• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Наука в Вышке

Александр Балышев о том, как сегодня работает блок фундаментальных научных исследований

© Александр Тиванов

Высшая школа экономики приступила к формированию программы фундаментальных исследований на 2024 год. Научные цели и задачи в этой сфере соответствуют Программе развития университета до 2030 года и программе «Приоритет-2030». О том, как построена работа научного блока в Вышке, а также о том, какие конкурсы для ученых и исследовательских коллективов проходят в этом году, рассказывает Александр Балышев, и.о. проректора, старший директор по фундаментальным исследованиям НИУ ВШЭ.

— Александр Владимирович, как бы вы определили основную текущую задачу блока, который занимается фундаментальной наукой в Вышке?

— В первую очередь это не только поддержание, но и развитие того высокого уровня научных исследований, которого достигла Вышка. Это и сохранение действующих школ, и создание новых точек роста, выявление и развитие талантов. Мы строим свою работу на основе Программы развития университета, координируем ее с программой «Приоритет-2030». Так, пять стратегических проектов ВШЭ, которые включены в «Приоритет-2030», получают проектное финансирование из двух источников — собственно по этой федеральной программе и в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ (ПФИ). Как правило, из средств «Приоритета» поддерживаются более практико-ориентированные проекты, а из средств ПФИ — проекты, которые направлены в основном на фундаментальный результат.

— Как формируется программа фундаментальных исследований?

— Программа фундаментальных исследований формируется во многом в рамках государственного задания. Весной Вышка, как и другие вузы, заявляет свои приоритеты на очередной календарный год, то есть мы уже сделали это на 2024 год. Координирует программу управляющий комитет научных исследований. В целом у нас сохраняется преемственность приоритетных научных направлений, поскольку они закреплены в Программе развития. При этом текущая повестка регулярно актуализируется с учетом актуальных вызовов и обновляется набор проектов.

Стоит также отметить, что у Вышки есть Научный фонд, финансирующий исследовательские проекты научно-учебных групп, которые не привязаны к государственному финансированию. Это можно назвать посевным финансированием за счет собственных средств. Каждый год поддерживается несколько десятков таких проектов.

— Насколько ученые, которые работают в университете, свободны в своем выборе треков и направлений исследований, которые они ведут?

— Выбор тематик в рамках фундаментальных исследований относительно свободный. Подавляющее большинство центров передовых исследований, научно-учебных лабораторий, которые сейчас формируют свою повестку, могут ставить свои собственные исследовательские задачи. Мы проводим лишь некоторую приоритизацию в рамках того вектора, который задан Программой развития.

При этом нужно отметить, что в последнее время мы значительное внимание уделяем исследованиям, которые могут внести существенный вклад в решение текущих социально-экономических проблем или имеют иной потенциал прикладного применения. На это нацелен ряд наших инструментов, в том числе упоминаемые стратегические и большие проекты.

Важную помощь в выявлении в фундаментальных исследованиях потенциального практического результата нам оказывают коллеги из прикладного научного блока, в частности Центра коммерциализации разработок и трансфера технологий.

— Зачем Вышке программа фундаментальных исследований?

— Данная программа позволяет нам поддерживать и развивать работу большого числа наших направлений: центры передовых исследований, научно-учебные лаборатории, зеркальные лаборатории, программа постдоков, межкампусные проекты. Каждая из них имеет свой целевой фокус. Центры передовых исследований — это в первую очередь исследования, конкурентоспособные на мировом уровне; научно-учебные лаборатории — это включение обучающихся в научную деятельность, подготовка новых кадров; межкампусные проекты — это распространение лучших практик одного кампуса на другие; зеркальные лаборатории, как и программа постдоков, нацелены на развитие российского академического пространства.

Студентка факультета химии в лаборатории
Студентка факультета химии в лаборатории
Высшая школа экономики

В рамках работы нашего блока мы реализуем в том числе большие исследовательские проекты, строим лаборатории, оснащенные самым современным оборудованием. Можно отметить, например, участие в создании и поддержке суперкомпьютера и нейрокластера в Москве, физического кластера в Санкт-Петербурге, где в прошлом году завершилась закупка оборудования и модернизация их уникальной научной установки. В этом году у нас завершается создание экспериментального кластера на факультете биологии: мы заканчиваем оснащение лаборатории для исследований молекулярных механизмов долголетия.

— Как вы отметили, Вышка активно работает с региональными вузами. Это и зеркальные лаборатории, и постдоки. Какие-то новые проекты есть на повестке?

— Сейчас мы начали формировать программу по развитию исследовательских компетенций, проводим семинары в регионах. Сегодня возник определенный дефицит понимания, куда двигаться и как развиваться в текущих условиях. А у нас в фундаментальном научном блоке есть компетенции, есть хорошие специалисты по наукометрии, по открытым данным. Например, мы запустили серию семинаров о том, как работать без международных баз данных, которые ушли из России. Анализируется, какие сейчас есть открытые базы, где ученым можно легально получать информацию о результатах научных исследований, как вообще себя позиционировать на академическом рынке. Очень актуальным является и запрос со стороны академического сообщества о возможностях и ограничениях, которые несут технологии, разработанные на основе искусственного интеллекта, и их использовании в исследовательской деятельности. Мы также запускаем пилотные курсы на эту тему.

— Какие KPI существуют для фундаментальных исследований?

— В рамках программы фундаментальных исследований закреплены требования к результативности каждого проекта. Когда Вышка активно входила в разные международные рейтинги, они были в первую очередь публикационными. А сейчас появились дополнительные показатели в виде РИДов (результатов интеллектуальной деятельности. — Ред.), включения обучающихся в научные проекты, привлеченного внешнего финансирования.

