• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В Вышке теперь доступна допсихологическая помощь

Студенты и сотрудники смогут обратиться к волонтерам за поддержкой

Андрей Филяев

Студенческий совет НИУ ВШЭ вместе с Центром психологического консультирования запускает сообщество допсихологической помощи HSE Community Emotional Support в формате peer-to-peer. Студенты и сотрудники Вышки смогут обращаться к волонтеру проекта за помощью, поддержкой и по вопросам психологического благополучия.

Что станет доступно

  • До 50 минут общения на волнующую тему с волонтером, прошедшим отбор и специализированное обучение в Центре психологического консультирования Вышки.
  • Очный или онлайн-формат. Вы можете авторизоваться через бота в Телеграме.
  • Анонимность при желании. Вы можете остаться анонимным для волонтера, если выбираете формат зума или переписки. Волонтер будет знать только ник.
  • Помощь от самого волонтера, который сможет сориентировать в материалах и способах самопомощи.
  • Рассказ о возможностях квалифицированной психологической помощи и ее получении.

Макарова Ирина Вилориевна

Ирина Макарова 

Директор Центра психологического консультирования

Peer-to-peer — это помощь: равный равному. И в этом его ограничения и преимущества. Обращаясь к специалисту, мы так или иначе реализуем наш запрос на экспертность, то есть мы уже изначально чувствуем собственную некомпетентность и ожидаем оценочности, тем самым вступая в вертикально выстроенные, иерархические отношения. Довольно часто именно эти ожидания становятся внутренними препятствиями для обращения к психологу или психиатру. Peer-to-peer-помощь снимает эту тревогу, так как изначально эти отношения позиционируются как равные, горизонтальные. В большинстве случаев мы можем говорить о том, что это первый шаг для получения профессиональной помощи.

Волонтеры допрофессиональной психологической помощи прошли обучение навыкам эмоциональной поддержки, безоценочного принятия, понимания и психологической помощи в кризисных ситуациях. Они подготовлены не только в том, чтобы выслушать и поддержать, но и в том, куда и в каком случае можно порекомендовать обратиться за профессиональной помощью. Волонтеры также могут помочь организовать визит к врачу или психологу, поддержать решимость сделать это, если возникают тревоги и сомнения.

В процессе разговора, который может длиться до 40–50 минут, волонтер устанавливает контакт, старается понять переживания и беспокойства человека, поддержать его, найти возможности для помощи и самопомощи. Все, что будет рассказано волонтеру, конфиденциально. Это значит, что у них есть обязательства никогда и никому не сообщать содержание разговора. Исключение составляют случаи, когда от самого человека поступает запрос на то, чтобы привлечь к решению проблемы других людей, и разрешение на раскрытие информации.

Мария Матвеева

Руководитель комиссии по психологическому благополучию Студсовета НИУ ВШЭ

Идея проекта появилась еще осенью этого учебного года, когда рабочая группа по психологическому благополучию Студенческого совета ВШЭ начала функционировать. Мы проанализировали опыт других российских и зарубежных университетов и поняли, что службы допсихологической помощи — это распространенное и полезное явление.

Проект в нашем представлении должен был решать ряд задач: дестигматизация вопросов mental health в студенческом сообществе, создание полноценной экосистемы психологического благополучия и разгрузка Центра психологического консультирования (многие студенты при обращении в центр либо хотели выговориться, либо имели неверные ожидания от ЦПК, волонтеры же как раз нужны для поддержки, а не консультирования, а также могут грамотно донести до студентов спектр услуг ЦПК).

Затем, в марте, на фоне сложившейся в мире ситуации спрос на психологическую помощь и поддержку вырос еще сильнее. В этот период мы приняли решение в кратчайшие сроки запустить проект. Была открыта подача заявок, волонтеры отбирались через мотивационное эссе и собеседование, а затем проходили обучение в ЦПК. Сейчас волонтера можно найти в кампусе по мерчу, выданному каждому волонтеру: шопер, браслет и бейдж с логотипом HSE Community Emotional Support. Студенты подходят к волонтерам и задают волнующие их вопросы или же договариваются о встрече в удобное время. Также можно оставить свою заявку в телеграм-боте.

Дарья Родионова

Волонтер проекта

Участие я решила принять, потому что всегда мечтала попробовать себя в роли психолога, но боялась, что никогда не смогу, потому что на соответствующую специальность я уже не поступила, а без образования работать никак нельзя — можно же ужасно навредить! А тут такое предложение, да еще и обучить пообещали! В общечеловеческом плане я очень сочувствующая, друзья всегда доверяют мне свои несчастья, потому что я умею просто молча слушать, создавая атмосферу поддержки и сочувствия. Проблемой для меня было как раз не просто слушать, а научиться именно правильно поддерживать, говорить нужные слова. Для меня помогать людям — одна из ведущих целей в жизни. Я считаю, что обязательно надо быть донором, если здоров, меценатом, если денег в избытке, и психологом, если имеешь душевный ресурс.

Я считаю, что это важно, потому что студент — это тот, кто совсем недавно был подростком, которого очень-очень любили родители и друзья в родном городе, а теперь он живет за много километров, и вокруг ни одного знакомого. Или, напротив, он только вырвался из подростковой абьюзивной среды, где никто не принимал его проблемы всерьез. В таком случае первый опыт общения с психологом может быть травмирующим, потому что человек стыдится, не знает, как и что сказать. Общаться со сверстником куда проще, больше доверия. А потом уже, если проблема не решается, появляется хотя бы уверенность в том, что необходимо обратиться к специалисту. 

Читать далее 

Анна Павлова 

Волонтер проекта

Прежде всего меня очень привлекла сама идея допсихологической помощи peer-to-peer. Я подумала о том, что это отличная возможность сделать жизнь студентов Вышки комфортнее и счастливее, поэтому решила стать волонтером. Каждый из нас иногда неизбежно сталкивается с трудностями. В эти моменты очень важно, чтобы кто-то был рядом, понял и поддержал тебя.

Этот проект важен, потому что это еще один шаг к комфортной среде для студентов. Особенно важна поддержка студентам из других городов или стран. Я сама сталкивалась со сложностями в процессе адаптации при переезде в Москву, поэтому понимаю чувства тех, кто с этим обращается. Кроме того, это возможность сориентироваться и понять, куда можно обратиться дальше, если это необходимо.

Я считаю, что поддержка сообщества помогает не только чувствовать себя комфортно, но и развиваться в выбранной сфере. Когда ты знаешь, что можешь обратиться к кому-то и тебя поймут, на душе становится приятнее. Сейчас это как никогда актуально.

В течение месяца у нас было несколько занятий, на которых психологи учили нас установлению контакта, формированию запроса, маршрутизации, а также рассказывали о превенции суицида. Это было полезно не только для работы на проекте, но и для личного опыта.

Как найти волонтера
 

  • В кампусе по опознавательным знакам: оранжевый браслет, бейдж и шопер с логотипом HSE Community Emotional Support
  • С помощью бота в «Телеграме» для мэтчинга волонтеров и студентов: @hse_emotional_support_bot 

Если вы тоже хотите помочь и стать частью волонтерской команды, заполните форму.

19 мая, 2022 г.

«Вышка» в Telegram