• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Литературный Нижний» и другие

Как в нижегородском кампусе встраивают социальные проекты в обучение

Преподаватели и студенты нижегородского кампуса Вышки создали путеводитель «Литературный Нижний за 800 шагов». Это один из многих социальных проектов, реализуемых нижегородскими студентами ежегодно.

В 2021 году Нижний Новгород праздновал 800-летие. А за год до этого двое преподавателей образовательной программы «Филология» факультета гуманитарных наук нижегородского кампуса Вышки подумали, что было бы хорошо к юбилею города сделать путеводитель по его литературным местам. «Дело в том, — рассказывает Тимур Хусяинов, один из инициаторов проекта, — что Нижний Новгород обычно ассоциируется у людей только с Максимом Горьким. А здесь еще бывали проездом или подолгу жили Хлебников, Маяковский, Мельников-Печерский, Даль и многие другие. Есть и менее знаменитые, но очень важные для нас писатели, о которых мы хотели рассказать». Инициативная группа составила заявку на грант от «Центра 800», который занимался подготовкой к юбилею, и выиграла его.

 

Социальные проекты в образовательном процессе кампуса Вышки в Нижнем Новгороде давно уже не были экзотикой. Первыми такие проекты внедрил у себя факультет менеджмента. Начиная с 2015 года студенты каждый год придумывали и внедряли несколько десятков полезных для города инициатив, благодаря чему нижегородская Вышка стала одним из важнейших в городе субъектов, способствующих повышению качества городской среды, а студенты университета приобрели важные деловые и социальные навыки. Часть проектов (например, «Индекс счастья», ресурсная платформа «Социальный Нижний») реализовывались совместно с мэрией города, другие находили инвесторов в бизнес-среде, некоторые университет осуществлял самостоятельно, но проекты неизменно привлекали внимание и вызывали большой эмоциональный отклик. Факультет гуманитарных наук социальные проекты к этому времени тоже начал внедрять: например, студенты создали научно-образовательный портал «Литературный Нижний», который стал самым ярким проектом факультета.   

Над созданием книги «Литературный Нижний за 800 шагов» работали пять преподавателей и пятнадцать студентов. От момента подачи заявки на грант и до презентации проекта прошло полтора года. «По условиям гранта мы не имеем права продавать путеводитель, — рассказывает Тимур Хусяинов. — Поэтому распространяем мы его сейчас через библиотеки. Помимо того, думаем над электронной вариацией путеводителя и о создании аудиогида в стиле easy travel».

Путеводитель состоит из четырех разделов, обозначающих разные периоды литературной истории города: «Древнерусский Нижний», «Литературная экскурсия по Большой Печерской и смежным улицам» (раздел включает сразу три небольших маршрута, связанных с литературой XIX века), «Футуристический маршрут. Нежный Нижний» и «Горьковский маршрут: текст в городе, город в тексте». Соответственно, четыре преподавателя факультета выступали руководителями своих коллективов студентов, студенты же выбирали направления и имена, наиболее близкие им по духу. Таким образом, кому-то достался период войны с Наполеоном, когда Нижний стал одной из главных локаций русской литературы, кто-то исследовал, как Владимир Даль на нижегородской ярмарке собирал свою коллекцию слов, а кто-то обрабатывал информацию о Велимире Хлебникове, который назвал город «нежным Нижним» и в нем создал одну из редакций знаменитого манифеста «Мы, Председатели Земного Шара…». Несколько студентов занимались иллюстрациями. Материалов, собранных учащимися, оказалось существенно больше, чем могло поместиться в книгу, и они в дальнейшем будут представлены всем заинтересованным на научно-образовательном портале «Лестница», также созданном энтузиастами образовательной программы «Филология».

Далия Домрачева
студентка 3-го курса ОП «Филология»

Я была одним из авторов маршрута «Литературный Нижний XIX века», а точнее, писала про знаковые места для сосланных декабристов. Само восстание и его последствия еще в школьные годы врезались в память, я искала возможность узнать о событиях больше.

Мне было сложновато: я из Ярославля, в Нижнем Новгороде на момент написания работы толком не освоилась, поскольку во время пандемии и дистанта уезжала к родителям. Было страшно писать об истории зданий, которые даже не видела. Но к презентации путеводителя, разумеется, я наверстала упущенное. Теперь с гордостью зову друзей в Нижний на литературную экскурсию.

Екатерина Серкова
выпускница Вышки 2022 года

Литературный путеводитель — большой проект, созданный силами студентов ФГН и преподавателей ВШЭ. В ходе исследования мы изучили архивные записи, исторические справочники и по крупицам собирали информацию обо истории Нижнего Новгорода и включенности в историческую бытность города литературных сюжетов. Во время исследования было открыто много интересного: например, улица на которой размещен корпус Вышки, — исторический и культурный центр города, где жили и творили такие люди, как Даль, Горький, Мельников-Печерский, по окрестностям прогуливался А.С. Пушкин, посещал приемы А. Дюма. Весь город засиял красками новых историй о героях литературных текстов (история декабристов Анненковых, описанных в романе А. Дюма), исторических личностях (Балакирев) и великих поэтах и писателях, прославивших отечественную литературу.

