• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Мало уметь обрабатывать статистические данные, нужно любить людей»

Сотрудники ВШЭ — о профессиональных возможностях социологов в университете

© Высшая школа экономики

Социология — одна из самых многоликих наук. Благотворительность, искусство, образование, медицина, медиа — ей интересно все, где задействован человек. А лучше несколько людей. Сотрудники Вышки рассказали, каким направлением социологии они занимаются и почему это невероятно захватывает.   

Ирина Зангиева
Ирина Зангиева

«Социология дает инструмент, чтобы понять мир»

Ирина Зангиева, руководитель департамента социологии, доцент кафедры МСиАСИ факультета социальных наук НИУ ВШЭ

Мне всегда хотелось иметь героическую профессию. В детстве под влиянием прекрасных советских фильмов «Дорогой мой человек» и «Девять дней одного года», где главными героями были врач и ученый-физик, я собиралась стать врачом. Как минимум кардиохирургом. Но с медициной не получилось из-за банальной аллергии, и мы с родителями стали выбирать другой вуз. В 2002 году в Северной Осетии, а я окончила школу №1 в городе Беслане, о Вышке знали не так много, но по подготовительным курсам было понятно, что вуз очень хороший и передовой. Факультет социологии выбрали потому, что эта дисциплина показалась интересным, хотя и не совсем понятным тогда направлением.

Я полюбила социологию не сразу. Интерес возник, когда на втором курсе у нас появился «Анализ данных», который преподавал первый декан факультета социологии Александр Олегович Крыштановский. Благодаря ему я увидела, что за сухими цифрами стоит целый мир, а социология дает инструмент, чтобы его понять или хотя бы ответить на какие-то важные для себя вопросы. Социология ведь многолика, и, помимо основы всех основ — классической социологической теории, существует огромное количество отраслевых социологий. Есть экономическая социология, социология искусства, социология профессий, социология образования, права, повседневности, музыки, девиантного поведения.

Как человек, изначально ориентированный на точные науки, придя в социологию, где очень много различных теорий, касающихся одного и того же явления, я все больше увлекалась вопросами, связанными со строгими математическими моделями и их применением. Больше, чем поиск ответа на вопрос «что изучать?», меня интересовало «как изучать?». Работая в тандеме с коллегами, у которых есть интерес к определенной содержательной проблеме, я, как правило, занимаюсь разработкой процедуры, дизайном исследования, анализом собранных данных. Если посмотреть проекты, в которых я участвовала, список тем получится очень разнообразный: от благотворительности и социологических аспектов содержания популярных песен до особенностей применения тех или иных методов анализа данных. Думаю, именно поэтому мне интересно преподавать «инструментальные» дисциплины. Это позволяет быть в курсе очень разных полей, вокруг которых социология развивается и которые интересуют моих коллег и студентов.

Преподавать я начала на первом году аспирантуры, хотя, будучи внучкой директора школы и дочерью учителя, никогда не планировала этим заниматься. Я надеялась, что буду тихо сидеть в уголке за компьютером и строить различные модели данных. Преподавателем я стала с подачи Юлианы Николаевны Толстовой, которая сменила Александра Олеговича Крыштановского в должности заведующего кафедрой методов сбора и анализа социологической информации. Сначала она привлекла меня к преподаванию курса методов сбора данных. О том, что мне предстоит вести этот курс, я узнала дней за пять до 1 сентября. А через четыре месяца стартовал курс анализа данных, и Юлиана Николаевна решила, что будет логично, если и его буду читать я. Преподавание меня настолько увлекло, что диссертация ушла на второй план. К моменту защиты диссертации мечты о непубличной работе аналитика, тихонько сидящего за компьютером, перестали быть такими уж привлекательными. Кончилось тем, что 13 лет назад я оставила свою работу аналитика в маркетинговом отделе другого университета и перешла на полную ставку преподавателя в Вышку — на родную кафедру методов сбора и анализа социологической информации. Все это время я безумно люблю свою работу.

