Почти 17 лет назад он стал проректором НИУ ВШЭ, отвечающим за образование, 10 лет назад ректор Ярослав Кузьминов назвал его «одним из главных “двигателей” Вышки», а 21 июня на Ученом совете Сергею Рощину вручили медаль «За вклад в развитие университета». Почему он стал заниматься экономикой труда, чем его сегодня привлекает театр и что, по его мнению, является одной из самых больших ценностей в жизни, проректор рассказал в интервью «Вышке для своих».
Я учился в обычной московской школе, окончил ее с золотой медалью. Любознательность с детства была частью моего характера, и я много чем интересовался, охотно читал.
Семейная библиотека формировалась по мере моего взросления — как раз в те годы постепенно издавались 200 томов БВЛ от древности до XX века, и все они были собраны у нас дома. Краткое изложение «Махабхараты», «Песнь о Нибелунгах», средневековые романы и повести — это и многое другое я читал еще в школьном возрасте.
А еще читал книги по истории — например, про декабристов. Это был хороший ключик к разным другим знаниям — к их отцам, то есть к XVIII веку, и детям, то есть ко второй половине XIX века. Среди декабристов были художники, литераторы, военные, отсюда мостики, соединяющие судьбы людей и живопись, литературу, военную историю, географические открытия. Благодаря декабристам я заинтересовался многим еще в подростковом возрасте, например освоением Сибири вплоть до амурской экспедиции и организации поселений на Дальнем Востоке.
Достаточно глубокие знания о тех или иных исторических периодах и обществах у меня сохранились до сих пор.
Главное, что меня привлекало уже в школьные годы, — социальная проблематика, социум в широком смысле слова. С математикой дела у меня обстояли неплохо, и исключительно гуманитарный подход к осмыслению происходящего в социуме казался недостаточным. Была тяга к сочетанию широкого предметного и инструментального знания, а еще привычка к некоторой структурности мышления.
В девятом классе я поступил в Экономико-математическую школу при экономическом факультете МГУ. Занятия вели студенты старших курсов, в том числе Ярослав Кузьминов и Александр Аузан, и там сложилась замечательная атмосфера.
Когда нужно было поступать в вуз, я как человек ленивый выбрал МГУ, поскольку он был ближе всего к дому. Еще оставались колебания между историческим и экономическим факультетами, но я предпочел экономику — отделение экономической кибернетики.
На экономическом факультете МГУ было много замечательных преподавателей, учились сильные студенты, и я попал в особенно сильную группу. Четверо ее выпускников, включая меня, сейчас работают в НИУ ВШЭ.
Писал курсовые у молодых преподавателей — членов команды Станислава Сергеевича Шаталина, который тогда заведовал кафедрой математических методов анализа экономики, а диплом — у Виталия Леонидовича Тамбовцева. Посещая семинары профессоров этой кафедры — Виктора Ивановича Данилова-Данильяна, Ефрема Залмановича Майминаса и других, мы входили в академическую и исследовательскую культуру.
Тамбовцев был представителем линии Майминаса — прекрасного преподавателя и ученого, одного из авторов учебника «Экономическая кибернетика». Майминас предложил такое понятие, как социально-экономический генотип, и это была попытка изучения роли институтов в экономике. Позже все это приобрело вид институциональной экономической теории, но в те времена, в условиях ограниченности диалога между советской и мировой экономической наукой, эта идея выглядела необычно и привлекательно.
В экономике меня в первую очередь интересовало поведение людей — то, что находится на стыке экономической и социальной проблематики.
Получив диплом, я поступил в аспирантуру, работал в Комитете комсомола МГУ — был заместителем секретаря по учебно-научной работе. Это конец 1980-х, время возможностей, и мы в тот период увеличили количество летних научных школ для студентов практически в десять раз.
