• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«А это не больно?»

В Национальный день донора отвечаем на вопросы о донорстве костного мозга

20 апреля в России отмечают Национальный день донора. Бюллетень доноров костного мозга «Кровь5» (проект «Русфонда») по этому случаю согласился ответить на вопросы «Вышки для своих».  

Костный мозг — это вообще что?

Прежде всего, это никакой не мозг, а особая кроветворная ткань внутри костей. Она жидкая и кроваво-красного цвета. Это неудивительно, потому что костный мозг в основном состоит из гемопоэтических стволовых клеток, способных развиться в любые клетки крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Еще в костном мозге есть своего рода каркас, в котором эти клетки живут.

Если костный мозг работает неправильно, возникают разные болезни крови, например, анемия, или лейкоз. Последним и радикальным методом лечения этих болезней может стать неродственная пересадка костного мозга, когда собственный костный мозг пациента убивают высокодозной химиотераией, а потом вливают в вену донорские кроветворные клетки. Они потом сами заселяются внутрь костей и начинают творить здоровую кровь.

Донор костного мозга — это как в «Докторе Хаусе», игла в позвоночник и боль страшная?

Нет, в «Докторе Хаусе» про костный мозг почти все неправильно. На сайте журнала о донорстве «Кровь5» есть даже разбор этой серии. В реальной жизни костный мозг чаще всего берут из крови. Сначала колют специальный препарат Лейкостим, чтобы кроветворные клетки вышли в кровоток. А потом отфильтровывают их оттуда несколько часов. Больше всего это похоже на донорство тромбоцитов. Максимально неприятные возможные ощущения – ломота в ногах и головные боли от лейкостима.

Из кости костный мозг берут гораздо реже. И, конечно, не из позвоночника. Для этого делают несколько проколов тазовых костей. Это происходит под общим наркозом, так что обходится без боли. Способ сдачи костного мозга всегда выбирает донор.

Существует ли банк костного мозга, такой же, как банк крови?

Шанс, что один человек подойдет другому в качестве донора составляет примерно 1 к 10000. А процедура забора костного мозга долгая и дорогая, поэтому его никто не заготавливает впрок. Поступают по-другому, составляют базу добровольцев, готовых поделиться в случае надобност своими клетками – это и есть регистр доноров костного мозга. В нем содержатся контактные данные, сведения о здоровье и, что важнее всего, данные о генах тканевой совместимости добровольцев. Тканевая совместимость – это такая система распознавания своих и чужих для иммунной системы. И это как раз критерий, определяющий, может ли один человек стать донором костного мозга для другого. Поэтому, чтобы вступить в регистр, надо сдать пробирку крови для генетического анализа – HLA-типирования.

Насколько это доказанный метод лечения — с помощью костного мозга?

Это доказанный метод лечения, который используют во всех развитых странах. Пересадка доказано увеличивает вероятность трехлетнего выживания и дает шанс на полное излечение. Например, у пожилых пациентов с миелодиспластическим синдромом, перенесших аллогенную трансплантацию от неродственного донора, трехлетняя выживаемость составляет 47,9% против 26,6% у тех, кому пересадку не делали.

Главная проблема трансплантации костного мозга в высокой смертности пациентов. В зависимости от возраста и состояния здоровья она может даже достигать 50%. Поэтому этот способ лечения используют только в самом крайнем случае.

Сколько примерно пациентов в год нуждаются в трансплантации в нашей стране? А сколько получают?

Эксперты Минздрава приводят такую цифру – более 5100 человек в год нуждаются в трансплантации. Но цифра эта оценочная, точного учета всех пациентов, которым показана такая операция, в нашей стране не ведут.

Выполняется трансплантаций почти втрое меньше. В 2019 году в России провели 1813 пересадок, из них 1085 взрослым, а 728 детям. В 2020 году — 1889 трансплантаций, из них 1149 взрослым и 740 детям.

Почему в регистр берут людей до 45 лет? Что не так с костным мозгом людей постарше?

С костным мозгом у них всё в порядке, просто с каждым годом растет риск сопутствующих заболеваний, которые могут помешать человеку стать донором. Играет роль и чисто экономический фактор. Поделиться кроветворными клетками, согласно общим рекомендациям Минздрава для доноров, в России можно до 55 лет. Поэтому человек, вступивший в регистр в 23 года, пробудет в нем 32 года, человек, вступивший в 44 года – 11 лет, а человек, вступивший в 50 лет – всего 5 лет. При этом генетический анализ каждого такого потенциального донора стоит одинаково – 9,6 тысяч рублей. Поэтому чем моложе донор, тем выгоднее включить его в регистр. 

Чем я рискую, становясь донором костного мозга?

Вступая в регистр доноров костного мозга, вы не рискуете ничем. Это просто пробирка крови. Но в случае реальной донации возможен ряд последствий. Например, некоторое время у вас может быть низкий гемоглобин. Все известные в истории серьезные осложнения у доноров связаны с реакцией на общий наркоз при заборе из тазовой кости. Наркоз – отработанная процедура, но всегда таит в себе небольшой риск. Что касается костного мозга, то он полностью восстановится у вас за несколько недель. Тут вы ничего не теряете.

Могу ли я узнать, кому достанется мой костный мозг? А этот человек мое имя узнать может?

Можете, но не сразу. Донор и реципиент могут познакомиться только через два года, когда у пациента все уже будет хорошо. Пауза выдерживается  для того, чтобы ни один из них не мог оказывать давление на другого. А до тех пор донор и реципиент могут переписываться и обмениваться подарками. Знакомство происходит только по обоюдному согласию. 

Сколько раз я могу стать донором?

В России можно становиться донором два раза. В некоторых зарубежных регистрах – до четырех. На самом деле, совпадение донора и реципиента такая редкость, что врачам пока не удалось собрать убедительную статистику по многократной донации костного мозга. И никто не знает, как она влияет на организм.

А что мне за это будет (есть ли какие-то выплаты, привилегии)?

Во всем мире донорство костного мозга – это благородный и бескорыстный поступок. Доноры получают только моральное удовлетворение. В России, правда, для реальных доноров (то есть, тех, кто уже поделился кроветворными клетками) предусмотрен налоговый вычет с 500 рублей – это 65 рублей в месяц.

20 апреля, 2021 г.

«Вышка» в Telegram