В сентябре я стала руководителем департамента социологии. До этого я была заместителем руководителя департамента, а еще раньше — заместителем заведующего кафедрой. Но все равно новая должность стала для меня большой неожиданностью и серьезным вызовом. Особенно ценной в этот момент оказалась поддержка коллег, многие из которых были моими преподавателями. Чтобы совмещать роль администратора, роль преподавателя и роль исследователя (в Вышке же нельзя не заниматься наукой), нужно быть очень организованным человеком. И мне, склонной к легкой прокрастинации, приходится учиться тайм-менеджменту у коллег. С другой стороны, есть мнение, что административная работа всегда мешает научной, но в моем случае это не так. Когда от тебя зависят рабочие процессы многих людей, ты просто обязан соблюдать дедлайны. Меня это структурирует. А преподавание, общение с замечательными студентами и коллегами, многие из которых когда-то были моими студентами, дает невероятную энергию и желание развиваться!

Даниил Александров
Даниил Александров

«Я не держусь за дисциплинарную идентичность»

Даниил Александров, профессор, преподаватель НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургской школы социальных наук и востоковедения, заведующий Научно-учебной лабораторией «Социология образования и науки»

По первому образованию я биолог, а социологом стал много позже, так что я не держусь за дисциплинарную идентичность. Когда меня спрашивают о моей профессии, я отвечаю, что я университетский преподаватель, веду разные курсы по социальным и поведенческим наукам, а изучаю я поведение людей. Например, травлю среди подростков или образовательное поведение в школе и в вузе. Я редко говорю о себе как о социологе. Борьба за какие-то особенные стандарты той или иной дисциплины вредит развитию науки и знания в целом. Когда мои коллеги-политологи, оценивая работу студента, отмечают как недостаток то, что «работа хорошая, но в ней мало политологии», или мои коллеги-социологи говорят, что «в работе слишком много психологии», я не понимаю, какая от этого польза. 

Перед тем как прийти на работу в Вышку, я увлекался социологией. Когда-то я всерьез думал, что буду заниматься именно этим. Помню, на меня произвела большое впечатление реакция ученых на эпидемию ВИЧ/СПИДа, когда все вместе делали общее дело. Люди, которые занимались количественной эпидемиологией, с восторгом мне рассказывали про работу коллег-антропологов. Антропологи положительно отзывались о коллегах-врачах. И так все, кого ни возьми. Тогда я получил понимание, что, если есть проблема, для ее решения должны быть привлечены все инструменты. Только так к ней можно подступиться с разных сторон. И это важная часть моего подхода к тому, что я делаю в социологии образования и почему считаю, что это скорее наука о поведении людей.

Мой путь в социологию был небыстрым. Начал я с естественных наук: после физико-математической школы поступил на биофак СПбГУ (тогда это был ЛГУ). Моими учителями были люди с широкими международными связями. К нам в университет приезжали иностранные ученые. Организовывались совместные русско-американские экспедиции в разные точки России. Студентом я переписывался с учеными из разных стран мира и каждую неделю ходил в библиотеку читать новые поступления научных журналов на английском, а заведующий кафедрой возмущался, что я все еще не освоил французский и немецкий. Потому что настоящий ученый должен знать три европейских языка. 

Окончив ЛГУ, я остался там преподавать: занимался экологией и эволюционной биологией. Позже заинтересовался историей науки и науковедением, а в 1988-м изменилось время,  и я переключился на историю и социологию. То, что я изучаю как социальный ученый, — отношения людей между собой и с обществом — очень похоже на то, что меня интересовало как биолога.  В социологии, как и в биологии, меня привлекает разнообразие. Страны разные. Люди разные. Они живут разной жизнью, и это все нужно знать, нужно освоить. Я проповедую студентам, что мало уметь обрабатывать статистические данные, нужно любить людей. Иначе непонятно, зачем вы их изучаете. 

За восемь лет, с 1992 по 2000 год, я в разное время преподавал в Чикагском университете, в Технологическом институте штата Джорджия в Атланте и в Орегонском университете в Корваллисе. Был временным сотрудником разных институтов в США и Европе, а в России преподавал на факультете истории Санкт-Петербургского университета и на факультете политических наук и социологии Европейского университета в Санкт-Петербурге. 

