3. Стратегические проекты, направленные на достижение целевой модели
3.1. Описание стратегического проекта №1 «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
Дефицит работников для работодателей и дефицит доходов для потребителей повышают значение дополнительных лет трудоспособности, которые могут обеспечивать медицина, экология и здоровый образ жизни. Цифровая революция преобразует рынок труда, требуя от его участников, претендующих на успех, наличия цифровых и мягких компетенций, экономических и правовых знаний. Возникает феномен «нового неравенства» — резкого разрыва в доходах и социальных возможностях на базе наличия или отсутствия таких навыков. С другой стороны, информационное давление на человека ведет к «цифровой несвободе», сужению пространства самостоятельного, рационального выбора, навязыванию извне суждений и поведения. Все это требует не только разработки отдельных подходов к поддержке самостоятельного действия человека, но и формирования комплексного подхода.
Масштаб этих глобальных вызовов требует построения новой междисциплинарной научной рамки, с фокусом на развитие самостоятельности человека и других его индивидуальных характеристик, с и их потенциальным усилением с опорой на новые технологии. Фундаментом в этой работе являются уже запущенный Консорциум «Научный центр мирового уровня «Центр междисциплинарных исследований человеческого потенциала», одной из задач которого является выявление структуры человеческого потенциала и социальных механизмов его развития. Однако исследовательские задачи этого НЦМУ не охватывают всего спектра характеристик человека и не сфокусированы на осмысливании и разработке технологий поддержки его самостоятельности для достижения успеха. В предлагаемом стратегическом проекте новый фокус исследований и разработок, связанных с человеком, существенно расширяет возможности для совместной работы социологов, экономистов, психологов с биологами, медиками, инженерами и специалистами по цифровым технологиям. Это позволит разработать конкретные механизмы и технологии в сфере укрепления человека, связать их между собой, а также сформировать комплекс соответствующих политик и институциональных решений.
Исходная рамка для проектирования «укрепления человека» может быть получена из теории человеческого капитала и концепции социального капитала, которые позволяют выделить следующие направления укрепления человека: телесное и ментальное здоровье, навыки для жизни и труда, самостоятельность, социальные связи. Поэтому, стратегический проект организован вокруг шести базовых направлений, одно из которых (направление 1) посвящено фундаментальным исследованиям возможностей и границ укрепления человека с учетом изменений в окружающем мире, появляющихся вызовов и запросов; остальные направления нацелены на разработку конкретных технологических и институциональных решений: в сфере медико-биологической — для здоровья человека, в сфере психологической — для когнитивного развития и психологического благополучия, в сфере развития навыков — для профессиональной и личностной самореализации, а также в сфере развития самостоятельности («агентности») и социальных связей.
3.1.1. Цель стратегического проекта №1 «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
Один из фундаментальных фактов социально-экономического развития последних десятилетий, активно обсуждаемых в политике и в науке – современность становится всё более требовательной по отношению к человеку. Устойчивые структуры организации жизни, на которые можно положиться, уходят в прошлое, и самостоятельность из привилегии становится обязательством. Экономическая ценность каждого человека, и как производительного участника экономики, и как активного, сознательного участника общественной жизни и потребителя возрастает. Однако, далеко не у каждого есть возможности самостоятельно и ответственно (без «опеки» со стороны) выстраивать траекторию на пути к успешной, здоровой и благополучной жизни, используя широкий спектр возможностей, которые сегодня появляются для укрепления человека. Социальные институты, цифровая трансформация, революция в биомедицине, система образования недостаточно ориентированы на развитие способностей. «Укрепление» («усиление») самостоятельного действия человека с опорой на возникающие цифровые, социальные, биологические и когнитивные технологии становится глобальным вызовом. Стратегический проект отвечает на этот вызов, опираясь на возникающие технологические возможности, собирая их в целостный комплекс технологических и институциональных инструментов.
Цель стратегического проекта – оценка эффективности существующих и разработка новых инструментов укрепления человека, обеспечивающих возможность для самостоятельной деятельности человека в направлениях когнитивного развития, физического и психического здоровья, социального благополучия, трудовой успешности в условиях изменчивой среды.
Результаты проекта соответствуют национальной цели «Создание условий самореализации и развития талантов».
3.1.2. Задачи стратегического проекта №1 «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
- Определение ключевых запросов к укреплению человека в контексте социальных, технологических, экономических и культурных изменений.
- Определение ключевых технологий и инструментов (включая инженерные, медицинские, цифровые, социальные, образовательные и др.) самостоятельного укрепления человека в ответ на новые возможности и требования, формируемые обществом.
- Определение рисков и барьеров для распространения технологий и инструментов укрепления человека.
- Разработка теоретической модели самостоятельности и практических инструментов ее развития в системе образования. Выявление причин самостоятельного использования и неиспользования технологий и инструментов укрепления человека в разных сферах.
- Разработка технологий и инструментов для самостоятельного укрепления в области физического и психического здоровья, развития навыков и профессиональной самореализации, расширения социальных связей.
- Разработка цифровых и образовательных технологий для:
- выявления и саморазвития талантов, в том числе, традиционно не «открываемых» в системе образования (социальные, ремесленные, инженерные навыки);
- индивидуализации образовательных маршрутов в течение всей жизни;
- формирования устойчивых социальных связей индивида;
- формирования установок на самостоятельность и навыков саморегуляции.
