Елена Одоевская была назначена проректором Вышки в октябре этого года. В сферу ее ответственности входит создание и реализация стратегии цифровой трансформации Вышки, партнерство университета с компаниями цифровой экономики и усиление позиций НИУ ВШЭ на внешних экспертных площадках по данной теме. Свое первое интервью в новой должности она дала «Вышке для своих».
— Вы по образованию — менеджер государственного и муниципального управления, по роду деятельности — управленец в образовании. Как так получилось?
— Я из семьи госслужащих, но свою специальность я выбрала также в силу определенного внутреннего уклада. Я люблю порядок, чтобы все было по полочкам, а госслужба как раз тот институт, который сразу задает рамки институционального поведения. Когда я поступала в ГУУ, был 2006 год, это было очень популярное направление, большой конкурс. Я успешно там отучилась, прошла различные стажировки в органах госвласти, а затем начала работать в Высшей школе бизнеса своего на тот момент университета. Начала с маркетинга, потом занималась продажами дополнительного профессионального образования, позже основным моим проектом стало получение международной аккредитации AMBA. В итоге мы стали десятой российской бизнес-школой, получившей эту аккредитацию. Через четыре года после начала работы в ВШБ ГУУ я уже была заместителем директора, и я стала думать, в какую сторону мне развиваться дальше.
За время работы в бизнес-школе я стала хорошо разбираться в том, как устроена финансово-хозяйственная деятельность университета, и следующим моим местом работы стал департамент финансов Министерства образования и науки. В министерстве действительно было важно, что я пришла «с земли», из реального бизнеса: я прекрасно понимала, что значит довести до 200% размер заработной платы преподавателя, я понимала, что значит соотношение преподавателей и студентов 1 к 12, понимала, как реально университеты управляют целевыми показателями. В Минобрнауки я занималась формированием государственных заданий университетам, экономикой государственных услуг. Мы реализовали отличный проект, связанный с повышением квалификации работников сферы образования в области внедрения методик расчета нормативов государственных услуг. Проект охватывал все образование — сотрудников университетов, школ, детских садов. Через полгода после того, как я пришла в министерство, я уже должна была нормальным, человеческим языком рассказывать огромной аудитории работников сферы образования (помню, это было в «Орленке») о том, что и как они могут делать с деньгами в рамках государственного задания, где они самостоятельны, а где нет. Это был хороший опыт, колоссальное общение с системой, понимание ее специфики. Дальше в министерстве сменилось руководство, и мой директор, Михаил Юрьевич Алашкевич, позвал меня с собой в Вышку.
В принципе, еще когда я работала в ГУУ, Вышка была нашим бенчмарком: мы подглядывали за локальными актами Вышки, за тем, как устроены программы ДПО, и я думала о том, как классно было бы работать во ВШЭ, как там все круто устроено, так что сомнений не было.
Здесь мы начали работать в команде Лилии Николаевны Овчаровой, в Институте социальной политики. Мы занялись работой над Стратегией-2030. Этот год в моей памяти остался как работа 24/7, ничего, кроме работы, но это было очень интересно. Результатом стал доклад «12 решений для нового образования», и экономика предлагаемых в этом докладе решений — моих рук дело. После того как мы завершили работы, команда, с которой я пришла, ушла в другое место, а мне Ярослав Иванович предложил остаться во ВШЭ в качестве его помощника по экономике образования. Собственно, вот так я и осталась в образовании в Вышке.
— За несколько лет в Вышке вы прошли путь от помощника ректора до проректора. Каково это — стать проректором в 32 года?
— Возраст мне доставил дискомфорт один раз в жизни. Я работала в Государственном университете управления и в свои 23 года должна была выступать перед ученым советом, средний возраст членов которого был далеко за 50. Хорошо помню свое состояние: лицо красное, ладони потеют, мысль одна: «Что я здесь делаю, я же для них какая-то девчонка». Пережив этот момент, больше я о возрасте никогда не задумывалась. В 30 лет, уже работая в Вышке, я пошла в магистратуру, на программу «Доказательная образовательная политика» в Институте образования. Я была там, очевидно, самая старшая, но для меня это не имело никакого значения — эти знания мне были необходимы для погружения в экспертизу в сфере образования. Возраст — это всегда преимущество. Молодость — преимущество в одном смысле, зрелость — в другом, вот и вся разница.
В Вышке я была востребована, очевидно, во многом благодаря качеству работы и опыта, довольно разного. Госуправление, работа непосредственно в образовательном бизнесе — это все части серьезного такого пазла. Потому что, понимая экономику образования, намного проще понимать, как реализовать определенные идеи и донести их до регулятора. Я уже в должности помощника стала заниматься GR — представляла ВШЭ в ряде министерств и ведомств.
— В новой должности вы также будете отвечать за цифровую трансформацию. Означает ли это, что в дополнение к имеющимся частям «пазла» вы должны также стать айтишником?
