумывается, но структурированная красивая презентация — это почти гарантия того, что к вам придет гость, а в дальнейшем — рекламодатель.

В продвижении, пожалуй, главный «секрет» — медийные гости, которые приводят свою аудиторию. Вторая по важности история — фичеринг. Площадкам, на которых слушают подкасты, будь то Яндекс.Музыка или Apple Podcasts, важно продвигать новых авторов. Почти у всех сервисов можно найти специальную форму — заявку на фичеринг. Нужно заполнять ее раз в месяц, прямо как ритуал. Подробнее рассказываю об этом здесь.

Также читайте

Его создатель Фёдор Тормосов рассказывает, каким теперь будет проект

«Нейрочай» — о науке: от теории эмоций до компьютерного зрения

Виктория Земляк
Выпускница Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ, ведущая подкаста

Мы заварили «Нейрочай» больше года назад, когда выиграли конкурс научных блогеров от Центра академического развития студентов. Это наш первый опыт в подкастинге, поэтому было сложно, но интересно. Сначала мы прошли несколько километров пешком по морозу, чтобы арендовать аудиорекордер и записать на нем первый выпуск. А потом сутками монтировали несколько часов записи. Оказалось, что все можно делать гораздо качественней и удобней: в Москве много студий, которые предоставляют услуги звукозаписи и профессионального монтажа.

Кроме технических деталей нужно придумывать и постоянно совершенствовать контент, научиться анализировать, что заходит и не заходит аудитории, овладеть хотя бы основами CMM. Хорошая новость — можно ничего из этого не уметь и научиться всему с нуля в процессе создания подкаста.

Отдача перевешивает все сложности. Во-первых, подкаст приносит кучу полезных и интересных знакомств, помогает быть в курсе актуальных научных новостей, последних разработок и исследований. Во-вторых, это классная практика публичных выступлений и ведения интервью. В-третьих, пока ведешь подкаст, можно (и придется) научиться всему на свете. И, наконец, ничто не сравнится с ощущением, что ты творишь, делаешь что-то полезное и классное, что нравится другим людям. Позитивные отзывы от аудитории сначала сильно смущают, но потом все больше радуют и вдохновляют.

«HSE Orchestra podcast» — о музыке и ее истории

Камила Минихаирова
Студентка 1 курса магистерской программы «Germanica: история и современность», музыкант Оркестра НИУ ВШЭ

Наш подкаст мы решили запустить во время карантина, когда начали действовать ограничения на офлайн-активности. Какое-то время мы не могли проводить репетиции и участвовать в концертах, поэтому и возникла идея с записью эпизодов. Так мы можем общаться на расстоянии, одновременно обсуждать и слушать музыку вместе.

Конечно, не обошлось и без трудностей: вначале мы искали в команду людей, которые смогут помочь с монтажом и реализацией наших задумок. Мало кто, наверное, до конца верил в запуск проекта, но самые стойкие только вдохновились новыми идеями и эпизодами. Мы записали уже пять эпизодов и запустили курс «Краткая история музыки: от шаманов до минималистов». Он будет интересен всем, кто хочет познакомиться с музыкальными эпохами, известными и малоизвестными композиторами, а также обсудить разные музыкальные жанры и формы. Сейчас идет работа над интересными выпусками про классику, кинокомпозиторов и музыкальные группы. 

Начинающим подкастерам мы бы посоветовали хорошо проработать обзор тем, проанализировать особенности аудитории, а также понять, про что вы могли бы рассказать людям, что было бы уникальным и включало бы часть вашего внутреннего мира, а остальное ограничивается только вашей фантазией и креативностью!

Подборку подготовила Юлия Гиацинтова

22 января

«Вышка для своих» в Telegram