В факультетских комитетах комсомола за учебно-научную работу отвечали замечательные коллеги, некоторые из которых сейчас работают в ВШЭ, — Иван Простаков, Наталия Ерпылева, Андрей Ярославцев, который активно развивает наш факультет химии и в прошлом году стал академиком РАН. Они действительно состоялись в своей профессии, а теперь нас объединяет еще и Вышка.
В конце 1980-х — начале 1990-х я участвовал в создании центра научно-технического творчества молодежи (НТТМ) в МГУ — это был один из первых таких центров в Москве. А дальше открывались разные другие возможности — уйти в бизнес, в общественные организации, в управленческие структуры или оставаться в МГУ. Я остался. Работал на различных административных должностях в ректорате, раздумывая, что делать дальше.
В 1992 году на экономическом факультете МГУ была создана кафедра занятости и социально-трудовых отношений, ставшая правопреемницей кафедры экономики труда, и я начал там работать. Защитился, много преподавал, вел исследования.
В тот период я познакомился с Михаилом Андреевичем Соллогубом — внуком писателя Бориса Зайцева, профессором Сорбонны, которого я считаю одним из своих учителей в labor economics. Слушал его лекции в МГУ, а в середине 1990-х стажировался у него в Сорбонне. Мы часто вели диалоги за пределами экономической тематики, за которые я ему очень благодарен.
На заключительном этапе стажировки вместе с российской коллегой мы написали одно из первых в России пособий по экономике труда на русском языке. Сильной жажды узнавания Парижа и Сорбонны на том этапе уже не было, так что я иногда по несколько дней сидел, обложившись книгами и не выходя на улицу. В Москву мы привезли фактически готовое пособие, которое потом расширили.
К концу1990-х в России сформировалось новое понимание всего того, что связано с экономикой труда, встроенное в преподавание и мировую науку. Начались исследовательские проекты, тогда же в МГУ мы перевели и издали первый в России американский учебник по labor economics.
Впервые приглашение перейти в Вышку я получил от Ярослава Ивановича в середине 1990-х. Встретил его возле МГУ, он мне сказал: «Мы тут Высшую школу экономики строим, приходи!» Я ответил: «Спасибо, но я пока здесь поработаю».
Мое сотрудничество с ВШЭ началось только в 2004 году — декан факультета менеджмента Азер Гамидович Эфендиев пригласил меня прочитать курс, связанный с экономикой труда. А в 2005 году я созрел до того, чтобы перейти в Вышку, — стал заведующим кафедрой экономики труда и народонаселения на факультете экономики, начал преподавать на разных факультетах. А в 2006 году Ярослав Иванович предложил мне стать проректором по образованию.
Если нужно себя идентифицировать, я бы сказал, что я прежде всего преподаватель. Я также исследователь, потому что иначе университетским преподавателем быть нельзя, а еще кое-что умею с точки зрения менеджмента.
Говоря о преподавательской работе, всегда вспоминаю слова волшебника из «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца: «Человек из мертвого камня сделает статую — и гордится, если работа удалась. А попробуй из живого сделай еще более живое. Вот это работа!» Так и у преподавателя задача — сделать живое еще более живым: войти в аудиторию, поделиться тем, что он знает, сформировать новое знание и увлечь им своих учеников.
Взаимодействие с теми, кто вел исследования и защищал диссертации под моим руководством, — особенно важная часть моей жизни. Когда работаешь с молодыми коллегами со студенчества до защиты диссертации (иногда это лет восемь совместной работы), то, конечно, вкладываешься в диалог с человеком, которому помогаешь расти как исследователю и как профессионалу. Хорошо помню всех, кто у меня защитился. Некоторые из них и сейчас продолжают работать в Вышке.
В 2007 году в Вышке была открыта Лаборатория исследований рынка труда (ЛИРТ), в рамках которой мы с коллегами ведем исследовательскую деятельность. Из-за проректорской нагрузки времени на индивидуальные исследования мне сейчас не хватает, поэтому я в большей степени участвую в коллективных исследованиях лаборатории, в том числе с частью коллег, которые за эти годы выросли рядом со мной.
