• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке будут приняты меры по предотвращению инфляции оценок

Что было сказано об этом на ректорате 15 июня

@Даниил Прокофьев

Руководство ВШЭ намерено не допустить снижения требовательности преподавателей по отношению к студентам. В ближайшие две недели для них будут разработаны методические рекомендации по вопросам оценивания. В дальнейшем критерии оценки станут обязательным инструментальным элементом учебных программ по каждому предмету. Планируется принять и другие меры, перечень которых обсуждался на ректорате 15 июня.

Одна из особенностей Высшей школы экономики состоит в том, что работодатели готовы принимать на работу всех ее выпускников, в том числе последних в рейтинге. «Такого отношения ко всем нашим выпускникам мы добились, образно говоря, высоким давлением пара в котле, – отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. – Наш паровоз едет, а не стоит на месте».

Но в последнее время средний балл студентов Вышки значительно вырос, то есть требовательность со стороны преподавателей стала ниже, и возник риск снижения качества подготовки выпускников. В ходе проведенного в университете опроса представители подразделений объясняли это разными причинами: повышением качества приема, спецификой оценивания онлайн-курсов, сложностью дифференциации оценок (непонятно, чем, например, 8 отличается от 9 или 10 в десятибалльной шкале). В числе прочего называлось даже психологическое давление со стороны студентов, у которых есть возможность низко оценить преподавателя и тем самым лишить его надбавки.

Однако подобные объяснения не нашли понимания у членов ректората. Так, проректор ВШЭ Сергей Рощин счел странной связь роста среднего балла с онлайн-курсами. Он напомнил, что проблема инфляции оценок возникла задолго до пандемии, когда университет стал проводить онлайн-экзамены. Тему с давлением студентов он назвал «сомнительным аргументом».

«То, что студенты всегда будут добиваться повышения оценок, — часть нашей преподавательской судьбы, и здесь нам необходимо занимать профессиональную позицию», — считает Сергей Рощин.

Первый проректор ВШЭ Вадим Радаев считает, что преподавателям необходимо разъяснять позицию университета о недопущении завышения и занижения оценок, повышать их квалификацию по вопросам оценивания. Первый проректор, декан Высшей школы бизнеса ВШЭ Валерий Катькало также отметил необходимость повышения качества учебно-методической работы и рассказал, что на встрече с студсоветом ВШБ студенты высказывали недовольство феноменом инфляции оценок и просили повысить требовательность преподавателей.

По мнению Ярослава Кузьминова, главная проблема заключается в том, что «мы не стимулируем наших студентов напрягаться». А ведь Вышка ценится именно тем, что здесь студентам устраивают полосу препятствий, учат соревноваться и не поощряют инфантилизм. Самая продвинутая репутация – у образовательной программы МИЭФ, где жестко оценивают, оставляют на второй год, отчисляют, но при этом абитуриенты стремятся туда попасть, готовы платить за обучение 1 млн. рублей в год и не боятся. Если же в Вышке у преподавателей и студентов настанет легкая жизнь, то и самой Вышки не будет, считает он.

Первая мера по предотвращению инфляции оценок, которую планируется реализовать в ближайшие две недели, - разработка силами учебного блока и обсуждение в коллективах базовой «методички» для преподавателей по вопросам оценивания, которую они должны иметь перед глазами. В методичке, подчеркнул ректор, необходимо избегать «словесной эквилибристики», например, разделяя проявленные аналитические способности на блестящие, отличные и исключительные. А именно такие формулировки встречались в предложениях рабочей группы, подготовленных к ректорату.

Следующая мера, которую планируется реализовать в течение года, - обязательное прописывание критериев оценки в учебных программах по каждому предмету, и эти критерии станут их обязательным инструментальным элементом. По мнению Ярослава Кузьминова, при оценивании по десятибалльной шкале 8 баллов – это оценка для отличника. А 9 и 10 можно выставлять лишь тем, кто вышел за рамки обязательной программы, кто демонстрирует глубокую заинтересованность в изучении предмета, предлагает нетиповые решения. Если же коллеги ставят 9 и 10 всем подряд, то тем самым они нарушают права таких заинтересованных студентов – своих будущих коллег, гасят их амбиции и не выделяют из общей массы.

«Если преподаватель выставляет больше половины пятерок, это значит, что он недостаточно внимания уделяет оцениванию и обратной связи со студентами. – утверждает Ярослав Кузьминов. – Если же отличные оценки получают более трех четвертей, то человек пренебрегает базовыми требованиями своего контракта, и его надо изгонять из преподавателей, потому что это такое же безобразное поведение, как если бы студент списал дипломную работу. Преподаватель – это не тенор, который выступил, сорвал аплодисменты и говорит: «Я всех люблю!». Если он выставил оценку, не соответствующую реальным знаниям, то наврал и студенту, и всем нам, и нас опозорил».

Помимо ответственности преподавателей за выставление оценок, необходимо создать механизмы ответственности руководителей подразделений и образовательных программ в связи с качеством оценивания. По мнению ректора ВШЭ, рейтинг студентов необходимо «отвязать» от однозначной суммы оценок, причем оценка проекта должна составлять не менее трети. Он предложил создать рабочую группу с участием студентов, которая за полгода сформирует новый подход к рейтингам. Если же студент угрожает преподавателю низкой оценкой, то это является грубым нарушением правил поведения в университете, за такое нужно отчислять, как за плагиат, а в случае иных угроз – обращаться в полицию.

17 июня

«Вышка для своих» в Telegram