• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Не бойтесь ввязываться в различные авантюры (в хорошем смысле)»

@Высшая школа экономики

24–25 января с 20:00 до 06:00 в корпусе на Покровском бульваре пройдет фестиваль «НОЧЬ Студента — 2024» от Ингруп СтС.  В честь грядущего мероприятия сотрудники и преподаватели НИУ ВШЭ вспомнили, какими были их университетские годы, и поделились мыслями о современной внеучебной жизни.

Алена Яковлева

Координатор «НОЧИ Студента — 2024» (Ингруп СтС)

«Я уже на протяжении четырех лет являюсь активным членом студенческой организации “Ингруп СтС”. По своему опыту могу сказать, что студенчество, наверное,  самая непредсказуемая и интересная часть жизни. Время для того, чтобы узнавать, пробовать, ошибаться и находить настоящих друзей и единомышленников. Люди вокруг — самый ценный ресурс для человека, именно поэтому мы уже второй год проводим наш фестиваль офлайн по всей Покровке.

От лица организаторов я приглашаю всех студентов, выпускников, сотрудников НИУ ВШЭ объединиться и встретить День студента вместе!»

«НОЧЬ Студента — 2024»  —  масштабный проект-коллаборация, созданный в честь Дня студента. Над его программой работают дирекции и более 60 студенческих организаций Вышки. На фестивале можно будет посетить лекции и мастер-классы от экспертов из разных сфер и партнеров, увидеть яркие выступления и поучаствовать в интерактивных мероприятиях. Подробнее о программе и наполнении фестиваля можно прочитать в его официальной группе

Где: Покровский б-р, д. 11

Когда: 24 января, 20:00 — 25 января, 06:00

Зарегистрироваться на «НОЧЬ Студента — 2024» можно здесь

Каким же было студенчество людей, которые наставляют нынешних учащихся? Преподаватели НИУ ВШЭ ответили на этот вопрос и рассказали, какой они видят современную внеучебную жизнь студентов. 

Занимались ли вы в студенческие годы внеучебной деятельностью?

Павловец Михаил Георгиевич

Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015–2023 годов

«Безусловно. С одной стороны, я учился в театральном кружке у профессионального актера и режиссера Леонида Аркадьевича Довлатова и даже был приглашен им в театральную студию нашего МГПИ им. Ленина (впоследствии — МПГУ). С другой — у нас была дружная компания на филологическом факультете, которая собиралась с регулярностью 3–4 раза в год и устраивала домашние капустники, посвященные разным нашим учебным и житейским проблемам: я играл на аккордеоне и гитаре, переделывал тексты песен на новый лад и исполнял их вместе с однокурсниками. Кроме того, были различные летние практики: я был вожатым в летнем пионерском лагере “Родник” (мы его называли пионерлагерем “Рудничок” им. Малютки Скуратова), дважды ездил в Вологодскую губернию — собирать местный фольклор и топонимику. Вообще, учебная деятельность отнимала много времени, но далеко не всё».

Ким Игорь Александрович

Доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Где я только там не был! Во-первых, у нас там была организация студентов, которые изучают экономику и менеджмент, — там я тусовался. Потом у нас был в институте ансамбль скрипачей, я играл в нем и даже ушел с восточных единоборств ради этого. Всяческие у нас были активности — например, был вышкинский КВН, в котором я играл. Мы даже ездили в Омск на выездную игру, если мне память не изменяет. Еще были разные студенческие слеты — мы ездили на природу с палатками. Так что много, очень много всего было. И своей группой, конечно, мы встречались по разным поводам или на окончание сессии, но это вообще святое!»

Если бы вы были студентом Вышки сейчас, то чем бы вы особенно хотели заняться? Какой бы была ваша студенческая жизнь?

Мороз Оксана Владимировна

Доцент факультета креативных индустрий, академический руководитель образовательной программы «Практики кураторства в современном искусстве»

«Я бы больше использовала пространство университета для включения в разного рода социальные и благотворительные проекты. Например, студенты Вышки (да и не только студенты — преподаватели, выпускники) могут присоединяться к десяткам инициатив, выбирая различные волонтерские команды и форматы участия. Это невероятно ценный опыт. Кто-то может попробовать себя впервые в помогающей деятельности, безопасно для себя и окружающих взвесить свои возможности содействия другим. А кто-то может пригласить присоединиться к своим волонтерским активностям. В любом случае возникает содружество неравнодушия. Мне бы очень хотелось, чтобы во времена моего студенчества такое пространство было бы более заметным и привлекательным для учащихся. И, будь я студенткой сейчас, я бы не упустила шанс сделать студенческую жизнь временем не только освоения профессиональной специальности, но и научения аккуратной, непатерналистской заботе о других».

Павловец Михаил Георгиевич

Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015–2023 годов

«Я думаю, что ровно такой же она бы и была, только бы я еще постарался как можно больше выезжать не только за пределы Москвы, но и за пределы страны: в конце 1980-х — начале 1990-х такие возможности только приоткрывались, и моя поездка по студенческому обмену в Норвегию в 1990 году, а потом в летнюю школу русского языка в Венгрию в 1993 году просто перепахали меня и многое определили в дальнейшей моей жизни. Ну и еще больше бегал бы по лекциям в другие университеты (впрочем, сейчас в этом особой надобности нет — многое доступно в Сети)».

Ким Игорь Александрович

Доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Нынешняя Вышка — это совсем другая история. Когда мы учились, у нас особенно еще ничего не было в Вышке, мало что было создано, а сейчас у нас такое количество организаций! Я бы, допустим, в экстремальные виды спорта пошел — у них постоянно походы, а я сам очень много в походы ходил за свою жизнь. На гитарник ходил бы, еще много куда — глаза разбегаются, честно говоря, от такого разнообразия!»

