• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта


Уважаемые друзья и коллеги!


В современном мире университеты становятся все более самостоятельными участниками рынка, и все менее – представителями и элементами государства, «учреждениями». Они конкурируют, и не только между собой, но и с наукоемкими корпорациями. Они борются за ресурсы и ищут новые источники для развития. Это существенно влияет на системы управления университетов, и, конечно, изменяет их финансово-экономические модели.

В российском контексте подобные изменения происходят даже более динамично. Семь-десять лет назад государственные университеты практически полностью финансировались по бюджетным сметам, и понятие их экономической самостоятельности еще только обсуждалось. А теперь они активно переходят на новые, конкурентные, принципы финансирования услуг и научных исследований. На первый план выходит качество работы университета и его способность предлагать лучшие продукты и возможности на своих целевых рынках.

Внутренняя финансовая политика университетов трансформируется из распределительной в де-факто инвестиционную, – финансовые решения принимаются, прежде всего, по критериям эффективности и «возвратности». У университетов появляются собственные инвестиционные цели, что, в свою очередь, становится основанием и предпосылкой для внутренней экономии, формирования собственного капитала и резервов.

Для «Вышки» эти принципы не новы, – значительную часть своих доходов она давно и успешно зарабатывает на рынке, и инвестирует в развитие больше трети своего бюджета.

Приоритетами в управлении ресурсами в Вышке были и остаются: развитие кадрового и научного потенциала, повышение качества образования и исследований, создание конкурентоспособной университетской среды. На это направлены десятки внутренних механизмов управления по результатам, включая инструменты кадровой политики, систему оплаты труда, программы академического развития, поддержки исследований и разработок, модели бюджетирования подразделений и другие.

Последовательное внедрение экономических критериев в системе управления университета, обеспечение устойчивости его ресурсной базы и надежного исполнения финансовых обязательств являются ключевыми задачами финансово-экономического блока Высшей школы экономики.

Алексей Новосельцев