В 2002 году меня позвали в Высшую школу экономики строить программу социологии в петербургском кампусе, и вот тут я осел и уже 20 лет работаю, и мне это нравится. Нигде больше в России я не хотел бы работать, только в Вышке. Сначала просто был профессором социологии. В 2007 году получил Лабораторию социологии образования и стал заместителем директора по научной работе НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, а с 2014-го четыре года был еще и деканом Санкт-Петербургской школы социальных и гуманитарных наук. Потом в 2018 году ушел со всех руководящих должностей и очень рад. Все же главное университетское занятие — преподавать.

Юлия Папушина
Юлия Папушина

«Мои отношения с профессией — это marriage of convenience»

Юлия Папушина, доцент НИУ ВШЭ в Перми, факультет социально-экономических и компьютерных наук

Я назвала бы свои отношения с профессией marriage of convenience. Дело в том, что я родилась и выросла в городе Серове Свердловской области. Это очень небольшой город. Для человека, который растет в таком месте, высшее образование — один из немногих способов перебраться в большой город. Я выбрала Пермь, потому что мы часто там бывали у родственников и мне понравился местный университет. Это единственный классический университет в городе, кампус которого вырос вокруг нескольких исторических зданий. На дне открытых дверей меня заинтересовал философско-социологический факультет, и я привезла домой буклеты двух специальностей: философии и социологии. Выбор между ними решил вопрос «Кем ты будешь работать, если выучишься на философа?». Поэтому я выбрала социологию. И хотя в тот момент никакого представления о профессии социолога у меня не было, я поняла, что должна полюбить то, что имею. И у меня это получилось.

Работать преподавателем я начала на пятом курсе университета. Я шучу, что моим первым местом работы был кулинарный техникум, как в миниатюре Геннадия Хазанова. На самом деле это был техникум пермского филиала Московского университета коммерции, в котором я читала социологию и философию будущим технологам общественного питания и работникам торговли. Социология ведь очень прикладная история, можно было найти какие-то вопросы, которые были моим студентам интересны и полезны. После университета моим основным местом работы стала образовательная организация, аффилированная с Пермским государственным техническим университетом. Там я учила студентов маркетинговым исследованиям, делала маркетинговые исследования и вела дипломников. Через несколько лет я решила, что все-таки хочу защитить диссертацию, которую писала с 2004 года. Защитившись, в сентябре 2009 года я вышла на работу в пермскую Вышку.

Есть известная цитата Льва Андреевича Арцимовича: «Наука — лучший способ удовлетворения личного любопытства за государственный счет». Я абсолютно с этим согласна. Потому что если человеку самому неинтересно, то никакое практическое применение его работу не спасет. Все эти годы в Вышке я стабильно занимаюсь тремя темами. Это потребление культурных продуктов, интеллект-карты как инструмент обучения и история советской моды в провинции, которую я начала изучать с 2016 года. Эта тема для меня очень личная. Советские журналы мод были первыми модными журналами, которые я увидела. Они хранились в доме моей бабушки — издания 60-х годов, напечатанные на толстой матовой бумаге с прекрасными эскизами моделей. И потом в аспирантуре моим научным руководителем был Александр Бенционович Гофман, автор первой книги по социологии моды на русском языке — «Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения». Так что мне просто пришлось ее прочитать. А потом я написала свою — «Мода, которая работала. Моделирующие организации в Перми 60–80-х годов» — о том, как была организована советская мода в провинции, откуда брались манекенщицы и модельеры, как в обществе постоянного дефицита это все функционировало. Феномен советской моды объединяет сразу несколько социальных тем. В частности, историю колонизации и деколонизации. Причем как внешней, так и внутренней. Мы же, когда говорим о моде, подсознательно подразумеваем западную, капиталистическую моду. Но есть государства с другими социальными системами, и там люди тоже одеваются. Перестать думать о моде, которая организована по западному образцу, как о единственно правильной моде — это шаг в сторону деколонизации нашего понимания моды. И к советской моде, на которую долгое время смотрели как на недомоду, это относится в том числе. Я рада, что постепенно с моим участием это отношение меняется.

Кроме исследовательской работы, я преподаю в Вышке: читаю на первом курсе в международном бакалавриате по экономике и менеджменту и со следующего года буду читать маркетинг на майноре «Креативные индустрии».