Как вы думаете, если бы у вас была такая внеучебная деятельность, как у студентов Вышки сейчас, как бы это повлияло на вашу карьеру и жизнь? Если у вас была активная внеучебная деятельность, то расскажите, какие навыки или знания, полученные в студенческие годы, оказались наиболее ценными для вашей карьеры и жизни?

Мороз Оксана Владимировна

Доцент факультета креативных индустрий, академический руководитель образовательной программы «Практики кураторства в современном искусстве»

«Вообще, разнообразная студенческая жизнь учит среди прочего качественному распределению времени, ресурсов на разные виды значимой деятельности. Внеучебные активности образуют дополнительную ситуацию ответственности. Когда ты умеешь качественно жонглировать разными ответственностями (учеба, работа, личная жизнь и, например, волонтерство как внеучебная деятельность) и при этом не выгорать и не прокрастинировать, это говорит о гармоничной организации жизни.  

Думаю, будь я со студенчества более вовлечена в волонтерство, гораздо лучше бы управлялась с собственным временем и гораздо легче и организованней включалась в проекты социального предпринимательства, которые вызывают у меня большую симпатию».

Павловец Михаил Георгиевич

Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015–2023 годов

«Есть такой конус обучения Эдгара Дейла, согласно которому из услышанного запоминается не более 10% информации, из прочитанного — не более 20%, наблюдение за реальным действием дает около 50%, а вот самостоятельная деятельность — до 100% усвоения. К сожалению, советское образование в значительной степени строилось на чтении и аудировании, мы мало делали сами, и я мало что помню программного (если только сам потом с этим не работал). 

Поэтому самое главное, чему я научился, — я научился в деятельности в основном за пределами вузовских аудиторий: в экспедициях, в лагерях, в самостоятельных путешествиях, наконец, в театральной студии и на капустниках. Это прежде всего оперативное решение трудных задач, в том числе организационных и логистических, коммуникация с самыми разными категориями людей, добыча нужной информации».

Ким Игорь Александрович

Доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Конечно, это сильно повлияло. Я думаю, что учеба — это только половина жизни студента, а вторая важная половина — это то, что за пределами учебы. Это те самые золотые годы, когда уже есть немножко самостоятельности, немножечко мозгов и при этом еще нет каких-то бытовых проблем, детей, семьи, поэтому когда заниматься, как не в это время».

Много ли ваших студентов принимают активное участие во внеучебке? Как, по-вашему, это влияет на жизнь студента?

Павловец Михаил Георгиевич

Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015–2023 годов

«Конечно, есть такие — и много больше, чем было в наше время и в моей альма-матер. Я думаю, что это не влияет на жизнь студентов — это и есть реальная их жизнь».

Ким Игорь Александрович

Доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Бывает так, что, допустим, студенты куда-то едут, на какой-то слет или что-то подобное. Я считаю, что это здорово, и обычно студенты активные и им хватает сил и на учебу, и на внеучебную деятельность, так что я тут не вижу какой-то проблемы, только одобряю!»

Какой бы совет вы дали себе в студенческие годы?

Павловец Михаил Георгиевич

Заведующий Проектной лабораторией развития интеллектуальных состязаний по гуманитарным наукам факультета гуманитарных наук, лучший преподаватель НИУ ВШЭ 2015–2023 годов

«Будьте заметны. Ваши преподаватели и сотрудники факультета — ваши потенциальные агенты и продюсеры. Если вы прячетесь от своих старших коллег, даже просто забываете с ними здороваться, уклоняетесь от разного рода активностей — шансы уже на студенческой скамье получить предложение, которое может обернуться делом вашей жизни, сильно уменьшатся.

И еще: не бойтесь ввязываться в различные авантюры (в хорошем смысле): студенческое время тем и прекрасно, что есть возможность пробовать себя, рисковать и экспериментировать, поскольку уже многое доступно, но обычно еще нет необходимости тяжелым трудом зарабатывать на жизнь себе или своей семье».

Мороз Оксана Владимировна

Доцент факультета креативных индустрий, академический руководитель образовательной программы «Практики кураторства в современном искусстве»

«Я бы посоветовала себе тогдашней чуть более внимательно присматриваться к тем сообществам, которые системно содействуют реализации инклюзивных инициатив. Это не только полезно для развития практических навыков деятельностного альтруизма (а они точно важнее инертного романтизма). Так можно было бы раньше познакомиться с разными практиками исключения, невидимыми из своего частного опыта, и разными способами или стилями работы с ними. Следовательно, можно было бы раньше обнаружить, как персонально важная профессиональная оптика оказывается полезной за пределами однажды определенной дипломом профессии. Это очень освобождающее ощущение».     

Ким Игорь Александрович

Доцент департамента теоретической экономики факультета экономических наук НИУ ВШЭ

«Сейчас — самое лучшее время, и нужно его провести так, чтобы потом не было мучительно больно. Используйте те возможности, которые есть, радуйтесь жизни. Студенческие годы проходят очень быстро, поэтому учеба — это важно, конечно, но и внеучебная жизнь — это тоже очень важная вещь. Так что будьте активнее. Если попалась хорошая дружная группа, то это друзья на всю оставшуюся жизнь. У меня, например, как раз много друзей именно с институтских времен. Поэтому пользуйтесь, радуйтесь, живите!»

18 января

«Вышка» в Telegram