• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Кто не боялся пробовать и смотрел на перспективу»

Юристы — о своем профессиональном выборе

«Вышка для своих» продолжает рассказывать о карьерных возможностях в университете. Новый выпуск посвящен юристам. Они рассказали, какими разными путями можно прийти в профессию и какие необычные повороты в ней подчас случаются. 

Михаил Гальперин: «Прошел путь от начальника отдела до заместителя министра»

Профессор департамента международного права факультета права 

Старшеклассником (школу я окончил в родном Санкт-Петербурге) ходил год на подготовительные курсы восточного факультета СПбГУ, планировал стать гебраистом. О поступлении на юридический факультет даже не мечтал, он казался мне суперэлитарным и недоступным. Но за пару месяцев до вступительных экзаменов родители (они желали для сына более земной профессии, которой всегда заработаешь на хлеб) предложили попробовать, и в итоге я взял и поступил. О чем ни разу и не пожалел. Вряд ли бы из меня вышел хороший этнограф, а юриспруденция — точно оказалось мое!

Самый неочевидный, но, безусловно, правильный профессиональный выбор, который я сделал, — это переход на госслужбу. Еще со студенческих времен работал в международных компаниях, сделал приличную карьеру, одновременно защитил кандидатскую диссертацию. Но мой университетский преподаватель гражданского права и старший товарищ Юрий Сергеевич Любимов, когда стал замминистра юстиции и ему понадобились в Москве сотрудники для новых проектов, вспомнил про меня. В 2009 году зарплата в министерстве была раза в три ниже моего дохода в Петербурге, а надо было еще и квартиру снимать. Да еще неизвестно наверняка, пройдешь ли все конкурсные процедуры. Тогда оформление на должность занимало несколько месяцев, и никто не гарантировал, что все сложится. Друзья, конечно, крутили пальцем у виска, но у меня как будто что-то щелкнуло: это мой шанс. Тогда не было еще своей семьи, можно было рискнуть. И риск оправдался. Повезло с наставниками, с командой, в которой работал. В течение почти 12 лет в Минюсте я и сам привел туда пару десятков своих бывших вышкинских студентов. Некоторые из них уже доросли до генеральских погон — это те, кто не побоялся попробовать и смотрел на долгосрочную перспективу.

Я прошел путь от начальника отдела до заместителя министра. Руководителем департамента стал в 27 лет, замминистра — в 32. Было бы приятно думать, что вот я такой талантливый, в молодости всего достиг, но на самом деле такое время было: в федеральной власти работало много молодых на значимых позициях. Но, признаюсь, руководить коллективом намного старше тебя непросто. Мне очень помог опыт преподавания. В петербургском университете до переезда в столицу вел семинары на втором высшем, по вечерам. Слушателями там были взрослые люди с жизненным опытом, и нужно было находить с ними общий язык, заслужить признание. И это пригодилось в карьере.

Сейчас я снова работаю в большой коммерческой компании. Но опыт в Минюсте пригодился на сто процентов. Ты должен профессионально отстаивать интересы своего доверителя независимо от того, является ли твоим клиентом человек, компания или целое государство, биться за него, как бы ни было трудно, быть рядом. То же самое было, когда я представлял Россию в международных трибуналах. Ты защищаешь интересы страны, готовишь позицию, убеждаешь в ней судей, ведешь переговоры, просчитываешь разные стратегии, собираешь под их реализацию команду. Понятно, что задачи разноплановые. На государственной службе они стратегического порядка. Но в компании ты в живой, реальной экономике, своими глазами видишь, какую пользу приносишь, во что выливается твоя работа, находишься в сильной и амбициозной бизнес-команде. В этом неисчерпаемая энергия для саморазвития. 

Преподавать я не прекращал никогда, вот уже во ВШЭ 12 лет, здесь стал доктором наук, заведующим кафедрой, написал учебник, сделал несколько англоязычных курсов. На преподавание меня в свое время вдохновил мой учитель Михаил Зиновьевич Шварц. Он работает в Петербургском университете, но и студенты Вышки его хорошо знают. Так вышло, что я сделал практически полноценную параллельную карьеру в университете, и не собираюсь это дело бросать. Заметил, что именно в сочетании это работает: когда есть временный спад в основной деятельности (теперь это принято называть выгоранием), приходят вдохновение и успех в академической работе, и наоборот. Это взаимообогащающие вещи: одно не отвлекает от другого, а дополняет, дает баланс и устойчивость. Конечно, остро стоит вопрос тайм-менеджмента. Для меня преподавание — это традиционно утро субботы. Если планировать пары в будни, всегда что-то может сорваться из-за основной работы, а так я полноценно отдаю день студентам. Пока удавалось совмещать, а мои коллеги и на основной работе, и на факультете к этому всегда относились с пониманием. 

