• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Каждый проект должен заканчиваться публикацией»

В феврале 2013 года директором Центра фундаментальных исследований университета стал Александр Балышев.


В Высшую школу экономики Александр Балышев перешел из Российского фонда фундаментальных исследований, где возглавлял управление методологии конкурсных процессов, анализа и отчетности.

В сферу научных интересов А. Балышева входят науковедение, научная политика, оценка эффективности научных исследований и научные фонды.

Александр Балышев получил образование в области естествознания, кандидат биологических наук (2005). В 2011 году получил степень MBA.


Центр фундаментальных исследований ВШЭ отвечает за координацию проведения исследований, администрирование научных проектов, организацию экспертизы научных проектов. С момента создания ЦФИ координирует все исследования в рамках программы фундаментальных исследований университета. С 2013 года ЦФИ курирует также ряд прикладных проектов, реализуемых в рамках государственного финансирования.

Александр Балышев
Александр Балышев
— Александр Владимирович, на ваш взгляд, какие ближайшие задачи стоят перед ЦФИ, что вам как руководителю предстоит решить в первую очередь?

— ЦФИ в Высшей школе экономики функционирует с 2006 года и число проектов, которые он администрирует, ежегодно растет. Более того, расширяется и сама сфера администрирования. До этого года ЦФИ занимался только фундаментальными исследованиями (план текущего года — 116 работ), но государственное задание на 2013 год, предполагает реализацию и 23 прикладных работ.

Основные направления прикладных проектов — здравоохранение, образование и социальная политика. Их результаты будут использованы при формировании государственных программ и принятии решений, регулирующих соответствующие сферы. Это очень ответственно, поэтому контроль за реализацией этих проектов будет особо строгим. Представление подготовленных исследователями материалов и финансирование проектов регламентируется планами-графиками проектов, утвержденными в аппарате правительства. Поэтому мы должны контролировать не только выполнение содержательных требований проектов, но и качество отчетности и сроки ее предоставления. Возникают и новые вопросы администрирования: предстоит сформировать механизм работы руководителей прикладных проектов с дирекцией по экспертно-аналитической деятельности ВШЭ, координирующей взаимодействие с Правительством.

— Если говорить о текущей работе ЦФИ, что, на ваш взгляд, требует сегодня улучшения?

— В настоящее время важно уменьшить административную нагрузку участников проектов, и такая работа ведется.

В пилотном режиме для ряда проектов ЦФИ взял на себя заботы по оформлению финансовых приказов, вместе с порталом проводим «привязку» публикаций к проектам для автоматического формирования списков отчетных материалов, планируем создать личные кабинеты для руководителей.

Кроме того, стараемся более тесно взаимодействовать с исполнителями проектов. Каждый проект должен заканчиваться публикацией. Требования к их количеству и качеству напрямую зависят от типа проекта. Но, к сожалению, случается, что участники проектов не соблюдают ряд важных требований, нарушают сроки и форму подачи отчетов. Этого быть не должно, поскольку недостатки в работе конкретных менеджеров сказываются на университете в целом: на основании отчетов по проектам формируется отчет университета о выполнении государственного задания.

Поэтому запланированы совместные обсуждения с руководителями проектов развития программы исследований и требований, предъявляемых к проектам. Будет проведен ряд семинаров для менеджеров проектов, посвященных организационным вопросам.

— Как вы оцениваете роль Программы фундаментальных исследований для ВШЭ?

— Работы в рамках этой программы крайне важны для университета. Ее реализация позволяет развивать науку в университете, поддерживать не только крупные, уже сложившиеся исследовательские центры, но и формировать молодые коллективы. Кроме того, программа способствует интеграции науки и образования, в том числе привлечением к выполнению научных проектов преподавателей, аспирантов и студентов.

 

Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ

Авторы текста: Балышев Александр Владимирович, Чумак Анастасия Сергеевна, 16 апреля, 2013 г.

«Вышка» в Telegram