• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Простые радости непростого дела

Анна Лопакова — одна из основателей сайта «Простые радости», который предлагает сервис по организации сюрпризов, поздравлений и индивидуальных подарков. Почему она решила стать предпринимателем и ради этого окончила бакалавриат факультета менеджмента ВШЭ, а сейчас учится на 2 курсе магистерской программы «Маркетинг», — в ее интервью новостной службе портала.

— Анна, некоторые исследователи говорят, что лишь пять-семь процентов активного населения обладает предпринимательским складом характера, который позволяет работать на себя, иметь собственный бизнес. Вы себя относите к этой категории людей?

— Мне проще самой придумать и реализовать проект, чем делать то, что мне говорят, несмотря на сопутствующие риски и тяжелый труд. Поэтому я отношу себя к категории людей, которым ближе свобода, чем стабильность. Ведь собственный бизнес, с одной стороны, дает возможность быть свободным, реализовывать то, что ты сам придумал, а с другой — это более рискованно и непредсказуемо с точки зрения получения прибыли и оплаты вложенных усилий и, конечно, более трудоемко.

Когда мои однокурсники отдыхают, мы с командой пишем техническое задание, создаем новые услуги, оптимизируем сайт. Если хочешь быть себе хозяином, спокойной жизни не получится, во всяком случае сначала. У нас почти нет выходных, мало свободного времени, финансовой стабильности пока тоже нет. В прошлом месяце наша прибыль равнялась 200 тысячам рублей, но я совсем не уверена, что в следующем мы получим столько же. Меня это не пугает. Возможно, дело в том, что мы начали очень рано, нам с моим партнером Максимом Бондаревым было по 17 лет, когда мы решились на первый бизнес-проект.

— Откуда в 17 лет такой интерес к бизнесу? Как вообще возникла идея первого проекта?

— В 11 классе я неожиданно заболела и попала в больницу. Среди книг, которые в огромном количестве мне принесла мама, была книга Роберта Кийосаки «Богатый папа, бедный папа», рассказывающая об основных принципах, позволяющих достичь финансовой свободы. Эта книга перевернула мой мир, и не только мой. Я дала ее почитать Максиму, и мы загорелись идеей организовать собственный бизнес и получить для этого соответствующее образование.

До того момента мои жизненные планы никоим образом не были связаны с экономикой или менеджментом, я хотела быть дизайнером или архитектором, училась в культурологическом лицее. И вот, за четыре месяца до экзаменов, я решаю поступать в Высшую школу экономику. Почему в Вышку? Общественное мнение в лице нескольких знакомых, учившихся в ней, и главное моего папы, который был страшно рад смене моих профессиональных интересов, однозначно склоняли меня к идее поступления в ВШЭ. Держа в голове идею создания собственного бизнеса, я выбрала факультет менеджмента. Четыре месяца прошло в бесконечных занятиях с репетиторами, не все мне далось сразу, но в итоге я поступила. И уверена, что не прогадала.

Если хочешь быть себе хозяином, спокойной жизни не получится, во всяком случае сначала. У нас почти нет выходных, мало свободного времени, финансовой стабильности пока тоже нет.

Через полгода учебы мы одолжили денег и поставили в одной из школ Реутова вендинговый аппарат с шоколадками (это была девятая по счету школа, в предыдущих восьми нам отказали). Мы и сейчас не очень взросло выглядим, а тогда на вид были совсем подростки, удивительно, что вообще нашлась школа, где нам разрешили поставить этот автомат. А через месяц он упал: дети пытались его раскачать, чтобы достать бесплатную шоколадку. Хорошо, что никто не пострадал. Договор с нами, конечно, не продлили. Аппарат мы продали и открыли кислородный бар в торговом центре в Реутове: арендовали место, наняли продавцов, зарегистрировали фирму, через некоторое время открыли второй бар в другом районе Москвы.