Начинал в академии больше как теоретик, мне была интересна сама наука, но постепенно превратился в professor of practice. Задания, лекции, статьи — все основано на реальных кейсах, которые я вел или веду сам. Это позволяет привить студентам вкус к профессии, одновременно самому многие прикладные вещи отрефлексировать, глубже разобраться. Академическая работа развивает навык критического мышления, структурирования сознания, широкого взгляда на проблемы, поиска нестандартных решений. Эти навыки много дают мне и как практикующему юристу, и как руководителю. Судя по отзывам учеников, мой подход им нравится, со многими из них мы общаемся долгие годы и после выпуска. Не скрою, основной драйв от преподавания — позитивная, заинтересованная реакция студентов. Пока она есть, буду этим продолжать заниматься.

Анита Соболева: «Право как текст, как знак, даже как миф»

Доцент департамента теории права и сравнительного правоведения факультета права

Я всегда хотела учиться на филфаке, но мои родители — юристы, и их профессия мне тоже была интересна. Во время приемной кампании я какое-то время перетаскивала документы с одного факультета на другой, но все-таки остановилась на филфаке МГУ. Я поступила туда только с третьего раза, на отделение русского языка и литературы. Со второго курса слушала лекции профессора Ю.В. Рождественского по риторике, писала у него курсовые, а диплом на тему «Риторика юридического диалога» посвятила искусству судебного допроса. Родители помогли мне получить целевое направление в Институт прокуратуры СССР (он назывался тогда «Институт по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности»), где я планировала продолжить исследования по судебной риторике, но для начала пришлось заниматься менее интересной бумажной работой. Однако работа в институте позволила мне поступить на заочное отделение юридического факультета: в советское время получить второе высшее можно было только по направлению с работы, если только ты работал по профилю. Институт мне такое направление дал. И я поступила на юридический факультет, а через год сдала экзамены в очную аспирантуру филфака, так что стала учиться параллельно, а из Института прокуратуры ушла. В результате я стала кандидатом филологических наук с двумя дипломами — филолога и юриста, а позже окончила еще и магистратуру по сравнительному конституционному праву за рубежом.

Так получилось, что ни одного дня в своей жизни филологом я не работала. Сначала была специалистом-криминологом и младшим научным сотрудником в Институте прокуратуры, потом была директором разного рода юридических программ, связанных с юридическим образованием и правовым просвещением, далее создала свою некоммерческую организацию «Юристы за конституционные права и свободы», сдала адвокатский экзамен и стала адвокатом, занималась оказанием бесплатной юридической помощи, представляя граждан в судах, в том числе Конституционном суде РФ и ЕСПЧ. Академическая карьера началась в 2009 году, когда меня пригласили на общеуниверситетскую кафедру публичной политики НИУ ВШЭ. К тому времени у меня было уже довольно много публикаций в российских и зарубежных изданиях: после аспирантуры я никогда не переставала писать научные статьи и выступать на конференциях. Когда представилась возможность, я перешла на более близкий мне юридический факультет и юридическую практику почти полностью прекратила. Статус адвоката у меня давно приостановлен. Я не исключаю того, что снова придется зарабатывать на жизнь судебной практикой и консультированием, но сейчас меня куда больше привлекают научная деятельность и преподавание. Я работаю на кафедре теории права и сравнительного правоведения, это даже символично: в аспирантуре на филфаке я училась на кафедре общего и сравнительно-исторического языкознания, то есть даже названия кафедр похожи. Так что, как мне кажется, нет ничего удивительного в том, что мне захотелось посмотреть, применимы ли те методы, которые мы изучали в теории языка, к изучению права. Филологическое образование для моих научных исследований мне очень даже пригодилось. Больше всего я люблю использовать методологию классической риторики, она помогает анализировать и юридические тексты, и правовое мышление, и юридическую аргументацию. Кроме того, я разработала курс «Письменная речь юриста». Это результат моих исследований в области юридической словесности, языка и стиля юридических текстов, аргументации в праве. Именно междисциплинарный подход, как мне кажется, дает очень интересный результат.

Еще у меня есть научно-исследовательский семинар «Язык и право». Там мы стараемся посмотреть на пересечение права с другими отраслями знаний, посмотреть на него с семиотической, коммуникативной, литературной, риторической и даже театроведческой точек зрения. Сейчас много новых междисциплинарных подходов к пониманию права: право как текст, как коммуникативный акт, как знак, как система риторических топов (общих мест аргументации), как нарратив и даже как миф.

 

Алексей Климентьев: «Мне пригодились оба образования»

Старший преподаватель департамента правового регулирования бизнеса факультета права

После школы я пошел учиться на экономиста в РГУ нефти и газа. Но уже ко второму курсу понял, что цифры — это не мое, мне нужно двигаться в более гуманитарные профессии. И параллельно с этим поступил на юрфак в МГЮА им. Кутафина. А уже определившись окончательно, что буду юристом, позже поступил в аспирантуру Вышки. В итоге мне пригодились оба образования — и экономическое, и юридическое. 