Андрей Кожанов
Андрей Кожанов

«Социология науки для меня оказалась и “для школы”, и “для жизни”»

Андрей Кожанов, старший преподаватель факультета социальных наук, руководитель Центра академического развития студентов

Я знаю, многие преподаватели, мои друзья и коллеги, не планировали становиться преподавателями. У меня, кажется, было все наоборот. Я достаточно рано понял, что преподавание — это кайф, потому что мне всегда нравилось общаться с людьми. Правда, вхождение в профессию у меня получилось необычное. Чаще всего человек начинает читать младшим курсам, потом переходит к магистрантам и далее по нарастающей. А я еще в РАН начал вести семинары для сложившихся преподавателей кафедр социологии из разных вузов страны, заведующих кафедрой и докторов наук, которые приезжали в Москву повышать квалификацию. Это был стресс-тест: будучи аспирантом, выйти на такую аудиторию было настолько страшно, что я даже вряд ли тогда это понимал.

В Вышку я пришел в 2002 году, когда еще был аспирантом РАН. У меня хранится копия приказа о моем зачислении на факультет социологии. Я сразу заметил, что здешние студенты особенные. Помню, на одном из моих первых семинаров по социологической теории студенты сказали: «Обычно преподаватели в ВШЭ приносят комплект распечатанных текстов, раздают их нам, и мы с ними работаем». А я, значит, пришел неподготовленный. Я очень переживал, пока мне не объяснили старшие товарищи, что это «развод», своего рода психологическая работа с новым преподавателем, цель которой — поставить его на место.

Сейчас я являюсь старшим преподавателем и руковожу Центром академического развития студентов. Пять лет назад возникла идея создать в Вышке подразделение, которое бы взяло на себя заботу о тех, кто делает первые шаги в сторону академической карьеры или предрасположен к занятиям наукой. Другими словами, наша цель — вовремя выявлять академические таланты, ребят, которые ловят кайф от исследовательской работы. Есть такой негласный, но очень распространенный в студенческой среде феномен — «кризис третьего курса». Это когда человек уже набрал какие-то базовые знания, прошел микро- и макроэкономику, теорию вероятностей и оказался в точке выбора. Грубо говоря, пути два. Или ты специализируешься как потенциальный участник рынка труда, и тогда ты набираешь профессиональные навыки и, образно говоря, начинаешь смотреть из универа на улицу. Или ты будешь, наоборот, углубляться в науку. Тогда тебе нужно выбрать кафедру по душе, подыскать соответствующую твоим интересам лабораторию и, помимо учебных курсов, начинать посещать конференции и другие научные мероприятия. Как раз этим мы и занимаемся — создаем вокруг студентов (причем практически всех программ) правильную среду, в которой они бы почувствовали научную траекторию, нашли свой научный коллектив. Если научный климат благоприятный и все идет само, то потом уже человек и не вспомнит, как все произошло и он (или она) стал ученым-исследователем, профессором или преподавателем.

Разработка различных программ, проектов и мер поддержки для студентов с высоким академическим потенциалом — первое направление работы центра. А второе — мы занимаемся популяризацией науки в самых разных форматах и для самых разных аудиторий. Один из наших лучших проектов — «Научные бои: Вышка», который держится в топе студенческих проектов уже шестой сезон. Наш центр является организатором нескольких фестивалей науки и занимается поддержкой разных инициатив студентов. Например, два года назад мы придумали идею научного кураторства. Сейчас в Вышке 70 научных кураторов. Это студенты, которые опекают других студентов. А мы, сотрудники центра, учим их этим заниматься, поддерживаем воспроизводство научной студенческой культуры в университете.

Как препод я специализируюсь на социологии науки, изучаю отношения внутри науки и между наукой и обществом. Может, и не случайно, но социология науки для меня оказалась «и для школы, и для жизни» — я сейчас ею занимаюсь как менеджер. А привычка преподавать осталась.

