• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Я больше не хочу этим заниматься!»

Психологи Вышки отвечают на вопросы о профвыгорании и депрессии

«Я равнодушен к своей работе». «Преподавание больше не приносит мне удовольствия». «Студенты и коллеги меня бесят». В этом не принято признаваться, но многие преподаватели сталкивались с признаками профессионального выгорания и депрессии. На вопросы, которые вы давно хотели задать, но не решались, отвечают клинический и кризисный психолог Фатима Багаева и клинический и семейный психолог Мария Швец.

Профессиональное выгорание реально существует или это модное словосочетание, которым оправдывают лень и усталость?

Оно существует реально. Термин «выгорание»/«burnout», а точнее «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. Этот термин описывает психологическое состояние здоровых людей, испытывающих крайнее физическое и психическое истощение при работе с людьми. Проявляется синдром профессионального выгорания в виде полного или частичного исключения эмоций в ответ на стресс. Человек в этом состоянии включает «режим энергосбережения», у него нарастает безразличие к тому, что происходит на работе.

Можно ли говорить о том, что преподаватели подвержены профвыгоранию сильнее, чем представители других профессий?

Можно. Принято говорить о триаде «Педагог-Врач-Социальный работник/Психолог». Представители помогающих профессий по роду деятельности основную часть своего времени находятся во взаимодействии с людьми, требующими пристального внимания, участия, лечения, сочувствия, заботы и поддержки длительное время. И в результате сами помогающие часто не имеют возможности защитить себя от интенсивного воздействия, не успевают позаботиться о себе. 

Какие симптомы могут указывать на ПВ?

Признаками ПВ могут являться: 

  • Эмоциональное истощение, быстрая утомляемость, накопленная физическая усталость; 

  • Телесное недомогание; 

  • Бессонница; 

  • Негативное отношение к своим подопечным/клиентам; 

  • Негативное отношения к своей работе в виде стойкого нежелания ходить на работу; 

  • Скудность и рутинность репертуара рабочих и профессиональных действий; 

  • Агрессивные чувства – раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев; 

  • Упадническое настроение и связанные с ним проявления: цинизма, пессимизма, чувства безнадежности, апатии, депрессии, чувства бессмысленности происходящего с человеком;

  • Переживания чувства вины.

Более серьезные симптомы ПВ, свидетельствующие, что процесс уже достаточно запущен, могут проявляться в виде разочарования в профессии, деморализации, а также ухудшения психического здоровья. На этом глубоком уровне синдрома случаются состояния, которые на первый взгляд не связаны с ПВ, но в то же время являются наиболее тяжелыми его проявлениями. Это может быть снижение устойчивости браков, развитие склонности к употреблению психоактивных веществ и алкоголя. 

Какие качества педагога делают его более подверженным выгоранию, а какие — менее?

Тут есть разные мнения. Одни исследователи синдрома «сгорания» (Х.Фрейденбергер) характеризуют подверженных, как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей. Другие же относят к этой категории, наоборот, людей с низким уровнем эмпатии и склонных к авторитаризму.

Психологи, со своей стороны, утверждают, что к профессиональному выгоранию быстрее всего приводит позиция профессионала, которые верят и следуют четырем мифам:

Мне нельзя ошибаться.

Я должен быть сдержанным.

Я не имею права быть предвзятым.

Я обязан быть во всем примером для подражания.

А может быть, это просто депрессия? И профессия тут ни при чем?

Депрессия может сопровождать синдром ПВ, или ПВ может вести к депрессии. В этом помогут разобраться специалисты, психологи или психотерапевты.

А если профессиональное выгорание и депрессия — это все-таки разное, можно ли через профессию вылечить депрессию? Ведь бывает же, что в преподавание идут в надежде «подпитаться» от студентов, или «почувствовать себя на коне» после провала в каких-то других областях? 

Нет, решение собственных проблем за счет других людей — это всегда провальный путь. К сожалению, проблема использования власти для получения прямых выгод (рентное поведение) — это распространенная практика в образовании. Задача университета — не допускать подобного поведения преподавателей, поскольку оно наносит вред как студентам, так и всему рабочему коллективу, разрушая систему, в которой все находятся в равных условиях и достигают успехов и признания благодаря способностям, таланту, труду.

Иногда человек исповедует такой «рентный» подход неосознанно, пытаясь «уйти» в работу от внутриличностных проблем, трудностей в семейной жизни. Им движет надежда, что работа залатает «дыры» в тех сферах, где он чувствует пустоту, эмоциональный дефицит. Но вернуть себе чувство авторства в жизни и творчество в профессии помогает только внутренняя работа с собой. 