- Разработка моделей социально-экономической оценки эффектов комплекса и конкретных технологий «укрепления» человека.
- Определение эффектов использования возможностей и инструментов укрепления человека в разных сферах.
- Разработка инструментов социальной и гуманитарной политики, решающих задачи расширения возможностей и укрепления отдельного человека.
Реализация стратегического проекта организована вокруг 6 направлений:
Направление 1. «Укрепление человека в меняющемся мире: возможности, вызовы и риски»
1.1. Вызовы и запросы к укреплению человека в ответ на социальные, экономические, технологические и культурные изменения;
1.2. Принятие и отторжение инструментов и технологий укрепления человека.
Направление 2. «Проактивное поведение и самостоятельность человека»
2.1. Запросы на развитие самостоятельности и проактивного поведения как ключевой части человеческого капитала;
2.2. Инструменты и технологии развития самостоятельности и проактивного поведения.
Направление 3. «Расширение возможностей мозга и психики человека»
3.1. Нейротехнологии оптимизации работы мозга;
3.2. Цифровые возможности усиления психических функций человека.
Направление 4. «Укрепление здоровья»
Носимая электроника для поддержания здоровья.
4.2. Цифровые технологии здоровья.
4.3. Биологические технологии укрепления здоровья.
Направление 5. «Развитие навыков и профессиональная самореализация»
5.1. Инструменты и возможности для самостоятельного развития навыков в системах формального, неформального и информального образования;
5.2. Возможности и технологии для самостоятельного повышения успешности на рынке труда
Направление 6. «Укрепление социальных связей»
3.1.3. Ожидаемые результаты стратегического проекта №1 «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
На глобальном уровне
Сформировано полидисциплинарное (социология, экономика, психология, педагогика, биология, медицина, инженерия, компьютерные и когнитивные науки) научное сообщество мирового уровня по исследованиям в сфере «укрепления человека», включающее не менее 4 консорциумов научных организаций и организаций корпоративного сектора, не менее 70 исследователей, не менее половины из которых – студенты, аспиранты и молодые сотрудники в возрасте до 39 лет.
Разработан пул технологий и инструментов для самостоятельного укрепления человека в области физического и психического здоровья, развития навыков и профессиональной самореализации, расширения социальных связей , в том числе:
- инструменты и сервисы развития и поддержки самостоятельности и проактивного поведения, базирующиеся на теоретической модели самостоятельности и проактивного поведения;
- нейротехнологии повышения устойчивости к ложной информации;
- новые протоколы стимуляции мозга с целью расширения когнитивных способностей: памяти, внимания, когнитивного контроля, оптимизации языкового научения;
- цифровые технологии анализа функционального состояния здоровья и самодиагностики с использованием носимых устройств.
Разработаны информационные, консалтинговые и образовательные практики и технологии, направленные на выявление талантов, сокращение неравенства и поддержку успешности образовательной и профессиональной траектории в т.ч.:
- инструменты оценки и развития универсальных компетентностей;
- цифровая платформа, взаимодействие с которой способствует максимально эффективному решению задач пользователя, связанных с обучением, когнитивным и некогнитивным развитием, включая инструменты самостоятельного построения профиля компетентностей и технологий для непрерывного овладения ими, с целью профессиональной самореализации на рынке труда.
На уровне Российской Федерации
В России сформировано новое научно-образовательное направление «Укрепление человека».
Разработана экономическая и нормативная модель системы профессиональных квалификаций и модель цифровой платформы профессиональных квалификаций, повышающей шансы эффективного трудоустройства.
Разработаны рекомендации для государственной политики по продвижению инструментов самостоятельного укрепления человека в формальных и неформальных институтах развития человека, новых цифровых средах.
Создан рынок принципиально новых консалтинговых продуктов и сервисов для государственного и частного сектора экономики, связанных с самостоятельным укреплением человека.
На уровне НИУ ВШЭ
Для развития исследовательской деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом:
Сформирована самая полная в стране база эмпирических данных по тематикам, связанным с возможностями самостоятельного укрепления человека, открытая для исследователей, экспертов и специалистов-практиков, деятельность которых связана с развитием человека (включая здравоохранение, культуру, образование, социальную политику и т.д.).
Для развития образовательной деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом создано и запущено не менее 10 новых образовательных продуктов (в том числе, образовательные курсы, модули, программы ДПО и онлайн-курсы), связанных с обучением разработке и/или внедрению и/или использованию технологий «укрепления человека». Подготовлена когорта исследователей и профессионалов для развития приоритетных отраслей экономики в области укрепления человека в соответствии с отраслевыми документами стратегического планирования.
3.2. Описание стратегического проекта № 2 «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
Глобальные вызовы бедности и неравенства, усилившиеся за счет быстрых технологических и социально-демографических изменений, выдвинули инструменты социальной политики в авангард содействия устойчивому развитию. В период пандемии коронавируса они стали обеспечивать не только социальную стабильность, но и экономическую устойчивость. На фоне растущего спроса на устойчивость многие страны столкнулись с замедлением темпов экономического роста, что выступило катализатором перехода к тренду развития, опирающемуся на рост инвестиций в формирование человеческого потенциала и отдачи при его капитализации, оформившемуся в концепцию инклюзивного экономического роста. Обозначенные вызовы определяют актуальность данного проекта, работающего на достижение национальных целей по сохранению населения, здоровья и благополучия людей, по созданию условий для достойного и эффективного труда, успешного предпринимательства.