— Я занялась этой тематикой в 2018 году, когда начиналась работа над федеральным проектом «Кадры для цифровой экономики». Мы готовили предложения по проекту «Цифровой университет», и с 2019 года я нахожусь внутри этой темы, коммуницирую со всеми нашими партнерами и внутри Вышки, и снаружи. Конечно, я не айтишник с профильным образованием и воспринимаю отсутствие образования в этой сфере как незакрытый гештальт. Как только появится время, обязательно закрою. Но, с другой стороны, это может быть преимуществом, потому что вопрос диалога между функциональными заказчиками и цифровым блоком — один из самых важных. История о том, что цифровиками часто недовольны, существует во многих организациях, потому что люди элементарно не понимают, о чем говорят айтишники, и считают, что «сделать кнопку» — это быстро и просто. Я не разработчик, но благодаря большому опыту в среде я все же понимаю, что мне говорят айтишники, и в состоянии это перевести именно как менеджер. Мне очень помогает цифровой блок и в целом университет в части погружения в эти тематики, потому что все заинтересованы в том, чтобы этот процесс был в помощь, а не в нагрузку.
— Проект цифровой трансформации, за который вы отвечаете в новой должности, начат четыре года назад. Какие задачи реализованы, какие еще осталось реализовать?
— Действительно, цифровая трансформация уже во многом изменила и улучшила многие процессы в университете, но осталось еще очень много. В первую очередь мы создаем сейчас в университете единую цифровую среду. Это заявлено в программе развития, в т.ч. в рамках «Приоритета-2030», и в нашей программе развития: все четыре кампуса должны быть объединены единой цифровой средой. Совместное целеполагание важно: мы вместе будем решать, что нам нужно, как мы будем действовать.
В следующем году у нас должно запуститься очень много проектов. Это и Smart LMS — новая LMS-система, которая запустится с января, и мы сейчас делаем все возможное совместно с блоком Сергея Юрьевича Рощина, для того чтобы создать максимально комфортные условия для преподавателей по вхождению в эту новую систему. У нас запускаются проекты по той части, которая не видна вовне, но очень важна для сотрудников, — по бэк-офису. Это тот фундамент, на котором стоит университет: здесь зарплата, кадры, бухгалтерия, финансовый учет. Это проект, которым управляет Алексей Владимирович Новосельцев, а цифровой блок его сопровождает.
В первом квартале следующего года мы завершим работу над цифровой стратегией ВШЭ, и эта стратегия будет включать в том числе выход цифрового блока за рамки Вышки — внешние проекты. Сейчас цифровой блок работает больше на внутренние интересы университета, но его экспертиза должна быть востребована на уровне федеральных министерств, системы образования в целом. Например, развитие open source решений, платформы «Гостех», на которой будет размещен так называемый суперсервис «Поступи в вуз онлайн», — во всех этих проектах важно и нужно принимать участие. Это флагманские направления, а Вышка уникальна тем, что имеет большой методологический задел и понимает, как должен быть устроен процесс. Экспертиза по этим направлениям сосредоточена главным образом в Институте образования и на ФКН, и мы думаем над коллаборацией, совместными проектами, чтобы максимизировать полезность тех сервисов, которые мы здесь делаем, не только для ВШЭ, но и для отрасли в целом.
— Цифровые проекты Вышки отчасти реализуются силами студентов и бывших студентов. В чем плюсы и в чем минусы такого подхода и будет ли это как-то продолжаться?
— Здесь, конечно, больше плюсов. В Вышке учатся лучшие студенты, и грех было бы этим обстоятельством не воспользоваться. У студентов есть драйв, они знают, что нужно студентам, основной нашей целевой аудитории, и готовы это создавать. У них есть знания, но еще мало опыта, но это поправимо при правильном руководстве. Я считаю, что мобильное приложение Вышки, сделанное руками студентов, — одно из самых сильных на рынке. Наша задача — максимизировать опыт взаимодействия со студентами. Мы задумываем несколько линеек продуктов на следующий год, которые мы могли бы сделать совместно со студентами, мы обсуждаем развитие проекта «Цифровые ассистенты».
— Вы сами совсем недавно были студенткой магистратуры Вышки, тоже в области госуправления. В должности проректора ваш студенческий опыт пригодится?
— Конечно. Я посмотрела на Вышку изнутри, я активно давала обратную связь по той учебной программе, которую я проходила, — и позитивный, и негативный. Вообще, студенческие оценки — это одна из самых важных новаций в Вышке. Также в качестве студента я потестила LMS, узнала ее плюсы и минусы, и в результате система меняется, уступает дорогу новой.
— О каких новых направлениях развития для себя вы думаете? И каков ваш виш-лист на Новый год?
— Я уже много направлений попробовала и не буду зарекаться от дальнейших перемен. В детстве я вообще-то хотела стать диетологом! Но если серьезно, образование вошло в мою жизнь плотно, мне очень интересно в нем развиваться. Я думаю, что уровень вызовов в этой области выше, чем в госуправлении, чем в бизнесе, поскольку образование в нашей жизни присутствует всегда, мы всегда чему-то учимся, и здесь максимальное ощущение создания нового, здесь минимум рутины.
В плане пожеланий на следующий год — в личном все просто: я очень давно не была на море. Я человек, который предпочитает все контролировать, и степень рисков, связанных с выездом с семьей к морю во время пандемии, для меня ощущалась как чрезмерная. Что касается профессиональной деятельности, наверное, это тоже связано с темой контроля. Мне сложно делегировать, я продолжаю этому учиться. Сейчас для меня начинается новый этап — выход из зоны комфорта. Это очень интересно и увлекательно. Ответственность меня никогда не пугала, ее всегда брала на себя. А вот в части делегирования — да, это очень важно, буду учиться дальше.
Фото: Даниил Прокофьев