• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Успех «Арзамаса» кроется в его двойственности»

29 сентября в Вышке прошла первая в новом сезоне встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная НИУ ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия». Она продолжила начатую весной этого года традицию знакомить аудиторию с культурными и общественно значимыми проектами. В этот раз гостями вечера были директор сетевого просветительского проекта «Арзамас» Данил Перушев и шеф-редактор Кирилл Головастиков.

Что такое «Арзамас»?

Arzamas — это сайт, основная задача которого популяризовать гуманитарное знание. «Сегодня в Интернете существует огромное количество разнообразных источников знаний. Найти курс или отдельную лекцию по интересующей вас теме не составляет никакого труда, — убежден Данил Перушев. — Однако, как правило, все отдельные видеолекции — это всего лишь “входы” в знание, они дают общее представление о теме. Далее предполагается, что человек начнет углублять свои знания, самостоятельно находя материалы. Но так не происходит. Сегодня за внимание пользователя ведут борьбу много различных сайтов и коммуникационных площадок. И высока вероятность, что человек просто переключится на что-то другое. Поэтому я считаю, что одна из главных причин успеха «Арзамаса» — в умелом сочетании видеолекций и обрамляющих материалов».

Раз в две недели по четвергам на сайте появляются новые курсы по истории, литературе, искусству, антропологии, философии. «Помимо того, что наш проект помогает людям уже интересующимся углубить свои знания, мы боремся за массовость. То есть наша цель — привлечь и тех, кто, может быть, зашел на сайт случайно и совсем не собирался ничего читать про домонгольскую Русь или Византию, — подчеркнул Кирилл Головастиков. — И здесь успех «Арзамаса» кроется, как мне кажется, в его двойственности. Главные лица сайта — это, конечно, ученые, читающие курсы. Например, у нас есть лекции Андрея Зорина про идеологические проекты Екатерины II, Сергея Иванова про исторические подделки, Ильи Утехина про быт советской коммуналки и другие. Однако все сопутствующие материалы (игры, статьи, фотоматериалы) создаются опытными журналистами, знающими, на какой “крючок” поймать аудиторию. Кроме этого, у нас есть «Журнал» — большой раздел, в котором ежедневно появляются любопытные материалы, не связанные напрямую с темами курсов. Интервью с учеными, редкие архивные документы, обзоры книг, дайджесты, выписки, цитаты и многое другое (даже есть детская рубрика)».

«Завлекалочки»

«Наша цель — максимальная аудитория», — говорит Головастиков. Собственно, для этого и придумываются различные «завлекалочки» в виде игр. Началось все с идеи проверить пользователей на знания дат и чисел русской литературы XIX века. «Выяснилось, что огромному количеству народа интересно ответить на 60 вопросов из серии, в каком году родился Лермонтов, — вспоминает Головастиков. — А недавно мы проводили конкурс красоты среди русских писателей XX века. Первое место пользователи отдали Владимиру Маяковскому. На втором месте — Борис Пастернак».

Аудитория «Арзамаса», в основном, старше 25 лет. Около 50% всех пользователей сайта — крупные города, такие как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург. Большой трафик дают Украина, Белоруссия, русское сообщество в Германии, США и Израиле. Четверть всей аудитории потребляет контент «Арзамаса» с мобильных устройств, и это восходящий тренд. Один из главных каналов распространения информации о проекте — социальные сети.

О планах на будущее

Сегодня Arzamas — это просветительский некоммерческий проект, однако, по словам Данилы Перушева, на далекую перспективу команда сайта задумывается шагнуть в сторону образования, проверки знаний (в той или иной степени) и выдачи сертификатов о прохождении курса.

В ближайшей перспективе — выход нового курса о том, как слушать классическую музыку. 

2 октября, 2015 г.

«Вышка» в Telegram