НИУ ВШЭ является признанным национальным лидером в области разработки социальной политики (Институт социальной политики), исследований рынка труда, здравоохранения и образования, а также статистических и социологических исследований. Исследования и прикладные аналитические проекты ученых НИУ ВШЭ используются при разработке и реализации практически всего спектра социальной политики России в широком смысле.
В целях реализации стратегического проекта и создания механизмов трансфера прикладных наработок НИУ ВШЭ находится в устойчивом контакте с государственными органами исполнительной власти, научными организациями и бизнес-сообществом. Установлены партнерские связи и организован обмен информацией и результатами экспертизы с Экспертным советом при Правительства РФ, Счетной Палатой РФ, Министерством труда и социальной защиты РФ, Федеральной службой по труду и занятости, Министерством экономического развития РФ, Министерством науки и высшего образования РФ, Министерством здравоохранения РФ, Пенсионным фонд РФ. Основные научные партнеры в реализации проекта — члены консорциума НЦМУ — МГИМО, РАНХиГС, Институт этнологии и антропологии РАН, Московский государственный психолого-педагогический университет. Ключевым партнером со стороны бизнес-сообщества является Национальный ESG-Альянс.
3.2.1. Цель стратегического проекта №2 «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
Лидерство университета в области разработки и внедрения инструментов и решений политики содействия социальной устойчивости, повышению производительности и инклюзивности экономического роста.
3.2.2. Задачи стратегического проекта №2 «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
- Консолидация существующей деятельности подразделений и сотрудников Университета для создания научной школы балансирования социальной устойчивости с ускорением темпов экономического роста в условиях неопределенности.
- Создание информационной инфраструктуры — открытого банка научных инструментов доказательной социальной политики для отраслей социальной сферы и мер политики, направленных на повышение инклюзивности экономического роста.
- Формирование национальной научной школы мониторинга и прогнозирования рынка труда.
- Создание и продвижение корпоративных моделей содействия устойчивому развитию.
- Реализация эмпирических исследований и разработка научных инструментов для выявления закономерностей и факторов, определяющих приоритеты жизненного выбора семей и практики их достижения, а также обоснования экосистемы жизненного выбора, повышающей социальную устойчивость.
Стратегический проект организован вокруг четырех исследовательских направлений, нацеленных на решение обозначенных задач:
Направление 1. Создание цифрового банка инструментов и решений доказательной социальной политики. Направлено на создание и внедрение научных инструментов доказательной социальной политики в практику принятия управленческих решений в части корректировки национальных проектов и государственных программ, содействующих повышению социальной устойчивости и стимулирующих экономический рост.
Направление 2. Формирование национальной научной школы мониторинга и прогнозирования рынка труда. Нацелено на разработку инструментов прогнозирования рынка труда для корректировки мероприятий национальных проектов и государственных программ.
Направление 3. Создание и продвижение адаптированных к российским условиям и отраслевым особенностям корпоративных моделей устойчивого развития на основе сочетание финансового результата с социальным и экологическим благополучием вблизи местоположения компании.
Направление 4. Эмпирическое исследование «Жизненный выбор», нацеленное на исследование закономерностей и факторов, позволяющих определить приоритеты жизненного выбора семей и идентифицировать практики их достижения. Включает в себя создание междисциплинарной рамки для изучения жизненного выбора индивида и возможностей управления им, разработку научной концепции «жизненный выбор как экосистема», включающей социальные, культурные, когнитивные, институциональные компоненты, их взаимодействия и устойчивые формы, а также проведение серии эмпирических исследований.
3.2.3. Ожидаемые результаты стратегического проекта №2 «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
На глобальном уровне
Повышение конкурентоспособности университета в области разработки научных инструментов социальной политики.
На уровне Российской Федерации
Открытый банк новых доказательных инструментов социальной политики, направленной на сохранение устойчивости социума, и мер содействия повышению инклюзивности экономического роста, обеспечение трансферта (трансляции) научных и экспертно-аналитических разработок в практику принятия управленческих решений.
Расширение поля социальной политики за счет включения ESG-инструментов, комплексного мониторинга рынка труда и социальной реабилитации нуждающихся и экономически неуспешных граждан.
Исследовательский и образовательный результат
Создание университетских научных школ по направлениям инклюзивность экономического роста, социальная устойчивость, мониторинг и прогнозирование рынка труда, новые механизмы адаптации граждан и семей к быстро меняющимся условиям развития, трансфер экспертных наработок и научных результатов в образовательные программы для молодых специалистов.
Прикладной научный результат
Открытые информационно-аналитические базы: инструментов доказательной социальной политики и новых решений в области политики содействия устойчивому развитию и повышению инклюзивности экономического роста.
3.3. Описание стратегического проекта №3 «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
Характерной особенностью последнего десятилетия является обострение глобальных вызовов: изменение климата, рост неравенства, демографические сдвиги, миграция, трансформация социальных институтов, повсеместная цифровизация, изменения характера труда в связи с проникновением новых технологий и искусственного интеллекта, сдвиги в системе ценностей человека, его поведении и предпочтениях, способности к принятию решений. Сокращение жизненного цикла технологий, ускорение их динамики приводят к расширению «веера возможностей» и одновременно к росту неопределенности в средне- и долгосрочной перспективе. Наступление слабопредсказуемых шоков (таких как пандемия коронавируса) усиливает волатильность окружающего мира, а недостаток информации о содержании и перспективной динамике трансформационных процессов существенно затрудняет возможности поиска своевременного и эффективного ответа на возникающие вызовы.
