• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Для студентов обращение к психологу стало естественным»

С 20 января Центр психологического консультирования ВШЭ переехал в здание на Славянской площади, дом 4/2, кабинеты 113 и 115. Сюда удобно добираться (несколько шагов от станции метро «Китай-город») студентам всех факультетов Вышки. О том, как работает Центр, чем он может помочь студентам, рассказывают его руководитель Ирина Макарова и руководитель Тренингового центра ВШЭ Наталья Антонова.

— С какими проблемами студенты Вышки обращаются в Центр психологического консультирования?

Ирина Макарова
Ирина Макарова
И. Макарова: Выросло новое поколение студентов, для которых обращаться к психологу в сложных ситуациях, заниматься самопознанием и личностным ростом привычно и естественно. Это такое ответственное отношение к жизни, когда человек думает примерно так: «Я — профессионал (или будущий профессионал), меня окружают люди, каждый из которых компетентен в чем-то, и если у меня возникают проблемы, то я иду к специалисту, который мне окажет профессиональную помощь. Если болит зуб, то это стоматолог, если трудно разобраться в себе или принять решение, то это психолог». Центр работает уже больше восьми лет, и с каждым годом число студентов, обращающихся к нам за помощью, растет. Нам больше доверяют, приходят по рекомендациям друзей и знакомых, тщательно выбирают специалиста, у которого хотят проконсультироваться. А вопросы, с которыми к нам приходят, самые разные: трудности в учебе, конфликты с родителями, проблемы в общении, сложности в отношениях и личной жизни, напряженные отношения с соседями по общежитию, поиск себя и своего профессионального пути и многое другое.

— Студенты, каких факультетов чаще к вам обращаются? Это в основном первокурсники? Или студенты старших курсов тоже приходят?

И. Макарова: Мы не ведем специальную статистику, не опрашиваем посетителей, с какого они факультета, курса. Но по моим субъективным ощущениям, это студенты разных факультетов, и выделить какой-то факультет в качестве «основного поставщика» таких студентов я не могу.

Большую часть обращений составляют студенты первых курсов, это касается и бакалавриата и магистратуры. Такая статистика легко объяснима: новые условия жизни, новые люди, большие ожидания и связанные с этим тревоги. Понимая это особое состояние, мы совместно с Тренинговым центром разработали и уже несколько лет проводим адаптационные тренинги для первокурсников бакалавриата. Тренинги проводились на факультетах истории, математики, прикладной политологии, психологии, филологии и других. Результаты внедрения таких адаптационных программ очень хорошие, включая и отзывы самих студентов. Планируем расширять эту практику за счет студентов других факультетов и магистратуры, они тоже нуждаются в специальных адаптационных мероприятиях, так как многие магистранты приезжают из других городов, из других вузов. Специфика Вышки, особенности ее корпоративной культуры, правила и требования к студентам сильно отличаются от того, к чему они привыкли, обучаясь в других вузах.

— Это сложная задача охватить адаптационными тренингами даже часть факультетов и магистерских программ, какими силами вы собираетесь это осуществлять?

И. Макарова: Действительно, задача непростая. И для ее решения потребуются значительные человеческие ресурсы. Чтобы подготовить квалифицированных тренеров, готовых разрабатывать и проводить тренинги, не только адаптационные, но и навыковые, мотивационные, и другие, создана Школа тренеров. Но подробнее об этом расскажет руководитель Тренингового центра Наталья Антонова.

— А в чем главная задача Тренингового центра? Это тоже какая-то психологическая помощь, поддержка, содействие личностному росту?

Наталья Антонова
Наталья Антонова
Н. Антонова: Не совсем так. Точнее, даже совсем не так. Тренинг — это всего лишь форма обучения, позволяющая приобрести не только знание, но и практическое умение, найти новый способ действия. Поэтому задача Тренингового центра — это помощь студентам в формировании умений, необходимых в профессиональной деятельности и в повседневной жизни. Это и стресс-менеджмент и публичные выступления, и управление временем, нетворкинг и многое другое. В настоящий момент у нас 11 программ по развитию бизнес-навыков, и 10 программ личной эффективности. Кроме того, как уже говорилось, адаптационные тренинги — это помощь в создании сплоченной учебной группы, возможность для первокурсников, только что начавших свое обучение, снять опасения относительно учебы и как можно быстрее и естественнее почувствовать себя частью большой вышкинской семьи.

— Сколько студентов посещают такие тренинги? И как часто проходят тренинги?

Н. Антонова: В месяц проходит около 20 тренингов. Анонсы предстоящих событий всегда есть на нашем сайте, каждый тренинг проходит примерно раз в месяц. Количество участников разное — в зависимости от темы тренинга от 10 до 50. Наши программы открытые, то есть прийти может любой зарегистрировавшийся, не только студент Вышки, поэтому порой приходится закрывать регистрацию из-за слишком большого количества желающих.

Нам бы очень хотелось, чтобы именно вышкинцы проявляли больше интереса к нашим программам. Поэтому 19 февраля мы проводим Первый фестиваль тренингов — в Культурном центре ВШЭ, куда приглашаем всех студентов, желающих узнать, что полезного можно получить на наших тренингах, а также услышать мнение ведущих работодателей относительно необходимости развития бизнес-навыков, так называемых Soft skills.

А с марта стартует третий поток Школы тренеров — мы даем студентам возможность развиваться профессионально и получать ценный опыт параллельно с основным обучением. Регистрация в школу открыта до 29 февраля и мы приглашаем студентов любых факультетов, курсов и программ обучения, всех кому интересна тренерская работа.

— Каковы планы развития Центра психологического консультирования и Тренингового центра?

И. Макарова: В данный момент активно разрабатывается система дистанционных психологических сервисов для студентов, которая будет включать в себя скайп, онлайн, оффлайн и телефонное консультирование. Введение этой системы позволит получить экстренную психологическую поддержку, не выходя из дома, используя любое доступное и удобное средство коммуникации.

Н. Антонова: Рассчитываем уже в следующем году охватить адаптационными программами все факультеты. Поэтому ждем от Школы тренеров активных участников, которых сможем пригласить к сотрудничеству в этом проекте — проводить тренинги для своих последователей-первокурсников. Также планируем расширение линейки тренингов — учтем пожелания студентов и современные тенденции работодателей. Ну и рассчитываем сделать Фестиваль тренингов ежегодным мероприятием.

Авторы текста: Антонова Наталья Владимировна, Макарова Ирина Вилориевна, 17 февраля, 2012 г.

«Вышка» в Telegram