• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Дизайн: сочетать обучение и практику

Арсений Мещеряков
Арсений Мещеряков
Отделение дизайна Высшей школы экономики преобразовано в факультет. О том, каких специалистов он будет готовить, о необычной программе обучения на нем и о многогранности современного дизайна рассказывает научный руководитель (арт-директор) факультета Арсений Мещеряков.

 

— Представляя концепцию факультета на Ученом совете, вы заметили, что многие дизайн воспринимают только как «картинки». В то же время часто можно услышать словосочетание «удобный дизайн», подразумевающее, скажем, эргономичность того или иного устройства. Между тем само слово «дизайн» связано с проектированием, конструированием — притом не только вещей, но и смыслов. А каким будет «дизайн» в Высшей школе экономики?

— Мы видим современный дизайн как комбинацию пяти направлений: эстетики, коммуникативности, разработки сценариев поведения, эргономики и интерфейса. Все это вещи в каком-то смысле очень близкие, переплетающиеся между собой, но все-таки отличные. Что, например, подразумевается под сценариями поведения? У нас недавно был круглый стол по дизайну среды, на котором развернулась интересная дискуссия о том, где проходят границы между архитектурой и дизайном среды. Так вот дизайн среды — это прежде всего про сценарии поведения. У вас есть некое пространство, которое надо выстроить так, чтобы оно задавало определенную модель поведения людей, в нем оказавшихся. Если мы говорим о городской площади, то расположение на ней фонтана или даже просто лавочек может полностью изменить ее назначение. И такие сценарные модели могут касаться всего, чего угодно. В Высшей школе экономики возможно всерьез заниматься такими междисцлинарными по своей сути вещами, нестандартными для сугубо дизайнерских факультетов. Это наше конкурентное преимущество, которое мы, я надеюсь, сумеем грамотно реализовать.

— Одной из особенностей факультета будет сочетание образовательной и проектной деятельности, запланировано создание нескольких лабораторий и творческих мастерских. Когда они смогут открыться и хватит ли ресурсов для их современного оснащения?

— Разработка экономической стратегии факультета находится в самой активной фазе, основные проблемы тут связаны с помещениями. Но мы предполагаем, что факультет дизайна полностью разместится в здании на Малой Пионерской в течение ближайших двух-трех лет. Здание на Малой Пионерской — старое, неказистое и, в общем-то, полуразваливающееся, но имеет очень интересную историю. Одна его часть — это бывшая женская тюрьма XIX века. Но все «минусы», связанные с заброшенностью, сложной планировкой этажей и коридоров, перепадом высот, для нас, дизайнеров, превращаются в «плюсы». Мы готовы создать здесь еще одно городское художественное пространство со своей атмосферой. Для дизайнеров вообще очень важна атмосфера, способствующая творчеству.

Проекты всех студий, вплоть до закупочной спецификации, нами уже подготовлены. Деньги на их обустройство предусмотрены — кстати, это не такое уж и дорогое удовольствие, как можно было бы подумать. Наряду со сложным оборудованием нам понадобится много простых и совсем недорогих вещей и материалов.

— Каких абитуриентов вы ждете на новом факультете? Почему будущим дизайнерам стоит выбрать Вышку, а не, скажем, Строгановку или другой «классический» художественный институт?

— В отличие от Строгановки мы ждем абитуриентов, которые не имеют специальной подготовки. Условно говоря, мы не будем требовать от них нарисовать гипсовую голову на вступительном испытании. Вся наша базовая программа (на первом курсе) как раз рассчитана на то, чтобы студенты после первого года обучения смогли сделать осознанный выбор, решить, в каком направлении они дальше будут двигаться и профессионально развиваться. Я даже не исключаю, что со временем этот базовый курс превратится в программу подготовительного отделения. А пока что мы предлагаем абитуриентам уникальную возможность без специальной подготовки, а лишь обладая способностью к концептуальному творческому мышлению и общими знаниями по истории искусства и дизайна, пройти творческое испытание, затем собеседование и поступить в ВШЭ.

Еще одно могу утверждать наверняка: мы ориентируемся на молодых преподавателей и современные тенденции. Дизайн очень быстро развивается, и те идеи, проекты и их авторы, которые были востребованы, казалось бы, совсем недавно, в девяностые, уже не столь актуальны. Мы не будем создавать еще одну «законсервированную» художественную школу, что было вполне традиционным для России. Наша задача — создать факультет, который все время будет «втягивать» в себя что-то новое и станет, по сути, исследовательским центром, находящимся на острие и технологических, и концептуальных трендов в дизайне.

— Логично спросить, какое место в учебных планах дизайнеров ВШЭ будут занимать экономические дисциплины?

Занятия будут в виде мастер-классов, которые проведут владельцы дизайнерских бизнесов. На старших курсах предусмотрены дисциплины, более подробно рассказывающие об экономических особенностях конкретного направления в дизайне.

