• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Вышки стали учиться лучше:

почему это не так хорошо, как кажется

@Даниил Прокофьев

Средний балл студентов университета неуклонно растет, доля «девяток» и «десяток» приближается к 40%. Это говорит не только о высоком уровне подготовки учащихся, но и наличии системных проблем. Вопрос «инфляции оценок» обсуждался недавно на ректорате, и администрация Вышки предложила факультетам и студсовету выработать совместные подходы к решению вопроса.

За последние годы средний балл по всем кампусам Вышки существенно вырос. Если в 2014-2015 учебном году он составлял 6,8 балла, то за первые три модуля текущего – 7,56 балла.

Администрация университета обратила внимание на эту тенденцию и провела более детальное изучение ситуации, проанализировав распределение оценок. Для анализа было взято почти 900 тыс. оценок, выставленных с 1 сентября 2019 года. На таких больших данных распределение оценок должно статистически иметь пик в середине шкалы, однако фактически пик приходится на зону «отлично».

Учитывая, что с 2014 года контингент студентов вырос более чем на 70%, открылась множество новых образовательных программ, этот тренд не может не вызывать опасения. Да, общее качество приема даже выросло, многие студенты приходят после предметных олимпиад и профильных классов – все это облегчает освоение учебных предметов. Но для более сильных студентов можно и нужно ставить более амбициозные задачи, предлагать более высокие требования – у новых программ, новых преподавателей Вышки не должен развиваться синдром шапкозакидательства.

@ Даниил Прокофьев

Вторая проблема не относится ко всем, но она достаточно массовая. До 20% преподавателей считают возможным ставить больше ¾ отличных оценок, до 10% – ставят 90% «девяток» и «десяток». Напомним, что в переводе на 5-балльную систему это 5+ и 5++. Фактически это – переход от экзамена к зачету. Это свидетельствует скорее не о возросших успехах студентов, а о недостатках в работе преподавателей и системе оценивания.

Руководство университета считает «инфляцию оценок» проблемой в первую очередь для лучших студентов, кто серьезно инвестирует в освоение предмета, кто им увлечен. В ситуации, когда «все отличники», усилия студентов, их образовательное творчество не получают должной оценки.

Есть и более неприятные ситуации. У ряда преподавателей завышение оценок можно интерпретировать как попытку прикрыть недостаточное собственное внимание к ходу и результатам обучения студентов, как стремление снять с себя связанную с этим нагрузку. Студенты Вышки поступили в университет, будучи готовыми на тяжелую и ответственную учебную работу, но по ряду предметов они встречают «облегченное» отношение преподавателей.   

По поручению ректора Ярослава Кузьминова, все факультеты совместно со студенческими советами проанализируют статистику по своим образовательным программам и оценят практику поведения преподавателей при выставлении оценок.

Ректор предостерег деканов и руководителей школ и департаментов от немедленных «реактивных» изменений, оперативного вмешательства в текущий образовательный процесс. Кузьминов отметил необходимость обстоятельного и детального обсуждения проблемы с учетом традиций и особенностей каждого профессионального цеха.

Планируется, что после обобщения информации от факультетов, анализ ситуации и варианты решения проблемы будут представлены на ученом совете в июне.

Ярослав Кузьминов

Ректор НИУ ВШЭ

Проблема инфляции оценок действительно болезнь, ее надо лечить, и мы с вами уже делали это 15 лет назад. Ничего фатального в такой ситуации нет, я не думаю, что мы глубоко больны, но набор инструментов явно нуждается в серьезном анализе.

Конечно, выставление «девяток» и «десяток» абсолютному большинству группы подрывает у наиболее сильных студентов стимулы больше учиться, выходить за рамки образовательной программы. Я считаю большой ошибкой, если мы будем поддерживать идеологию «ты имеешь право спрашивать с меня только то, что ты мне рассказал». Это подход для средней школы, а не для университета. Студенты должны понимать, что серьезная часть того, что от них ожидают, им не диктует преподаватель, это результат их собственной работы по курсу. В Вышке традиционно три градации отличной оценки: 8, 9 и 10. Человек, который просто добросовестно выучил необходимое, заслужил оценку «отлично», но это 8, а не 9 или 10.