Сегодня в ЛИРТ много разных проектов. Ведущая тематика связана с рынком труда выпускников. Мы методологически сопровождаем проект «Мониторинг трудоустройства выпускников» Минтруда России и Роструда, выступаем экспертами в этом проекте, используем его данные в своих исследованиях.
Больше всего нас интересует то, что находится на стыке рынка труда и образования. Естественно, занимаемся и другими сюжетами — например, изучаем вклад различных характеристик, когнитивных и некогнитивных, в образовательную и трудовую успешность, различные аспекты гендерного и других неравенств, возникающих на стыке образования и последующей работы.
К этим исследованиям присоединяются коллеги из региональных университетов — в рамках проекта «Зеркальные лаборатории» мы сначала сотрудничали с Тюменским госуниверситетом, а сейчас — с Южным федеральным университетом. С 2007 по 2019 год провели 13 летних школ по экономике труда с участием коллег из разных регионов России и стран постсоветского пространства.
Я долго избегал управленческой деятельности. Совсем к ней не стремился, но она меня находила.
Книги по менеджменту я, конечно, читал, но не могу сказать, что делал это специально для формирования управленческих компетенций. Наверное, здесь имеет значение опыт, знания, рефлексия, способности, какие-то черты характера. В то же время я прекрасно понимаю, что существуют если не азы, то «кирпичики» современного менеджмента, и в управленческой работе не стоит их игнорировать.
Как выяснилось, заниматься организацией образования в России по-своему интересно, хотя работать проректором по образованию — задачка непростая.
Университет накапливает новые знания, и профессура хочет ими поделиться. Это нормально, но отнюдь не любое накопленное знание должно превращаться в образовательные программы. Я как экономист всегда напоминаю коллегам, что, помимо предложения, нужен еще и спрос. А его может не быть, если круг тех, кому это знание интересно, сильно ограничен.
Проректор по образованию должен понимать специфику спроса и предложения на разных рынках и обладать стратегическим видением, заглядывая чуть вперед. Ему приходится зачастую выступать в роли оппонента академического сообщества, хотя сам он к этому сообществу принадлежит. И одна из его функций — увидеть, на что из того богатства знаний, которым обладает университет, может возникнуть спрос, и донести в том числе до университетских коллег представление об этом спросе. Тяжелая функция, если честно.
С другой стороны, он должен участвовать в обеспечении системы высоких стандартов качества образования, и его работа — своеобразное и очень непростое сочетание операционного и стратегического менеджмента. Среди моих коллег — проректоров по образованию российских университетов — есть и те, кто успешно справляется с этой работой.
Многое в работе управленца зависит от команды, которой он может что-то передать и которая может что-то построить. Команда, работающая сейчас со мной в центральном аппарате Вышки, — сотрудники трех подразделений: Дирекции основных образовательных программ, Дирекции по онлайн-обучению и Управления аспирантуры и докторантуры. Как и в Лаборатории исследований рынка труда, там работают очень хорошие специалисты.
В любой команде важную роль играют очень сильные люди, которые, возможно, в чем-то сильнее лидера, и люди креативные. Умение находить таких людей, готовность постоянно вести с ними творческий диалог — важная составляющая любого управления, а управления университетского — особенно.
Один из ключевых вызовов, с которым столкнулась Высшая школа экономики в последнее десятилетие, — необходимость поддерживать стандарт очень качественного образования в очень большом университете. Как показывает мировая практика, эти две вещи далеко не всегда сочетаются, но Вышке с ее 50 тысячами студентов пока удается с этим справляться.
Еще один вызов заключается в том, что новое, передовое знание — это определенный фронтир. Учим мы сейчас, но учить надо так, чтобы через несколько лет выпускники соответствовали актуальным требованиям — институциональным, технологическим и иным. Эти требования мы должны предвидеть и предвосхищать.