Важно, чтобы в университете была возможность диалога преподавателей между собой на тему этических вопросов и чтобы это не выглядело как «морально-воспитательные» беседы, где отклонение от этических стандартов автоматически карается, а нарушитель порицается. Это должно быть пространством для безоценочной дискуссии, где преподаватель, столкнувшийся с этической дилеммой, может получить поддержку и разные взгляды от коллег на проблему. 

Подвержены ли преподаватели стигматизации депрессии в профессиональной среде?

Сейчас во всем мире происходят положительные изменения, направленные в сторону дестигматизации психических расстройств. Особенно это касается депрессивных расстройствах, которыми по статистике ВОЗ в Европе страдает каждый четвертый житель, обратившийся к семейному врачу или участковому терапевту, Если говорить о протяженности всей жизни, то, возможно, что каждый второй житель сталкивается хотя бы раз с этим состоянием, требующим медицинского вмешательства. 

Получить профессиональную помощь, взять больничный по причине депрессии и при этом не страдать от отсутствия понимания этих событий со стороны окружающих становится возможным и в нашей стране. В Вышке, например, в студенческой среде достаточно распространенной является ситуация, когда академический отпуск выдается по причине обострения или дебюта ментальных расстройств. 

Преподаватели такие же живые люди и также могут столкнуться с ментальными проблемами. Важно об этом разговаривать, менять стереотипы. Например, разделяемый большим количеством педагогов с большим стажем стереотип о том, что преподаватель – взрослый, высокообразованный человек, который может сам справиться со всеми проблемами через логику и рационализацию. Психологические проблемы редко имеют в своей основе рациональные корни, чаще всего простые рецепты вроде «займись спортом» или «перестань запариваться» для их решения не работают. 

Можно ли вытащить себя из ПВ и депрессии самостоятельно?

На первой стадии, когда появились лишь первые «звоночки», что что-то идет не так, справиться самостоятельно еще можно. 

Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за работой, определенными временными рамками и найти занятия, которые будут восполнять эмоциональные ресурсы и приносить чистое удовольствие. Можно организовать себе посещение интересных творческих мастерских, вокальные и танцевальные классы, приобщаться к прекрасному — театры, концерты, выставки. 

Позаботьтесь о своем теле: займитесь спортом, увеличьте время прогулок, принимайте согревающие и успокаивающие ванны с аромамаслами, сходите на массаж. А также восстановите баланс сна и бодрствования. 

Также следует попытаться изменить свои внутренние установки. Разрешить себе выйти из замкнутого круга установки «быть лучшим всегда и во всем». Принять факт ограниченности своих возможностей в решении грандиозных профессиональных задач в короткие сроки времени. Позволить себе обратиться к коллегам и друзьям за поддержкой.

На будущее важно выработать собственный алгоритм выхода из затянувшейся стрессовой ситуации. Составить список своих излюбленных поддерживающих занятий, в которых можно «пережить тяжелые времена». 

А если это не помогает? Не пить же сразу антидепрессанты.

Сразу — не пить. Обратитесь к психологу. Это нужно сделать, если вы чувствуете, что коллеги или студенты стали вызывать раздражение, вы высказываетесь о них с пренебрежением, каждое утро начинается с мысли «как же все бесят», «все достало». Вы сможете разобраться в причинах своего гнева, выделить триггеры: ситуации, которые, вызывают у вас негодование, обсудить способы повышения саморегуляции и улучшить межличностную коммуникацию, исследовать более глубинные причины профессиональной неудовлетворенности,  посмотреть на проблему системно. 

Но если помимо эмоциональных, появились физиологические нарушения — расстройства сна, нарушение аппетита, появление спонтанной недифференцированной тревоги, а также развитие психосоматических расстройств: панические атаки, головные боли, и т.п. – в этой ситуации без подбора медикаментозной терапии восстановление жизненного тонуса, нормализация настроения и физиологических функций затруднительна. Работа с психологом может не иметь того эффекта, так как у человека просто не будет жизненных ресурсов для восприятия более полной картины реальности, более адекватной оценки себя и окружающих. Как правило, в этих ситуациях психолог может назначить медикаментозное лечение. 

Icons made by Eucalyp from www.flaticon.com

Также читайте

18 марта в 18:00 состоится киновстреча с психологами ЦПК ВШЭ

16 марта

«Вышка для своих» в Telegram