После этого проекта многие из нас выбрали для себя интересную установку: стоит всегда помнить, что литература — на каждом шагу!

Екатерина Солдабокова
студентка 3-го курса ОП «Филология»

Я сама родом из Нижнего Новгорода, поэтому раньше я была уверена в том, что про свой родной город я знаю все. Но начало работы над путеводителем многое для меня изменило. Я работала над маршрутом «Древнерусский Нижний», и мне хочется заметить, что создание путеводителя — сложный и трудоемкий процесс. Особенность же маршрута, которым я занималась, заключалась в том, что было не так много письменных источников, в основном мы находили предания и легенды.

Благодаря «Литературному Нижнему за 800 шагов» я узнала много нового про город, но, пожалуй, моей любимой историей будет история про Рождественскую церковь и причину ее закрытия. В 1722 году государь Петр I посетил церковь и приказал ее закрыть. По преданию, в церкви находилась икона «Спас Вседержитель», которая имела портретное сходство с заказчиком строительства, а именно с купцом Григорием Дмитриевичем Строгановым. Петр I не пожелал поклоняться «изображению своего холопа». Он приказал опечатать церковь и не проводить в ней никакие службы, однако в 1725 году Петр I умер, и после его смерти храм снова был открыт.

Дарья Басманова
студентка 3-го курса ОП «Филология»

Я работала над разделом «Нежный Нижний», а именно частью, посвященной пребыванию Велимира Хлебникова в Нижнем Новгороде. Мне было важно понять, какое место в судьбе поэта-скитальца, находящегося в непрерывном поиске утраченного пристанища, занимает наш город. Оказалось, что Нижний — значимое пространство для Хлебникова: это и родной город его друга, поэта и художника Федора Богородского, и место, в котором создается манифест «Мы, Председатели Земного Шара» и выходит сборник «Без муз» с его участием. Это город, которому он посвящает стихотворение, где чутко называет его «нежным Нижним». Хлебников в своем манифесте оставляет адрес для обратной связи — дом Федора Богородского. Так для него как для человека, который постоянно находится в пути, Нижний становится точкой, где его можно застать, куда можно слать ему письма.  

Полина Захарова
студентка 3-го курса ОП «Филология»

Работа над разделом, посвященным истории и культуре Нижнего Новгорода периода Древней Руси, поставила перед нами как командой исследователей множество вопросов: о чем писать? где искать материал? какой информации об этом периоде можно доверять? Процесс написания статей заставил плотно работать с различными источниками — летописями, фольклорными сборниками, древними памятниками художественной литературы. Мы были поражены обширным материалом о фольклоре Поволжья, представленным в работе нижегородского фольклориста Владимира Николаевича Морохина «Легенды и предания Волги-реки»; крайне увлекательно было знакомиться с тайнами и легендами, связанными с локациями древнего и современного Нижнего, и проникать в особенности народного сознания того времени.

Денис Фоменков
декан факультета менеджмента нижегородского кампуса Вышки

Социальные проекты на нашем факультете возникли одновременно с появлением бакалаврской программы «Управление бизнесом». Академический руководитель этой программы Светлана Савинова разработала и предложила очень эффективную модель: на первом курсе студенты реализуют социальные проекты, на втором — краудфандинговые, а на третьем — уже профессиональные бизнес-проекты по заказу коммерческих компаний. И с 2015 года по этой схеме мы и живем: сейчас таким же образом устроена программа «Международный бакалавриат по бизнесу и экономике». 

Прежде всего это, конечно, очень эффективный способ обучения. Уже на первом курсе студенты используют профессиональные инструменты выполнения проектов: прописывают проектную цель, оценку рисков, создают матрицу ответственности, поэтапные сроки. Будь то организация фестиваля, акции, создание какого-либо портала или еще чего-либо общественно полезного — в процессе подготовки студенты получают огромное количество разнообразных навыков. И все эти навыки командной работы, навыки переписки с государственными и частными структурами и т.д. — все это им пригодится для выполнения последующих проектов. И это важно для формирования личностных качеств, потому что проекты направлены на хорошие дела, ребята всегда получают добрые отклики.

Идеи студенты обычно рождают сами, и сейчас уже следы их деятельности видны повсюду. Я, как правило, вижу только результат, и то случайно: вижу, праздник проходит неподалеку от кампуса, интересуюсь — говорят, студенты проводят мероприятие для людей с ограниченными возможностями. Обнаружил, что дорога асфальтовая появилась в месте, где всегда была грязь непроходимая, — опять, как выяснилось, студенческий проект: писали в горадминистрацию, добивались строительства. Был отличный проект по закрашиванию экстремистских граффити в городе, и был, наоборот, проект по созданию великолепного мурала на нашей набережной. 

Для нашего факультета это, конечно, самый правильный контекст. В социальном проекте часто отсутствует рыночная составляющая, но для первокурсников это скорее хорошо, до этого они еще успеют добраться, а все остальные составляющие для обучения здесь есть. Но это важно и для университета, поскольку одна из его миссий заключается в том, чтобы оказывать влияние на локацию, в которой он находится. Быть полезным городу и одновременно быть полезным своим студентам — это, на мой взгляд, идеальное решение. 

11 октября, 2022 г.

«Вышка» в Telegram