Стратегический проект направлен на поиск и практическое применение новых, более эффективных подходов к прогнозированию будущего в условиях динамичных изменений и растущих технологических возможностей. Будет существенно расширен спектр используемых количественных и качественных методов на данных различной природы, в том числе на основе мультидисциплинарного подхода, интегрирующего новейшие достижения социальных и компьютерных наук, культурологии, психологии; применения моделей анализа сложных систем, охватывающих разнообразные факторы в их взаимосвязи. Новые методы и модели будут апробированы на широком круге практикоориентированных прогнозных исследований применительно к различным сферам жизнедеятельности человека, функционирования экономики и общества.
НИУ ВШЭ является признанным лидером в сфере прогнозных исследований и методологии форсайта с высокой международной репутацией. Университетом реализованы более 100 проектов по научно-технологическому и социально-экономическому прогнозированию, разработке технологических дорожных карт, рекомендаций по государственной политике в различных секторах экономики и социальной сферы. НИУ ВШЭ издает журнал «Foresight and STI Governance» («Форсайт») (WoS и Scopus — Q1), серию монографий по прогнозированию и научно-технической политике в издательстве Springer-Nature, ежегодно проводит крупную международную конференцию «Foresight and STI Policy», поддерживает партнерские связи с ведущими мировыми центрами форсайт-исследований. Имеющиеся заделы в области методов, моделей и практик прогнозирования, передовая исследовательская инфраструктура (в том числе система интеллектуального анализа больших данных iFORA, суперкомпьютер) создают уникальную базу для успешной реализации стратегического проекта. Широкое распространение результатов проекта в мировом научном и профессиональном сообществе будет способствовать более активному участию России в формировании долгосрочной международной повестки научно-технологического и социально-экономического развития.
3.3.1. Цель стратегического проекта №3 «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
Разработка, практическая апробация и масштабирование эффективных инструментов долгосрочного прогнозирования, позволяющих создать принципиально новую информационную основу для формирования доказательной политики и принятия управленческих решений в самых разных областях человеческой деятельности, анализа динамики глобальных трансформаций и вероятных шоков, оценки их возможных эффектов.
Реализация проекта внесет вклад в достижение национальных целей: «Сохранение населения, здоровье и благополучие людей», «Возможности для самореализации и развития талантов» и «Комфортная и безопасная среда для жизни», а также в формирование условий для эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе с применением методов гуманитарных и социальных наук (Указы Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 и от 01.12.2016 № 642, п. 20ж).
Разработка современных методов и моделей прогнозирования, их масштабирование на самые разные сферы приложений, широкое распространение в других университетах через систему обучающих программ и тренингов будут способствовать формированию в России культуры стратегического прогнозирования, основанной на регулярной оценке глобальных вызовов и трендов, выборе перспективных вариантов долгосрочного развития.
3.3.2. Задачи стратегического проекта №3 «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
- Формирование в НИУ ВШЭ развитие передовой научной школы в сфере прогнозирования, методологии научно-технологического и социально-экономического прогнозирования, создание информационной инфраструктуры и междисциплинарного инструментария «нового» прогнозирования.
- Создание системы мониторинга глобальных и национальных вызовов и трендов научно-технологического и социально-экономического развития, фронтиров, технологических прорывов, новых рынков и продуктов, событий джокеров.
- Разработка серии долгосрочных прогнозов, обеспечивающих формирование комплексной картины будущего, определение средне- и долгосрочных приоритетов развития науки и технологий, отраслей экономики, социальных инноваций и институтов, оценка масштабов предстоящих изменений и их социальных, экономических, экологических и геополитических эффектов.
- Продвижение и широкое распространение культуры и практики исследований будущего в России и мире, вовлечение студентов и аспирантов в проектную деятельность по прогнозированию.
- Формирование национальной и глобальной сетей форсайт-центров при лидерстве НИУ ВШЭ.
3.3.3. Ожидаемые результаты стратегического проекта № 3 «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
На глобальном уровне
НИУ ВШЭ является глобальным центром превосходства в сфере научно-технологического и социально-экономического прогнозирования; разработаны и внедрены оригинальные методы и модели прогнозирования, конкурентоспособные на мировом уровне.
НИУ ВШЭ входит к 2030 г. в топ-20 университетов в мире по количеству статей по тематике форсайта в журналах Scopus/Web of Science Q1-Q2.
На уровне Российской Федерации
Разработана серия прогнозов социально-экономического развития для поддержки процессов формирования долгосрочной экономической и социальной политики.
Разработаны рекомендации по совершенствованию государственной политики в области сбора и первичного анализа данных, государственного статистического наблюдения и социологических опросов; создана новая база для формирования национальной научно-технологической и инновационной политики и инструментов стратегического планирования за счет включения результатов прогнозных исследований, комплексного мониторинга глобальных фронтиров науки и технологий.
Организован экспорт научных, образовательных и консалтинговых услуг по формированию национальных и корпоративных прогнозных моделей и специализированных прогнозов — реализованы не менее 5 проектов для зарубежных заказчиков.
Сформирован российский рынок консалтинговых продуктов и сервисов в области технологического и социально-экономического прогнозирования, валовой объем к 2030 г. — не менее 2 млрд руб.
