Проблему инфляции оценок Вышка начала обсуждать недавно, и это обсуждение вызывает определенное волнение. «Вышка для своих» собрала самые острые вопросы, которые волнуют сейчас студентов и задала их проректору ВШЭ Сергею Рощину.
Инфляция оценок — это очень серьезная проблема. Мы видим, что у нас через различные параметры растет количество отличных оценок: в первую очередь 9 и 10, также 8. Почему это является проблемой? Есть много оснований считать, что способности в любом обществе распределяются по принципу, близкому к нормальному распределению в математическом смысле этого слова. Это распределение не может быть смещено «вправо», а в Вышке на данный момент можно видеть именно смещение «вправо», поскольку количество тех, кто осваивает материал на «отлично», у нас доминирует.
Это означает, что учиться в университете в среднем студентам стало легче. И нужно обсуждать, что за этим стоит. То ли преподаватели стали щедрее на высокие оценки, то ли образовательный контент, который предлагается для изучения, является чрезвычайно легким для наших студентов. В любом случае, это очень тревожный результат. Потому что освоение материала должно быть адекватно способностям учащихся и не должно даваться настолько легко, чтобы такое большое количество студентов получало отличные оценки.
Я оговорюсь: нет цели делать учебу специально сверх-трудной, но вопрос об адекватности сложности усвоения предлагаемого материала соответствующих оценок, безусловно, заслуживает обсуждения.
Оценки 9 и 10 существуют в оценочной шкале, принятой в нашем университете, они по-прежнему не являются запретительными. Решение о реформе оценок еще не принято, но запретительными они безусловно не будут и после принятия — речь лишь о том, что сейчас таких оценок очень много, и обсуждается вопрос о том, что это должно измениться.
Нет, не является. ВШЭ действительно набирает замечательных студентов, это предмет нашей гордости. К нам поступают студенты с очень высокими баллами по ЕГЭ, победители олимпиад. Но если к нам поступают такие способные люди, это значит, что учебные программы, который предлагает ВШЭ, должны быть адекватными их способностям. Победители всероссийских олимпиад, стобалльники по ЕГЭ идут в наш университет не за тем, чтобы осваивать материал, легко доступный для студентов, поступившего с 60 баллами по ЕГЭ.
В дискуссии, которая началась в университете по поводу инфляции оценок, эта мера называется как один действенных инструментов. Мы знаем также, что подобные практики применяются в ряде выдающихся университетов мира. Но я повторю, что дискуссии далеки от завершения и наш университет совершенно не обязательно пойдет по этому пути.
Вопрос содержит в себе некую парадоксальность, поскольку предполагает, что 9 и 10 являются абсолютным измерением. Но это не так: любые оценки относительны, не абсолютны. Поэтому ни о каком «искусственном» занижении речи быть не может, речь идет о том, что оценочная шкала должна быть разумно взвешенной по отношению к тем усилиям, которые необходимы для освоения материала. При этом нужно понимать, что оценка 10 — это сверхвысокая оценка. Чтобы получить «десятку», надо не просто выучить материал, нужно продемонстрировать определенный творческий талант, новаторство, способность создавать новое знание.
Нет, об этом говорить рано. В этой формулировке я вижу определенные страхи, но они, как минимум, преждевременны. Как я уже сказал, реформа оценок только обсуждается, в каком виде она состоится — пока судить рано, и уж тем более рано обсуждать, что за ней последует.Куда можно жаловаться, если считаешь, что тебе снизили балл несправедливо?
Нашими правилами предусмотрено, что студенты всегда могут подать апелляцию по поводу своих экзаменационных оценок, могут обратиться к академическому руководителю образовательной программы, к декану, к проректору по образовательной деятельности. Таких обращений всегда много. Преподаватели считают прессинг со стороны студентов одной из главных проблем, как раз и порождающих инфляцию оценок.
При этом я считаю, что на самом деле в нашем университете пространство для субъективной несправедливости преподавателей очень невелико. У нас очень высока доля различных письменных систем оценивания, работают системы накопительной оценки.
Программы учебных дисциплин до определенной степени содержат указания на критерии оценивания. Я не уверен, что мы должны стремиться здесь к еще большей конкретизации.
Дело в том, что университет не должен работать как школа, сообщая ученикам, что «если выполнишь это и это, получишь столько-то». Университет — это образование вокруг нового, новаторского, творческого знания. И с этой точки зрения абсолютно нормировать, за какую запятую сколько будет поставлено баллов, на мой взгляд, в корне неверно. Определенные диапазоны безусловно должны обозначаться, но доходить до тарификации, абсолютно буквально и абсолютно детально, не стоит. Это убьет университетское образование, а не сделает его более качественным.
Новой системы еще не существует, соответственно, не стоит вопрос о сроках ее введении. Нет даже решения о том, будет ли новая система. Мы находимся на этапе обсуждения этой проблемы в различных академических коллективах — преподавательских, студенческих.
Я не знаю, есть ли это в других российских вузах, мы не имеем такой информации. Но мы имеем богатый материал о подобных дискуссиях в американских и европейских вузах. Там есть схожие проблемы, и схожие реакции университетов на проблему. Мы внимательно следим за лучшими практиками мировых вузов, используем методы работы с большими данными, но собственные решения стараемся принимать независимо, после серьезной проработки.