Дарья Мальцева
Дарья Мальцева

«У нас получается создать коллектив, на который можно положиться»

Дарья Мальцева, ведущий научный сотрудник, заведующая Международной лабораторией прикладного сетевого анализа

Я окончила факультет социологии РГГУ по специальности «политический PR, бизнес PR и реклама». Но уже на первом курсе, когда нам читали общие дисциплины, включая курс по социологии и методологии социологических исследований, я поняла, что эта область мне интереснее, чем PR. В университете я активно участвовала в прикладных исследовательских социологических проектах. По результатам одного из них руководитель Исследовательской группы ЦИРКОН Игорь Вениаминович Задорин пригласил нас с подругой на стажировку. В результате я задержалась в ЦИРКОНе на 7 лет. Но при этом у меня осталось желание учиться. Возможно, получить смежную специальность, набрать дополнительные навыки. Я поступила в аспирантуру, и, когда пришло время выбирать тему диссертации, Игорь Вениаминович дал мне совет: «Ищите такую тему, которая была бы новой и при этом связана с интересной для вас тусовкой». Моя дипломная работа про отцовство, родительство, социологию семьи могла привести только в «тусовку бабушек». Хочешь в другую тусовку — ищи новые классные темы. Мы посоветовались с научным руководителем, профессором Николаем Валентиновичем Романовским, и выбрали сетевой анализ, поскольку тогда эта методология в России была практически не представлена.

Во время учебы в аспирантуре в моей жизни случилось знаковое событие: я узнала, что Научно-учебная лаборатория «Социология образования и науки» Даниила Александровича Александрова проводит в Петербурге первую летнюю школу по сетевому анализу. Я еще не очень умела работать в необходимых программах и немного блефовала, когда писала заявку, но каким-то чудесным образом меня взяли. В школе я встретила многих людей, с которыми сейчас иду по жизни. В том числе своего будущего мужа. Стас как раз окончил специалитет в Томске, поступил в московскую Вышку и стал ходить на курс к Галине Витальевне Градосельской — первому российскому социологу, специализирующемуся в области сетевого анализа. Я написала ей письмо с просьбой посещать ее занятия. Мне снова повезло. Галина Витальевна была очень доброжелательна и даже попросила, чтобы мне выдали пропуск. Для меня это был первый настоящий курс по сетевому анализу.

В 2014 году заместитель первого проректора ВШЭ Валентина Викторовна Кускова и ученый Стэнли Вассерман создали Лабораторию прикладного сетевого анализа. Мой муж, учившийся в Вышке, в нее попал, а я нет. Было обидно! Но уже скоро я стала посещать семинары лаборатории и после защиты диссертации в 2015 году стала ее научным сотрудником на небольшую ставку. В конце 2016 года, когда я решила уходить из ЦИРКОНа в свободное научное плавание, Валентина Викторовна, еще не зная о моих планах, предложила мне работу в лаборатории на полную ставку старшего научного сотрудника. В 2017 году я впервые поехала на стажировку — в Центр методологии и социальной информатики Университета Любляны (Словения). До пандемии я бывала там еще много раз. Мы реализовали большой совместный проект, опубликовали ряд статей, провели совместные секции и воркшопы на конференциях. Можно сказать, что между нашими научными коллективами выстроились не просто отношения сотрудничества, а настоящая дружба.

В 2018 году я стала заместителем заведующего лабораторией и взяла на себя многие обязанности, связанные с научной деятельностью. И когда в 2020 году у меня родился сын, работа была отстроена так, что мне не понадобилось уходить в декрет. Я могла прямо из дома организовывать научные семинары, вести отчетность и работать над научными публикациями. Но в начале прошлого года Валентина Викторовна перешла на работу в университет в США. Нужно было быстро принимать решение: закрывать лабораторию или брать на себя руководство. Я выбрала второе. Потом уехал на стажировку научный руководитель нашей магистерской программы, и мне снова пришлось принимать важные решения и брать на себя дополнительные обязательства. Тем не менее за этот год мы смогли отстроить процессы. И главное, я могу осторожно думать о том, что у нас получается создать коллектив, на который можно положиться.

В прошлом году мы закончили третий трехгодичный цикл и представили результаты деятельности лаборатории. Экспертный совет высоко оценил нашу работу в условиях турбулентности, и лабораторию продлили до конца этого года. Мы предпринимаем много усилий для продления лаборатории. Более того, мы рассчитываем стать ведущим центром экспертизы в области сетевого анализа в СНГ на базе Вышки к 2025 году.