На уровне НИУ ВШЭ
Сформирована обсерватория методов форсайт-исследований, охватывающая не менее 40 используемых на практике количественных и качественных методов и моделей, в том числе цифровых, культурологических, психологических и др.
Разработана методология определения глобальных фронтиров науки и технологий и организован их ежегодный мониторинг на основе качественного (семантического) анализа структурированных больших данных с учетом специфики науки, технологий, социальных и экономических процессов; по инициативе и при активном участии НИУ ВШЭ создана глобальная сеть исследований будущего не менее чем из 15 профильных ведущих университетов и исследовательских центров.
Для развития исследовательской деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом
Разработан национальный стандарт требований к проведению форсайт-исследований.
К участию в прогнозных проектах НИУ ВШЭ привлечены не менее 10 ведущих зарубежных ученых в области прогнозирования.
Сформированы национальные и международные экспертные панели не менее чем по 10 предметным областям.
Опубликованы не менее 30 статей в ведущих международных журналах по тематике прогнозирования и форсайта.
Для развития образовательной деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом
Образовательные модули по исследованию будущего включены не менее чем в 10 профильных образовательных программ НИУ ВШЭ.
Создан онлайн-курс по методам исследований будущего, используемый в НИУ ВШЭ и других российских и зарубежных университетах.
Ежегодно проводятся тренинги, методические семинары для студентов, аспирантов и сотрудников НИУ ВШЭ, внешних заказчиков по вопросам прогнозирования.
3.4. Описание стратегического проекта №4 «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
Интенсивное распространение цифровой трансформации (далее – ЦТ) кардинально меняет облик экономики и социальной сферы. Развитие ЦТ настолько стремительно и зачастую непредсказуемо, что становится крайне трудно предвидеть его последствия. Но было бы ошибочно смотреть на цифровую трансформацию только под углом зрения технологий – появляются новые модели деятельности, меняются экономические, социальные институты, образ жизни человека. Формируется «общемировое пространство данных», что создает основу для межмашинного взаимодействия, усиливает глобализацию экономики и персонализацию товаров и услуг. Вместе с тем возрастают опасения граждан о сохранности персональных данных, неприкосновенности частной жизни и безопасности мира интернета вещей. Крупнейшим вызовом является прогрессирующее ограничение пространства осознанного выбора людей за счет предложения решений цифровыми экосистемами. Эйфория от улучшения качества жизни в начале цифровой трансформации уступает место более взвешенным и более тревожным подходам.
В связи с этим необходимо сформировать новую модель разработки и внедрения ЦТ, предусматривающую не только оценку технологических и рыночных перспектив, но и прогнозирование долгосрочных экономических, культурных и социальных последствий, в том числе еще не осознанных обществом и регуляторами, рисков и эффектов их распространения. Это актуально и в масштабах страны, поскольку цифровая трансформация определена национальной целью развития до 2030 г. (Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474). Для ее достижения важно учитывать многообразие сложно взаимосвязанных факторов, лежащих за пределами сферы науки и технологий, обеспечивая обоснованность принимаемых решений.
НИУ ВШЭ является международно признанным центром разработки компьютерных технологий в таких ключевых направлениях, как большие данные и искусственный интеллект, киберфизические системы и компьютерное зрение. Именно они находятся в центре цифровой трансформации, порождают эффекты, которые качественно меняют целые области экономики и социальной жизни. Поэтому постановка и решение предметных задач научными коллективами в этих направлениях существенно зависят от видения таких эффектов.
В НИУ ВШЭ сформировались исследовательские коллективы, признанные в нашей стране и за рубежом, которые специализируются на изучении трендов, рисков и эффектов цифровой трансформации как в экономике в целом, так и в отдельных предметных областях. Стратегический проект решает задачи организации совместной работы этих групп крупных коллективов над междисциплинарными проектами разработки базовых и прикладных компьютерных и социальных технологий цифровой трансформации.
3.4.1. Цель стратегического проекта №4 «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
Создание междисциплинарного исследовательского центра мирового уровня, охватывающего полный цикл разработки и внедрения передовых технологий машинного обучения, искусственного интеллекта (ИИ) и киберфизических систем, а также исследований эффектов, рисков и эффективности цифровой трансформации.
3.4.2. Задачи стратегического проекта №4 «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
- Создание международного центра компетенций по развитию и применению методов машинного обучения и технологий ИИ, осуществляющего междисциплинарные исследования и разработки (ИР) во взаимодействии с ведущими университетами, научными центрами и индустриальными партнерами.
- Фундаментальные исследования и прикладные разработки в области перспективных базовых технологий для киберфизических систем.
- Выявление и системная оценка эффектов и рисков цифровой трансформации на основе комплексных междисциплинарных ИР. Обоснование внедрения цифровых технологий (ЦТ) в отраслях экономики и социальной сферы.
- Исследование перспективных областей применения ЦТ, научно обоснованное проектирование новых институтов и регулирования на основе методов доказательной политики для повышения эффективности цифровой трансформации.
3.4.3. Ожидаемые результаты стратегического проекта №4 «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
На глобальном уровне
Разработаны и внедрены конкурентоспособные на мировом уровне новые технологии в области машинного обучения и ИИ, технологии и устройства для киберфизических систем.
Улучшены позиции НИУ ВШЭ согласно авторитетным предметным рейтингам Times Higher Education и/или Quacquarelli Symonds в части компьютерных наук и ИТ.