Читать далее 

Сергей Рощин

Проректор НИУ ВШЭ

С середины 2010-х годов в Вышке, в целом по университету, наблюдается прирост среднего балла. Это был довольно плавный процесс, но к прошлому году ситуация стала уже чрезвычайно заметной.

Если мы посмотрим на статистику распределения всех выставленных оценок за два года, окажется, что у нас доля отличных оценок превышает 50%, есть небольшая доля хороших оценок и совершенно ничтожная доля оценок удовлетворительных. Наиболее выдающийся показатель — средний балл по научно-исследовательским семинарам. В московском кампусе, например, более 60% студентов имеют отличные оценки. Как преподаватель я могу сказать, что по сути дела это результат отсутствия системы оценивания по данному компоненту. Ведь крайне маловероятно, что студенты бакалавриата единым строем пополнят ряды выдающихся ученых.

Читать далее 

Вадим Радаев

Проректор НИУ ВШЭ

Материалы, подготовленные коллегами, свидетельствуют о том, что у нас есть серьезная системная проблема. То, что у нас средняя доля «девяток» и «десяток» растет и приближается к 40%, честно говоря, шокирует.

Сейчас идет конкурс на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, и мы взяли выборку преподавателей, которые участвуют в конкурсе. Если посчитать тех преподавателей, у кого «девять» и «десять» превышают 80% от числа поставленных оценок, то оказывается, что их ровно 10% – 32 человека из 330.

Десять процентов – это много или мало? На мой взгляд, много. Мы исходим из того, что работа преподавателя предполагает академическую автономию, в том числе, и в проставлении оценок. Но это не означает, что нет никаких правил и нет никаких обязанностей. Такие правила все-таки есть.

Каждый из нас – действующий преподаватель, я сам преподаю круглый год. Наша обязанность – адекватно и дифференцированно оценивать студентов. Это означает, что мы не должны завышать и занижать оценки. Ставить только «девятки» и «десятки» все равно, что ставить только «двойки» и «тройки».

Читать далее 

Григорий Канторович

Заведующий Научно-учебной лабораторией макроструктурного моделирования экономики России

Ситуация с инфляцией оценок на всех факультетах разная, и решать ее тоже нужно по-разному. Например, в МИЭФ ситуация лучше, чем в большинстве других подразделений. Это связано с тем, что анализ оценок делается в МИЭФ после каждой сессии и по каждому предмету в отдельности. Там существует Совет академических программ, и именно он занимается отслеживанием и решением проблем по мере их поступления.

В разных университетах разные позиции, есть разные предметы с разными требованиями. В связи с этим я считаю, что нормирование оценок — это преждевременный шаг. При этом каждый преподаватель должен понимать, что сплошные «отлично» на экзамене — это плохой знак, это говорит о том, что он должен усиливать экзамен, усиливать требования к предмету. Это не значит, что надо искусственно ставить «двойки».

Вспомните, сколько мы работаем над оценкой публикационной активности, сколько она дорабатывается. Трудно сейчас предписывать какую-то нормативную кривую, при том, что по каждому предмету нужен анализ, и нужно требовать от преподавателя ужесточать требования к экзамену.

Сергей Пекарский

Декан факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Хотя, как было отмечено, факультет экономических наук находится на другом полюсе проблемы (у нас выставляют меньше 10% отличных оценок), но тревогу по поводу инфляции оценок я разделяю и тенденцию нахожу пугающей. Важный вопрос для меня — почему это происходит.

Моя гипотеза такова: на преподавателя в той или иной степени оказывается давление со стороны студентов. Рейтинг студентов играет большую роль, и по сути дела, позиция в рейтинге вытесняет подлинную мотивацию с точки зрения обучения. Дело в том, что еще в рамках школьного образования будущие студенты привыкают к тому, что им нужно научиться решать типовые задачи и проходить типовые тесты. У них формируется запрос, который определяет их дальнейшее поведение, — запрос не на развитие подлинных компетенций, а на, по сути дела, натаскивание по какому-то тесту.

Читать далее 
21 мая, 2021 г.

«Вышка» в Telegram