Тимур Хусяинов
Тимур Хусяинов

«В Вышке есть где развернуться»

Тимур Хусяинов, заместитель декана и старший преподаватель факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде

После школы я поступил в Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Моя специальность называлась «социальная работа». Нас учили почти как социологов, но плюс к теории — всяким прикладным вещам, связанным с социальной помощью людям. На втором курсе я пришел к родителям и сказал, что хочу параллельно учиться на юриста. Родители обрадовались, потому что почти все мои родственники по образованию юристы, и я поступил в Московский университет им. С.Ю. Витте на заочное отделение юридического факультета. Потом отучился в Малой академии государственного управления ННГУ. Это что-то вроде профессиональной переподготовки. Социальная работа и юриспруденция — каждая по-своему связана с государством. Дальше была аспирантура. Я выбрал направление «Философия, этика и религиоведение» и одновременно с учебой начал работать в Вышке.

Мое попадание в Вышку — отдельная история. Не у всех так было. В 2014 году, когда я еще учился в магистратуре, мы с моим научным руководителем и несколькими студентами решили делать исследование. Подали на грант ныне уже не существующего Российского гуманитарного научного фонда и выиграли его. А через год, когда проект был уже в процессе, наш научный руководитель перешла работать в Вышку. Вместе с ней перешел грант. И тогда нас, участников исследования, тоже трудоустроили в Вышку, притом что учиться мы продолжали в ННГУ. Грантовое исследование закончилось, а я остался в ВШЭ. Первая моя должность здесь — менеджер департамента. Это административная должность, которая предполагает работу с преподавателями. Со студентами я в тот момент практически не пересекался. А потом так получилось, что моего научного руководителя позвали в СПбГУ. Место преподавателя социологии стало вакантным, его предложили мне, и я стал совмещать. Постепенно, кроме социологии, я стал читать другие дисциплины. В это время как раз доучивался в аспирантуре по философии. Но как только начал работать на полную ставку как преподаватель, мне предложили стать заместителем декана по работе со студентами и общим вопросам.

Если есть желание развиваться и пробовать новое, в Вышке есть где развернуться. И, что особенно приятно, твою инициативу всегда поддержат — и преподавательскую, и студенческую. Например, мы с ребятами в этом году победили в вышкинском конкурсе «Открываем Россию заново» и летом поедем в экспедицию в город Кириллов Вологодской области. Будем работать в Кирилло-Белозерском музее при Кирилло-Белозерском монастыре — изучать аудиторию и выстраивать новые способы коммуникации. А прямо сейчас делаем интересный исследовательский проект, в ходе которого изучаем язык и его изменения по текстам на дореволюционных открытках.  

Кстати, история с исследованием, которое привело меня в Вышку, имела продолжение. Отправной точкой нашего исследования была теория габитуса известного французского социолога Пьера Бурдьё. Габитус — это, вообще, определение видовых признаков из ботаники и зоологии. У человеческих групп тоже формируются общие признаки. Например, когда люди в течение нескольких лет вместе учатся на одном факультете. С одной стороны, тут есть некая преемственность, старшие курсы передают младшим какие-то традиции. С другой — преподаватели на факультете обычно работают подолгу и оказывают на своих студентов примерно одинаковое влияние. В ходе исследования мы продемонстрировали, что по общим признакам могут отличаться не только факультеты, но и разные специальности в рамках одного факультета. Студенты из разных групп даже досуг проводят по-разному. Теперь, когда я преподаю (и в том числе несколько лет вел майнор «Эффективная профессиональная коммуникация»), понимание таких вещей очень помогает мне в работе. По тому, как человек представляет себе материал и насколько бойко он со мной общается, я могу довольно быстро определить, кто передо мной. Например, экономисты или менеджеры сразу пытаются что-то «продать». Юристы достаточно часто любят дискутировать, тем более что я их учу, что конфликт — это нормально, а главное — экологичное и конструктивное поведение в нем. А математики в большинстве своем люди достаточно замкнутые, приходят на этот майнор, как раз чтобы освоить коммуникативные техники и приемы. А еще я на примере этого исследования в ходе преподавания социологии показываю своим студентам, как разрабатывать инструментарий, работать с данными, и много других полезных для исследователей вещей. Студентам же интересно наблюдать за студентами и сравнивать с собой.

Анастасия Казун
Анастасия Казун

«Мне всегда было интересно наблюдать за людьми»

Анастасия Казун, старший преподаватель факультета социальных наук и старший научный сотрудник Лаборатории экономико-социологических исследований

Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, за тем, как устроено общество. И потом хотелось делать что-то на стыке гуманитарных и технических наук, чтобы можно было и посчитать, и почитать, и поговорить. Поэтому я выбрала социологию.