Отсюда важная особенность современного университета — сочетание инструментального знания и предметного фундаментального знания, и Высшая школа экономики сейчас развивается в этом направлении. Инструментальное знание — это не только математика, IT и computer science (хотя, конечно, умение взаимодействовать с цифровым миром сегодня столь же обязательно, как в свое время английский язык), но и аналитические инструменты в других областях и профессиональных сферах деятельности, будь то инженерия или дизайн.
Сегодня образование сосредоточено не только в университетских стенах. Все то, что за последние десять лет стали называть онлайн-образованием, создает другие возможности и привносит другие технологии обеспечения качества.
Я горячий приверженец тезиса о том, что современные университеты не могут развиваться без коллабораций. Эпоха, когда в университетах была сосредоточена вся мудрость и все технологии, прошла. Сегодня мы сотрудничаем с корпоративным сектором, где есть серьезные R&D и где быстро развиваются бизнес-процессы, с исследовательскими центрами и институтами РАН и, конечно, с другими университетами. В региональных вузах мы не только осуществляем трансфер знаний и технологий, наработанных Вышкой, но и создаем новые образовательные программы, объединяя усилия и взаимодополняя друг друга.
С детства у меня осталась потребность в интеллектуальном, эмоциональном художественном диалоге. Раньше его обеспечивала литература, причем не только художественная. Читая, например, великолепное трехтомное исследование Фернана Броделя о формировании европейского капитализма, можно вести интеллектуальный диалог и получать не только новое знание, но и удовольствие.
Из-за большого объема работы я стал читать гораздо меньше, и на первый план вышел театр — уникальное сочетание интеллектуального, эмоционального и эстетического диалога.
Театр — это компактно (хотя в моей жизни были спектакли, которые нужно смотреть десять часов подряд или же всю ночь), и в некотором смысле он представляет собой принудительную инъекцию для такого диалога. Если ты зашел в зал, выйти из него сложно, даже если спектакль не понравился (такое у меня бывало, но чрезвычайно редко).
Театр — это пульс времени, самая чувствительная сфера с точки зрения происходящего в окружающем социуме. Книгу обычно пишут долго, фильм снимают тоже долго, а спектакль иногда делают за два месяца. Часто бывая в театре, я чувствую себя в диалоге со временем и с окружающей жизнью.
Как важную часть развивающегося социума, облеченную в определенную эстетическую форму, можно рассматривать не только театр, но и, например, архитектуру. Это не только стили, среди которых одни мне более симпатичны, а другие менее. Чтобы построить то или иное здание, нужны деньги, заказчики со своими вкусами, определенные социальные процессы и т.д. Не случайно когда-то строилось много храмов, а потом много банков, а потом много торговых центров.
Мы живем не только в природном, но и в культурном ландшафте, а это так или иначе архитектура. Она насыщает наш глаз определенными образами, и, глядя на архитектуру, лучше понимаешь социоэкономику. Например, почему прекрасная церковная архитектура Ярославля XVII века появилась именно в этом городе, а не в Москве? Что в экономике и социуме Ярославля позволяло направлять деньги на это строительство, формировать определенные вкусы, кто там жил и был готов строить эти храмы?..
Одна из самых больших ценностей в жизни — разнообразие мира, и каждый из нас может испытать радость, впитывая разнообразие стран, людей, культур, в чем бы оно ни проявлялось, будь то архитектура, природные ландшафты, социальные процессы или, скажем, кулинария — естественное сердце культуры любого народа. То, как люди выстраивают свой быт и какой едой хотят себя побаловать, — ключ к пониманию их жизни и их ценностей.
Кто-то любуется на горы, а кто-то на леса, кто-то считает прекрасной пустыню, а кто-то — вечерний полет калонгов с индонезийских островов. Мне же интересен мир в разных его проявлениях. В меру своих сил и возможностей стараюсь его узнать и увидеть.