— На первом курсе их не так много, и они сводятся главным образом к общему рассказу об экономической модели тех направлений дизайна, которые наши студенты на следующих курсах смогут выбирать. Мы покажем молодым людям, чем они будут заниматься, что это за бизнес, какое применение их идеи могут найти, с какими проблемами и перспективами они могут столкнуться на практике. Занятия будут в виде мастер-классов, которые проведут владельцы дизайнерских бизнесов. На старших курсах предусмотрены дисциплины, более подробно рассказывающие об экономических особенностях конкретного направления в дизайне. Это более профессиональные курсы, и мы пока обсуждаем, кто именно будет их читать — приглашенные специалисты, узко занимающиеся экономикой дизайна, или преподаватели, которые работают на экономическом и других факультетах ВШЭ.

— Как будет происходить специализация студентов? Какие траектории вы им предложите?

— После окончания общего курса студенты смогут выбрать одно из четырех направлений: коммуникационный дизайн (который затем «расходится» на интерактивный и графический дизайн), мода, анимация (все, что связано с движением и кино) и дизайн среды. Со временем мы планируем добавить еще два направления, во многом полярных — Fine Arts и промышленный дизайн. То есть мы дадим возможность студентам уйти еще либо в поле исследований искусства, разработки эстетических концепций, либо почти в настоящую инженерную специальность. Это очень широкий спектр возможностей в рамках одной бакалаврской программы.

В оригинальном образовательном стандарте, который мы разработали, заложена и другая опция — введение в учебную программу специальных проектных дисциплин. Студенты разных направлений и разных годов обучения смогут объединяться в группу для разработки конкретного проекта, который будет иметь статус отдельной учебной дисциплины. Чем больше таких кросс-проектов будет, тем лучше. Этот же принцип можно распространить на взаимодействие с другими факультетами ВШЭ — так мы получим готовые коллективы, способные взяться за решение практически любой проектной задачи. Все это достаточно амбициозные планы, но их можно и нужно формулировать.

— Какие еще формы может принять сотрудничество факультета дизайна с другими факультетами Вышки?

— Самые разные. Как-то на одном мероприятии мы случайно пересеклись с Сергеем Кузнецовым, заведующим отделением прикладной математики и информатики ВШЭ. Разговорились и вдруг выяснили, что мы работаем над одним и тем же проектом. Это было специальное приложение, которое, учитывая данные предыдущих медицинских обследований, оптимизирует график прохождения очередной диспансеризации пациентом. Так вот Сергей Кузнецов с коллегами занимались программной «начинкой» приложения, а мы — пользовательскими характеристиками. Вот вам пример проекта, над которым дизайнеры и представители других факультетов ВШЭ уже сейчас могли бы работать вместе. Вообще, сегодня ни один крупный проект в любой сфере не может осуществляться без дизайнерской поддержки в самом разном ее виде, причем подчас она приобретает ключевое значение. Думаю, это еще одна причина, по которой Высшая школа экономики пошла на создание в своей структуре факультета дизайна.

— Что, в плане обучения, изменится для тех студентов, которые поступали на отделение дизайна в предыдущие годы?

— У тех студентов, которые в сентябре продолжат обучение на втором и старших курсах, частично изменится преподавательский состав. Чем младше курс, тем это изменение будет заметнее. Этот непростой процесс координирует заведующая отделением, а теперь уже декан нового факультета Ульяна Аристова. С 2014 года начнут появляться наши мастерские и студии, некоторые из них, которые не требуют значительного пространства и оборудования, появятся даже раньше — например, учебная студия веб-дизайна. Их ресурсы сразу будут доступны для всех студентов независимо от года их обучения.

— И напоследок расскажите, пожалуйста, о новых преподавателях факультета.

С 2014 года начнут появляться наши мастерские и студии, некоторые из них, которые не требуют значительного пространства и оборудования, появятся даже раньше — например, учебная студия веб-дизайна. Их ресурсы сразу будут доступны для всех студентов независимо от года их обучения.

— У каждой из групп на базовом курсе будет свой куратор. Все они начинали свою карьеру как графические дизайнеры, но затем стали профессионалами гораздо более универсальными. Среди них два «зубра» дизайнерской профессии — Игорь Гурович и Эрик Белоусов — и два молодых дизайнера — Александра Кузнецова, один из самых ярких выпускников Британской высшей школы дизайна за последние годы, и Протей Темен, очень разносторонний художник и дизайнер, успевший уже даже стать участником Венецианской Биеннале современного искусства.

Свой куратор будет и у каждого из направлений на последующих курсах. Анимацию будет курировать Алексей Алексеев, выдающийся мультипликатор, лауреат огромного количества международных конкурсов. Алексей долго работал за границей, возглавлял студию в Будапеште, но сейчас вернулся в Москву. За дизайн среды, как мы рассчитываем, будет отвечать команда молодого архитектора Дмитрия Барьюдина. Известный модельер Виолетта Литвинова будет куратором «модного» направления. Что касается графического и интерактивного дизайна, то здесь у нас есть очень большой выбор, и окончательное решение о кураторах еще не принято. В любом случае наше требование к преподавателям — быть как можно энергичнее, динамичнее и уметь сочетать обучение и практику. Их задача по большому счету состоит в том, чтобы стать креативными директорами — курса ли, проекта, или конкретного учебного задания.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Авторы текста: Мещеряков Арсений Владимирович, Серёгин Олег Андреевич, 5 июля, 2013 г.

«Вышка» в Telegram