На уровне Российской Федерации
В регулярном режиме проведен анализ ключевых документов государственной политики в области развития цифровой экономики (включая направленные на достижение национальной цели развития России до 2030 г. «Цифровая трансформация»), в том числе осуществлена оценка социально-экономических последствий, эффектов и рисков реализации запланированных мероприятий, подготовлены рекомендации по повышению эффективности политики развития цифровой экономики, достижения национальной цели до 2030 г. «Цифровая трансформация».
Обеспечена регулярная подготовка обоснований предложений Российской Федерации при формировании международных стандартов, мер регулирования в сфере цифровой экономики в рамках деятельности международных организаций;
обеспечена подготовка в регулярном режиме серии экспертно-аналитических докладов и других информационных материалов по проблемам цифровой трансформации, ее последствиям, рискам и эффектам в целях повышения «готовности к цифровому будущему» граждан, бизнеса, организаций социальной сферы, государства.
На уровне НИУ ВШЭ
Значительно увеличено число результатов интеллектуальной деятельности в области ИИ и киберфизических систем. Серьезно улучшены позиции НИУ ВШЭ среди российских и мировых университетов по количеству РИД в данных областях.
Существенно увеличено число публикаций НИУ ВШЭ по тематике ИИ, киберфизических систем в научных журналах, индексируемых в Web of Science и(или) Scopus, а также доля публикаций в журналах Q1–Q2. Значительно улучшены позиции НИУ ВШЭ среди российских и мировых университетов по количеству публикаций в данных областях.
Создана и апробирована эффективная модель взаимодействия подразделений НИУ ВШЭ по формированию комплексных рыночных предложений продуктов и услуг на основе ЦТ.
Существенно увеличена доля внебюджетных доходов от контрактов на лицензирование технологий и прикладные ИР в общем объеме доходов НИУ ВШЭ.
Для развития исследовательской деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом
Создан международный центр компетенций по развитию и применению методов машинного обучения и технологий ИИ.
Сформированы лидирующие в России исследовательские команды, включающие ведущих исследователей в области ИИ и киберфизических систем (в том числе по числу публикаций, созданных РИД, количеству контрибуций в международных «open source» проектах).
Создан международный комплексный центр разработки, тестирования и моделирования систем и сетей связи 5G+/6G и последующих поколений.
Создан центр кибербезопасности и цифровых сервисов МИЭМ НИУ ВШЭ.
Разработаны алгоритмы постквантовой кодовой криптографии и программная библиотека защиты от атак с использованием квантового компьютера.
Разработан и прошёл апробацию программный комплекс автоматической оценки эффективности и диагностики систем защиты информации от компьютерных атак.
Создана уникальная платформа для разработки, тестирования и внедрения моделей ИИ.
Сформированы исследовательские компетенции и заделы мирового уровня по вопросам цифровой трансформации, в том числе по оценке эффектов, рисков и последствий.
Для развития образовательной деятельности в НИУ ВШЭ и стране в целом
Разработаны и внедрены новые образовательные программы высшего и дополнительного профессионального образования в области ИИ, киберфизических систем, в том числе на английском языке и в сетевой форме.
Созданы цифровые сервисы, базы данных, системы управления обучением и иные РИД, обеспечивающие цифровую трансформацию университета. Проведена их апробация в НИУ ВШЭ и партнерских организациях.
Созданы и внедрены в НИУ ВШЭ цифровой сервис управления проектной моделью обучения по инженерным, математическим и компьютерным специальностям. Сервис тиражирован на другие российские университеты.
Разработаны системы автоматической оценки (грейдеры) для автоматической оценки практических работ обучающихся по инженерным, математическим и компьютерным специальностям; создана и реализована в формате SaaS цифровая учебно-проектная среда инженерного вуза, включая набор сервисов с открытым кодом и открытой модульной архитектурой.
Разработаны новые программы дополнительного профессионального образования в области информационной безопасности, а также передовым технологиям разработки ПО (DevOps и др.).
Совместно с индустриальными партнёрами проведены образовательные мероприятия (летние школы, хакатоны и т.п.) по передовым технологиям разработки ПО и информационной безопасности.
Значительно увеличены объемы подготовки специалистов с исследовательскими и практическими компетенциями в сферах цифровой трансформации, коммерциализации технологий.
Существенно увеличено число обучающихся в формате исследовательской магистратуры с вовлечением в исследовательские проекты с участием индустриальных партнеров в области ИИ и киберфизических систем.
3.5. Описание стратегического проекта №5 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»
Нейрокогнитивные науки изучают мозговые механизмы обеспечения высшей нервной деятельности человека – речи, памяти, мышления, интеллекта, принятия решений, эмоций. Особую важность эти знания приобретают в случае патологических, возрастных, стрессогенных или иных изменений деятельности мозга, а следовательно, и поведения человека, связанного с адаптацией, обучением, усилением информационной нагрузки и прочими факторами окружающей среды, совокупность которых приводит к возникновению глобальных вызовов, таких как старение населения, рост числа нейрогенных заболеваний и психических расстройств (инсульт, травмы головного мозга, эпилепсия, болезни Альцгеймера и Паркинсона, аутизм, шизофрения и др.). По данным Всемирной организации здравоохранения в мире более 2,5 млн обездвиженных людей с тяжелой вертебро-спинальной травмой, более 1 миллиарда человек (около 15% населения Земли) имеют какую-либо форму инвалидности, из них 2-4% (от 110 до 190 миллионов взрослых людей) испытывают значительные трудности в функционировании. В Российской Федерации на 100 тыс. человек приходится 7,5 тыс. детей и 1,5 тыс. взрослых, страдающих заболеваниями нервной системы. Только в Москве ежегодно фиксируется более 2,7 млн посещений невролога в год.