— Параллельно вы продолжали учиться? Как вам удавалось совмещать учебу в бакалавриате с работой?

— Если честно, это был какой-то кошмар. Мы постоянно ездили из одного конца города в другой, проводили собеседования, нанимали людей, решали проблемы с администрацией центров, документами для налоговой и других служб. Все это начало отражаться на учебе, снизился мой рейтинг. Для меня это было критично, так как я училась на коммерческой основе, а хорошая успеваемость и соответствующее высокое положение в рейтинге давали мне пятидесятипроцентную скидку на обучение. В итоге мы закрыли бар и решили перейти в сферу электронной коммерции: открыли сайт, на котором продавали смешные наклейки на чемоданы. Сами занимались их дизайном и печатью. Несмотря на хорошие продажи, через некоторое время стало ясно, что спрос на наклейки больше расти не будет. Немного жаль, что мы так и не опробовали на практике маркетинговую стратегию, разработанную для этого проекта вместе с моим научным руководителем бакалаврского диплома Игорем Владимировичем Липсицем. Это была рабочая стратегия, в результативности которой я убедилась, анализируя деятельность одной из компаний, работающих в этом же сегменте рынка.

— Сейчас вы учитесь в магистратуре, ваши исследовательские интересы связаны с собственным бизнесом?

— Конечно, реальная работа постоянно подкидывает различные вопросы, которые необходимо решать. И я очень рада, что могу прийти с ними к Игорю Владимировичу, который советует мне что почитать, приводит примеры из практики. Работать с ним — это большая удача, так как он редко берет магистрантов и студентов, больше работает со слушателями Высшей школы менеджмента.

Большие надежды я возлагаю на магистерское исследование, которое пишу под его руководством. Надеюсь, оно поможет «продвинуть» наш бизнес. Моя диссертация посвящена разработке системы долговременного сотрудничества с постоянными клиентами нашего нового проекта «Простые радости» — специального сервиса по организации сюрпризов, поздравлений и индивидуальных подарков. Концепция проекта — дарить незабываемые эмоции людям и сэкономить их время. Мы можем организовать предложения руки и сердца любимой девушке, поздравление родителям, звонок-комплимент для друга, яркую выписку жены из роддома, романтическое свидание на московской крыше, флеш-моб для именинника. Актеры, музыканты, оформление, сладости, организация, идеи — спектр наших услуг широк.

На основе анализа базы клиентов я планирую разработать показатели доходности, классифицировать клиентов по нескольким признакам, определить значимость этих признаков и, как итог, надеюсь, получить группы клиентов, для каждой из которых буду индивидуально разрабатывать предложения на долгосрочной основе.

— Кроме исследований какова ваша зона ответственности в проекте? Кто еще работает с вами в команде?

— Мне ближе творческие дела, я создаю контент, пишу тексты, продумываю юзабилити сайта,общаюсь с клиентами и нашими партнерами. Максим как человек более системный и организованный больше работает с цифрами, считает и анализирует показатели, контролирует ИТ и бизнес-процессы. Кроме меня в нашей команде есть еще один выпускник Вышки. Благодаря его работе сайт «Простых радостей» удобен и имеет грамотный внутренний функционал, что важно, так как через сайт и поступает основной поток заказов. Помимо двух операторов-менеджеров, у нас нет постоянного штата, непосредственные исполнители услуг, аниматоры, декораторы, курьеры, фото- и видео-операторы являются сотрудниками других компаний, которые сотрудничают с нами на принципах аутсорсинга, или частными лицами, работающими на основе партнерских соглашений. Но тем не менее, хоть юридически они не наши сотрудники (что избавляет нас от волокиты и хлопот), чаще всего это одни и те же люди, с которыми мы уже хорошо сработались.

Людмила Мезенцева, новостная служба портала ВШЭ

Автор текста: Мезенцева Людмила Викторовна, 22 января, 2014 г.

«Вышка для своих» в Telegram