26 ноября исполняется 70 лет руководителю департамента политики и управления, создателю и первому директору Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Андрею Витальевичу Клименко. О департаменте, коллегах и рождении современной системы госуправления, которую мы воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, юбиляр рассказал «Вышке для своих».
Родился я в Сокольниках, в обычной московской семье. Отец воевал, был летчиком-истребителем, имел много наград. 1941 год он застал на границе, в присоединенной к тому времени Литве. Несколькими месяцами позже, когда уже шла оборона Москвы и его часть базировалась на аэродроме в Щелково, отец познакомился с мамой.
Вскоре после моего рождения мы переехали из Сокольников в Измайлово. Там я пошел учиться в школу 444 с математическим уклоном, в которой в старших классах изучали программирование. Для конца 60-х — начала 70-х это было прогрессивно. По окончании школы почти все мои одноклассники поступили в физические, математические, инженерные вузы, что соответствовало специализации школы. Мне хотелось чего-то другого. При этом я понимал, что мое преимущество — это математика, к которой я относился с интересом. Чисто гуманитарные вузы мне не подходили. Изучая справочник МГУ, я наткнулся на отделение экономической кибернетики на экономическом факультете. Во вступительных экзаменах математика там была одной из приоритетных дисциплин. Поскольку я довольно легко решал экзаменационные задачки физфака и ВМК, вступительные экзамены на отделение экономической кибернетики сложными мне не казались. С историей и сочинением я надеялся как-то справиться. Так и получилось.
Университет я окончил с отличием и остался на кафедре планирования отделения экономической кибернетики. С благодарностью вспоминаю факультет и МГУ в целом — кафедру и старших коллег, с которыми преподавал до 90-х годов. Постоянно велись прикладные проекты. Кафедра плотно взаимодействовала с ЦЭМИ и Институтом народнохозяйственного прогнозирования РАН. Директор этого института, академик Александр Иванович Анчишкин, был заведующим кафедрой и привлекал нас к разного рода исследовательским работам.
В 90-е годы наступили всем известные перемены. Вначале я еще пытался заниматься образовательными проектами и параллельно писал заметки для газеты «Коммерсантъ», но во второй половине 90-х занялся инвестиционным бизнесом, стал выезжать по работе за рубеж и отдалился от университетской жизни. Пока довольно неожиданно не получил предложение от Ярослава Ивановича Кузьминова и Льва Ильича Якобсона создать в ВШЭ факультет государственного и муниципального управления. Они еще помнили мою специализацию на экономическом факультете МГУ, где я руководил соответствующей магистерской программой. Да и в научном плане занимался вопросами госуправления, планирования, прогнозирования, регулирования, был хорошо знаком и с зарубежными программами по государственному и муниципальному управлению. Так я стал деканом-организатором одного из факультетов ВШЭ. Это был 2002 год.
Первые студенты факультета ГМУ обучались на Ордынке. Затем мы переехали на Варшавку, а позже, с ростом количества учащихся, — на Мясницкую, 20, где размещаемся до сих пор, уже в качестве департамента политики и управления.
В начале 2000-х в России стартовал целый ряд реформ госуправления, в которых ВШЭ принимала самое активное участие. Это была совсем другая, не вполне академическая жизнь. В качестве экспертов мы входили в состав многих правительственных комиссий и рабочих групп. Поскольку реформам требовалась все большая экспертная поддержка, в ВШЭ был создан Институт государственного и муниципального управления (ИГМУ), директором которого стал я. На первых порах команда собиралась из моих и знакомых мне студентов и аспирантов экономического факультета МГУ. Они составили костяк института, а теперь руководят его работой. Считаю, Высшей школе экономики и мне лично в тот момент очень повезло с людьми. Все они — Андрей Жулин, Сергей Плаксин, Николай Клищ, Константин Головщинский и многие другие — оказались талантливыми, амбициозными и крайне работоспособными сотрудниками. (Андрей Жулин теперь директор ИГМУ, а я вернулся к руководству образовательной деятельностью в рамках департамента политики и управления факультета социальных наук.)
Еще раз повезло с руководителями бэк-офиса института — Сергеем Сергеевым и Алексеем Новосельцевым (позже стал проректором ВШЭ по финансам). Без их организационной поддержки было бы невозможно реализовывать растущее число проектов для федеральных и региональных органов власти.
С 2004 года участие в экспертной работе по административной реформе поглотило меня полностью. Времени для других дел не осталось. Факультетом ГМУ должен был заняться кто-то другой. К счастью, на позицию декана согласился прийти профессор Алексей Георгиевич Барабашев, которого я знал еще по работе в совете молодых ученых МГУ. Алексей Георгиевич привнес много нового и интересного в работу факультета, укрепил его новыми кадрами, активизировал зарубежные контакты, а параллельно активно занимался вопросами реформирования государственной службы.
Основными направлениями реформирования, которые формировались при непосредственном участии специалистов нашего университета, были административная и бюджетная реформы, реформа государственной службы, а также вопросы применения ИКТ в госуправлении (в те годы — «Электронная Россия»). Тематика реформ формировалась в тесном сотрудничестве с профильными министерствами, аппаратом правительства и администрацией президента. Наверное, период с 2004 по 2018 год был наиболее интересным в моей научно-практической работе. В конечном счете ВШЭ, включая ИГМУ, внесла свой вклад в разработку принципов оптимизации структуры исполнительной власти, улучшение организации государственных функций и услуг, создание системы одного окна («Мои документы») и перевод госуслуг в цифровой вид, а также в формирование механизмов управления по результатам и стратегического планирования, выработку новых подходов к регулированию, включая контрольно-надзорную деятельность, создание современной системы государственной службы. О каждом из этих сюжетов можно рассказывать очень много. И этот опыт, безусловно, отражается и в учебных курсах. Но главное — результат в том числе и нашей работы видит каждый, кто хоть раз обращался за госуслугой в «Мои документы» или на единый портал госуслуг.