В связи с важностью проблемы национального здоровья указом Президента в 2020 г. в России был запущен национальный проект по изучению мозга «Мозг 2020», мотивированный, в том числе, объемом затрат, связанных с болезнями мозга, превышающими треть всех расходов на здравоохранение. Аналогичные национальные проекты были запущены в ряде других стран: в Европейском Союзе («Human Brain Project», 2013), США («Brain», 2013), Японии («Brain & Mind», 2014), Китае («Brain», 2015). Таким образом, приоритетной задачей становится нейродиагностика нейрогенных и психических заболеваний, создание диагностических инструментов нового поколения, автоматизированных алгоритмов распознавания признаков нейропатологий, основанных на технологиях искусственного интеллекта, нейромоделировании и вычислительных подходах. Одной из зарекомендовавших себя приоритетных нейротехнологий является развитие нейропротезирования с обратной связью и нейроинтерфейсами. Инновации в области нейровизуализации в свете цифровизации и развития персонифицированной медицины также являются актуальным направлением. Эти и другие разрабатываемые в НИУ ВШЭ технологии также могут быть использованы для воплощения инструментов поддержки принятия индивидуальных решений в различных отраслях экономики.
С другой стороны, постоянная включённость современного человека в пространстве виртуальной реальности приводит к искажению основных когнитивных функций, повышению риска депрессий и иных психических заболеваний. В частности, стремительное развитие технологий обработки естественных языков уже привело и в существенно большей степени приведёт к деформации русской языковой личности, что обусловливает актуальность задачи создания системы, позволяющей отличать с помощью методов искусственного интеллекта тексты, написанные людьми, и тексты, сгенерированные ботами.
В настоящее время ограничивающим фактором роста потребления биомедицинских нейротехнологий в России и мире являются: их высокая себестоимость и ограниченный выбор; зачаточное состояние развития нейропротезирования у пациентов с моторными нарушениями (в частности, ограниченная биосовместимость нейромплантов и ограниченное применение искусственного интеллекта); невозможность использования протоколов неродного языка для диагностики речевых расстройств у пациентов; неполное понимание фундаментальных механизмов нейропластичности и обучения, интеллекта и познания. Эти и другие ограничения планируется преодолеть в настоящем стратегическом проекте.
Фундаментом в предстоящей работе являются уже функционирующие в НИУ ВШЭ Центр нейроэкономики и когнитивных исследований, Центр биоэлектрических интерфейсов, Центр языка и мозга, департамент психологии, факультет компьютерных наук.
В рамках стратегического проекта будет сформирован консорциум научных и образовательных организаций, имеющих соответствующий опыт и компетенции, для успешного старта стратегического проекта и достижения новых результатов.
3.5.1. Цель стратегического проекта №5 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»
Цель стратегического проекта – разработка технологий нейродиагностики, нейроадаптации, нейрореабилитации (3Н-технологии), картирования семантического пространства и создание на их основе инструментов, позволяющих снизить число нейрогенных и психических заболеваний или облегчить их последствия.
Предлагаемые нейротехнологические решения позволят осуществить реализацию подходов индивидуализированной медицины в области патологии головного мозга, а также обеспечить качественно новый уровень коррекционной работы в детских образовательных учреждениях – за счет уникальных инженерных решений и цифровых инструментов профилактики, диагностики и реабилитации нарушений нейрокогнитивных функций. Используемые методы и подходы также позволят снизить себестоимость и расходы на эксплуатацию высокотехнологичного оборудования и тестовых систем. Например, создание магнитоэнцефалографа нового поколения – на основе магнитометров с оптической накачкой, который не требует охлаждения жидким гелием, – сокращает производство более чем вдвое и расходы на эксплуатацию на 80% по сравнению с существующими аналогами при многократном улучшении качества регистрируемого сигнала.
3.5.2. Задачи стратегического проекта №5 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»
Фундаментальные задачи:
- Исследование когнитивных особенностей у пациентов с нейрогенными нарушениями.
- Изучение нейробиологических основ научения, когнитивного резерва и сохранения когнитивного функционирования в пожилом возрасте.
- Вычислительное моделирование нейрокогнитивных процессов.
Прикладные задачи:
- Разработка магнитоэнцефалографии нового поколения на основе магнитометров с оптической накачкой.
- Разработка нейроинтерфейсов, цифровых инструментов и технологий стимуляции головного мозга для коррекции когнитивных расстройств.
- Разработка нейропротезов нового поколения с использованием нейроинтерфейсов, мягких нейроимплантов и нейромодуляции.
- Разработка системы диагностики слуха на основе нейроморфных вычислительных моделей.
- Нейромаркетинговые технологии на основе механизмов принятия решений и эмоционального контроля.
- Разработка нейрокогнитивных инструментов оценки оптимальности городской среды.
- Разработка с использованием технологий искусственного интеллекта программного обеспечения, позволяющего различать тексты, написанные людьми, и тексты, сгенерированные ботами.
Задачи в сфере образования:
- Внедрение сквозного образовательного трека – бакалавриат-магистратура-аспирантура в области когнитивных наук.