— Что происходит сейчас с международным научным сотрудничеством — до него также добралась «культура отмены»?

— Оно сохраняется, хотя и в меньшем объеме и в других форматах. Из-за введенных в отношении России ограничений мы фактически не можем брать на работу иностранных коллег из ряда стран. Остаются нефинансовые отношения, люди по-прежнему готовят совместные публикации, участвуют онлайн в семинарах и т.д. Мы сегодня активно выходим в другие страны и регионы. Совместно с нашим международным блоком планируем к концу этого года подготовить программу поддержки совместных научных проектов со странами БРИКС и рядом других стран.

— Отказываются ли международные журналы брать публикации наших ученых?

— Мы продолжаем отслеживать положение Вышки по публикационной активности. Есть одиозные случаи, например немотивированные отказы или требования подписать какие-то декларации. Мы о таких кейсах просим информировать Наукометрический центр, анализируем, но их относительно немного, пока нельзя сказать, что это носит системный характер.

Студенты факультета географии на полевой практике
Студенты факультета географии на полевой практике
Высшая школа экономики

Мониторя публикационную активность Вышки, сравнивая себя с другими ведущими российскими и иностранными вузами, мы видим, что поток статей в авторитетных международных журналах всех ведущих издательств удалось во многом сохранить. Раз о системных блокировках наших авторов речи не идет, мы по-прежнему рекомендуем им публиковаться в изданиях, пользующихся авторитетом и вниманием в соответствующих профессиональных сообществах, обеспечивающих строгое рецензирование и широкий читательский охват, как российских, так и зарубежных.

В этой связи подчеркну, что мы внимательно следим за разворачивающимся в мире переходом к открытому доступу, сменой подписной экономической модели издательств на модель «автор платит». Ищем пути решения и поддержки наших авторов — конечно, с пониманием и учетом того, что модель «автор платит» часто приводит к симуляции рецензирования и снижению качества публикаций.

— Скоро завершится учебный год, в рамках которого научный блок традиционно проводит несколько больших общеуниверситетских и открытых конкурсов. Расскажите о них.

— В первую очередь нужно отметить конкурс научно-учебных лабораторий (НУЛ). Это одна из старейших форм поддержки молодой науки на факультетах, когда в команду уже зарекомендовавших себя ученых набираются студенты и аспиранты, и эти лаборатории активно вовлекаются в научный процесс и участвуют в образовательной деятельности. У нас проходило несколько волн таких конкурсов, и каждый раз мы совершенствовали конкурсную процедуру. Отличие текущего конкурса от всех остальных в том, что если раньше конкурсы проводились только в московском кампусе, то сейчас они охватывают Санкт-Петербург, Нижний Новгород и Пермь. Конкурс состоит из двух этапов. На первом этапе научная комиссия факультета или кампуса рассматривает поступившие заявки и рекомендует наиболее сильные из них на второй общеуниверситетский этап. Далее общеуниверситетская комиссия проводит свой отбор. К 19 мая мы получили около 50 заявок на создание лабораторий и к концу июня планируем подвести итоги, отобрав около 10 победителей. Сами лаборатории запустятся с сентября.

Второй, не менее важный конкурс — это конкурс зеркальных лабораторий. Это когда уже действующие научные подразделения находят партнеров по своей тематике среди российских научных и научно-образовательных организаций, выдвигают на конкурс совместный проект и, в случае если проект получает поддержку как в Вышке, так и в подразделении-партнере, заключается соглашение о сотрудничестве. Таким образом, мы развиваем совместную повестку, обогащая свои коллективы теми практиками, которые есть в других вузах, и делимся своими наработками с коллегами. В мае мы закрыли сбор заявок, и также к концу июня планируем подвести итоги.

Третья программа, которую я могу отметить, — это конкурс постдоков, которые привлекаются в подразделения Вышки. Внешние кандидаты выбирают вакансии в понравившихся им научных проектах ВШЭ, которые у нас размещены на соответствующей странице. 19 мая был закрыт прием заявок, мы их получили около 100, далее будет заседать соответствующая комиссия, проводить отбор кандидатов, и к концу июня мы подведем итоги. Ожидаем примерно 60 победителей.

Еще можно отметить конкурс русскоязычных научных работ, который уже третий год проводит Вышка. Работы сотрудников номинируются по научному и научно-популярному направлениям. Заявки рассматривают комиссии факультетов и кампусов, потом они уходят в общеуниверситетские комиссии (научную возглавляет первый проректор Вадим Радаев, научно-популярную — директор Центра языка и мозга профессор Ольга Драгой). 6 июня, в День русского языка, будут объявлены победители.

— Научный блок также занимается академическими надбавками. Здесь есть новации?

— Да, к середине июля у нас должны быть подведены итоги по назначению академических надбавок за научные публикации. Мы ожидаем около тысячи получателей этих надбавок. Чем отличается этот год от предыдущих: у нас появилась новая надбавка за статьи в научных журналах списка B, куда, в частности, входят ведущие российские журналы в общественных и гуманитарных областях, и в этом году мы ожидаем около 200 новых победителей по этой номинации.

Не менее важной новацией является выравнивание размеров академических надбавок в кампусах. Раньше мы привязывались к средней заработной плате по региону, и, соответственно, в московском кампусе был максимальный размер. В этом году все кампусы планируем вывести на уровень Москвы, что повысит их конкурентоспособность.

22 мая, 2023 г.

«Вышка» в Telegram