После диплома у меня было несколько стажировок в юридических фирмах, и в конце концов я пришел работать в Райффайзенбанк, где работаю до сих пор. Мне нравится. Во-первых, чувствую включенность в реальные экономические процессы. Во-вторых, присутствует международный аспект: работаю с коллегами из Англии, Германии. 

Преподавание появилось в моей жизни сразу после аспирантуры. Сейчас веду семинары по международному частному праву для четверокурсников, базовую программу для второкурсников и спецкурс «Ценные бумаги в международном частном праве». Мы читаем англоязычные проспекты эмиссий вместе со студентами, разбираем сложные кейсы. Это довольно уникальный курс, больше таких, насколько я знаю, нет нигде. После того как защищу диссертацию, хочу разработать еще несколько курсов, связанных с моими нынешними интересами. Во-первых, разобраться с влиянием санкций на исполнение обязательств по российским ценным бумагам. Во-вторых, сделать курс по смарт-контрактам и криптоактивам. Все это очень актуальные тенденции, они создаются непосредственно у нас на глазах. И это очень полезная, в том числе и для меня, вещь — объяснять студентам самые актуальные тренды, погружать их в текущие процессы.

Алексей Ляскало: «Казалось, что это дело временное»

Профессор департамента систем судопроизводства и уголовного права факультета права

Молодому человеку из семьи военнослужащего обычно приходится выбирать не карьеру, а воинскую специальность. Конечно, шутка. Но в каждой шутке, как известно, есть доля шутки. В моем случае именно так и вышло. В 1998 году поступил на прокурорско-следственный факультет Военного университета.

С первых дней понял, что попал туда, куда нужно. Видимо, военные корни позволили быстро адаптироваться к воинскому быту и коллективу. Учились, занимались спортом, свободное время проводили так же весело, как и все студенты, а может, и еще веселее. Горжусь принадлежностью к Военному университету и стараюсь не терять связь с сослуживцами. В 2003 году окончил его с медалью и поступил на службу в Московскую городскую военную прокуратуру, где прошел путь от следователя до прокурора отдела общего надзора. Уволился в 2011 году с должности заместителя военного прокурора Алабинского гарнизона. За время службы защитил кандидатскую диссертацию, получил второе высшее образование по специальности «финансы и кредит» в Финансовом университете.

Имея юридическое и экономическое образование, хотел их оба применять на практике, поэтому в голову пришла идея попробовать себя в контроле и аудите. Поработал в Счетной палате. Затем занимался внутренним аудитом и внутренним контролем в Фонде Сколково. В 2018 году поменял одно место работы на два новых. Устроился в Российский экспортный центр, где продолжил заниматься внутренним аудитом, и реализовал другую свою идею, для которой, как мне показалось, наконец созрел: стал преподавать на факультете права Высшей школы экономики. В 2019 году перешел на работу в один из крупных российских банков, где сначала развивал антикоррупционный комплаенс, а потом возглавил службу внутреннего контроля. Работаю там и по сей день, совмещая практическую деятельность с преподаванием.

В Вышке вел курсы по общей и особенной части уголовного права в бакалавриате, преподаю свой авторский курс «Экономические преступления» в магистратуре, в составе авторского коллектива выпустили несколько учебников по уголовному праву и комментариев к Уголовному кодексу. В этом году защитил докторскую диссертацию по теме, связанной с финансовыми преступлениями. Тот случай, когда практический опыт очень пригодился в научных исследованиях. Меня спрашивали, буду ли я после этого продолжать преподавательскую деятельность. Не скрою, мне и самому когда-то казалось, что это дело временное. Однако с каждым годом получаю все больше удовлетворения от работы со студентами, и, как мне кажется, это взаимно. Так что буду преподавать, пока есть такая возможность и пока это интересно моим студентам.

Молодых Елена Анатольевна
Руководство Университета: Директор по персоналу

Юрист — одна из тех профессий, которая не потеряет своей актуальности. Однозначно к плюсам профессии юриста можно отнести ее престижность и социальную значимость, большой выбор специальностей, востребованность на рынке труда и возможность хорошего заработка. Многие руководящие должности требуют обязательного наличия юридического образования.

В данной профессии нужно обладать большим запасом знаний. Из интервью наших коллег мы видим, что дополнительное филологическое и экономическое образование, так же как и наличие практического опыта в различных сферах — на государственной и военной службе, в коммерческих компаниях, может пригодиться как в преподавании, так и в научных исследованиях. А заинтересованная и позитивная реакция студентов Вышки является отличной мотивацией для наших преподавателей.

Автор текста: Дранкина Екатерина Александровна, 22 декабря, 2022 г.

«Вышка» в Telegram