- Разработка и реализация программ дополнительного и профессионального образования в области нейрокогнитивистики для обеспечения доступности получения компетенций в нейрокогнитивных технологиях и науках широкому кругу специалистов из смежных областей.
3.5.3. Ожидаемые результаты стратегического проекта №5 «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»
На глобальном уровне
В результате реализации проекта будет создана уникальная бесконтактная и мобильная система регистрации активности мозга (магнитоэнцефалография нового поколения на основе магнитометров с оптической накачкой) для задач нейродиагностики и широкого спектра когнитивных исследований, которая составит существенную конкуренцию аналогичным системам на мировом рынке.
Будут предложены новые протоколы речевой терапии, совмещенные с нейростимуляцией и нейроинтерфейсами для эффективной коррекции речевых расстройств после инсульта, трудностей обучения в языковой сфере у детей, в том числе в виде компьютеризированных игровых инструментов коррекции.
Будут разработаны методы стимуляции нервной ткани и мягких нейроимплантантов, мгновенной обратной связи и уникальных алгоритмов распознавания управляющих корковых сигналов, способные предложить новые и улучшить существующие подходы к лечению неврологических заболеваний, сопровождающихся нарушениями двигательных, висцеральных и когнитивных функций, которые существенно повысят качество мирового уровня нейропротезирования. Уникальность данного проекта – в трансляции результатов, полученных на животных, в клинические приложения для людей.
Будет апробирована не имеющая аналогов система диагностики слуха на основе нейроморфных вычислительных моделей, с внедрением методов диагностики при постимплантационной коррекции и индивидуальных стратегий реабилитации. Будут расширены фундаментальные представления о мозговых коррелятах когнитивных функциях, созданы соответствующие вычислительные модели и подготовлена теоретическая база для реализации нейротехнологических прикладных решений.
Будет создана модель семантического пространства естественного языка, разработано программное обеспечение для различения текстов людей и ботов при значительном количестве слов.
На уровне Российской Федерации
Будет разработана принципиально новая технология, включающая несколько компонентов ноу-хау за счет объединения усилий передовых российских лабораторий в области нейрокартирования и нейропротезирования.
Будут адаптированы для русскоязычных пациентов цифровые инструменты коррекции трудностей обучения в языковой сфере; предложены протоколы предотвращения и коррекции речевых расстройств, повышающие эффективность лечебно-диагностических мероприятий на 30%.
Будут разработаны и апробированы новые ассистивные нейротехнологии когнитивного и речевого научения и подходов к коррекции их расстройств, методов усиления когнитивного резерва и облегчения последствий старения мозга.
В результате выполнения проекта будут готовы к использованию на территории России вычислительные модели аддиктивных процессов и новые адаптированные к контексту страны поведенческие методы их лечения и профилактики.
Будут предложены нейромаркетинговые технологии оптимизации продаж на отечественном рынке, в частности – разработаны инструментальные подходы к оценке качества среды населенных пунктов в стране.
Для формирования устойчивой системы подготовки специалистов с уникальными навыками и компетенциями в области нейрокогнитивистики, способной отвечать нейротехнологическим вызовам, будет увеличено число специалистов с компетенциями в области нейрокогнитивных технологий за счет создания сквозного трека бакалавриат-магистратура-аспирантура по направлению когнитивных нейронаук.
Модель семантического пространства естественного языка, а также программное обеспечение для различения текстов людей и ботов, будут адаптированы для русского языка и других языков народов России.
На уровне НИУ ВШЭ
Будет создан нейрокластер НИУ ВШЭ: единая инфраструктура исследований в области когнитивных нейронаук и нейротехнологий и оборудования лабораторий-партнеров, площадка генерации и воплощения идей в области нейронаук и нейротехнологий, их коммерциализации.
Программа развития «Приоритет 2030»
1. Текущее состояние и результаты развития университета с 2010 по 2020 г. Целевая модель и ее ключевые характеристики
1.1. Ключевые результаты развития в предыдущий период и имеющиеся заделы
1.2. Миссия и стратегическая цель
1.3. Ключевые характеристики целевой модели развития НИУ ВШЭ, сопоставительный анализ на основе эталонных показателей с целевой моделью университета
1.4. Уникальные характеристики стратегического позиционирования и направлений развития университета
1.5. Основные ограничения и вызовы
2. Планы по достижению целевой модели: политики университета по основным направлениям деятельности
2.1. Образовательная политика
2.2. Научно-исследовательская политика и политика в области инноваций и коммерциализации разработок
2.3. Молодежная политика
2.4. Политика управления человеческим капиталом
2.5. Кампусная и инфраструктурная политика
2.6. Система управления университетом
2.7. Финансовая модель университета
2.8. Политика в области цифровой трансформации
2.9. Политика в области открытых данных
2.10. Дополнительные направления развития
3. Стратегические проекты, направленные на достижение целевой модели
3.1. «Успех и самостоятельность человека в меняющемся мире»
3.2. «Социальная политика устойчивого развития и инклюзивного экономического роста»
3.3. «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования»
3.4. «Цифровая трансформация: технологии, эффекты, эффективность»
3.5. «Устойчивый мозг: нейрокогнитивные технологии адаптации, обучения, развития и реабилитации человека в изменяющейся среде»
4. Ключевые характеристики межинституционального сетевого взаимодействия и кооперации
4.1. Структура ключевых партнерств
4.2. Описание консорциумов, созданных (планируемых к созданию) в рамках реализации программы развития