Я занимаюсь медиаисследованиями. Это скорее междисциплинарное направление, в котором я стараюсь использовать не только опыт социологов, но и работы ученых-медийщиков, политологов, экономистов и иногда даже психологов. Этот сюжет я нашла почти случайно. После бакалавриата в Новосибирском государственном университете я поступила по олимпиаде в магистратуру Вышки. Здесь я получила возможность свободно выбирать тему исследования, которой не было в моем первом университете. При этом я плохо представляла, чем хочу заниматься. Зато быстро выбрала научного руководителя. Увидев выступление Светланы Юрьевны Барсуковой на научно-исследовательском семинаре, я захотела работать с ней. Светлана Юрьевна предложила мне на выбор два перспективных направления исследования, но наиболее интересным мне показалось изучать то, как в различных СМИ освещается вступление России в ВТО, которое как раз тогда происходило. За время магистратуры я успела проникнуться темой, к концу учебы у нас уже была подготовлена научная статья, которую я обкатала на конференциях. С тех пор я и занимаюсь исследованиями медиа. Правда, в последний год я сфокусировалась на новом аспекте этой области. Если изначально я занималась анализом контента, то позже начала изучать, как люди потребляют новости. Тема моего текущего проекта — избегание новостей и думскроллинг, под которым я понимаю болезненное избыточное внимание к негативным новостям. В условиях кризиса обе эти тенденции широко распространяются. Кто-то начинает шарахаться от любых сообщений о текущих событиях, отписывается от новостных приложений, просит близких не обсуждать с ним определенные темы, иногда даже устанавливает на свои гаджеты специальные блокировщики, ограничивающие доступ на определенные сайты. Кто-то, напротив, сутками не может оторваться от новостной ленты и смотрит новости, даже стоя под душем или на вечеринке. Это очень интересно — как одни и те же события формируют такие противоположные практики.

Моя основная деятельность в Вышке — научно-исследовательская, но со второго года аспирантуры я начала преподавать. За семь лет, что я здесь работаю, я читала разные курсы на разных факультетах. В том числе свой собственный курс «Прикладной анализ медиа», который просуществовал несколько лет в формате общеуниверситетского факультатива. Это был необычный опыт, когда ко мне приходили люди совершенно разных специализаций и иногда в два раза старше меня. Было важно рассказать материал так, чтобы он был понятен и первокурснику с технического факультета, и магистранту с гуманитарного. В следующем году я надеюсь запустить еще один авторский курс. На этот раз в рамках магистерской программы. Его темой станут современные исследования медиапотребления.

Если говорить о моих амбициях как исследователя, конечно, мне хочется публиковаться в хороших зарубежных журналах, получить грант Российского научного фонда, написать книгу и т.д. Но главное не в этом. Я делю проекты, которыми занимаюсь, на две категории: то, что делается для получения формального результата (публикация, надбавка и др.), и то, что делается, чтобы быть сделанным. Это когда главное — в самом процессе, который увлекает и доставляет удовольствие. Лучшие результаты приносят проекты второго типа. Свое текущее исследование я воспринимаю именно так.

Молодых Елена Анатольевна

Елена Молодых

Директор по персоналу

Профессия «социолог» предоставляет широкий спектр возможностей для карьерного развития. Это исследовательские фонды, лаборатории, коммерческие, политические организации, органы государственной власти, СМИ, маркетинговые и PR-агентства. На примере наших сотрудников мы видим разнообразие профессиональных возможностей, предоставляемых Вышкой для социологов. Один из героев интервью говорит о том, что в определенный момент жизни человек оказывается в точке выбора. Все наши коллеги-социологи, о которых мы хотим рассказать в этом выпуске «Карьера в Вышке», подошли к своей точке выбора социологии как науки или как учебной дисциплины, несмотря на возможность развития в других направлениях деятельности или выбора иной отрасли науки. Не может не радовать и тот факт, что наши герои, работая в Вышке, не только успешно совмещают исследовательскую деятельность и преподавание, но и проявили себя в качестве высокопрофессиональных администраторов.

11 мая, 2023 г.

«Вышка» в Telegram