• A
  • A
  • A
  • ABC
  • ABC
  • ABC
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Regular version of the site

Art and Design

Today, such global areas as design, fashion, and art are breaking new ground due to their partial mediatization, development of creative clusters, etc. This is what stirs interest in these areas on the part of HSE University. Art and Design, as parts of the macro-field “creative industries”, are gathering momentum as a research field. Many big cities (New York, Beijing, London, Paris, etc.) have been actively funding the establishment of Art&Design institutions over the past twenty years. The fields of “Art” and “Design” at HSE University have been modelled after such innovative schools as Royal College of Art, Rhode Island School of Design (RISD) and Politecnico di Milano.

The main Art&Design fields at HSE University include the following:

  • communication design, i.e., research on visual forms in advertising, book publishing, graphic art – these are the areas for which design is a central and key component in the creation of economic value and which, at the same time, lie at the heart of the creative economy. This serves to HSE University’s beneficial advantage over other Russian universities, with the latter leaning towards industrial and product design. At the same time, Communication Design does not include studies in drawing and painting, with which reputable art schools and institutes affiliated with the Ministry of Culture have been traditionally concerned in the country. This field is being developed in partnership with the Cumulus Association, as well as the University of Leeds (UK), whose researchers are visiting lecturers at the newly established Art&Design doctoral school;
  • design of museum spaces is a new field of Art&Design, which is underpinned by the studies of curatorial practices and ideology with respect to museum collections.  This is, in fact, a combination of studies in design (composition and forms) and studies of visual aesthetic means in various artistic fields, which makes HSE University’s focus original. Moreover, this approach suggests that contemporary art can be at the core of such studies, this being the area seeing more experiments with aesthetic forms and, concurrently, practices in museumification than any other.  As such, this field is developing in partnership with the curators of famous international and Russian museums (i.e., Garage, Museum Boijmans van Beuningen in Rotterdam, etc.);   
  • fashion as a form of self-expression (or, creative fashion) is a field, which emerged at the junction of arts (in particular, theatrical studies and theater aesthetics), on the one part, and costume design, on the other part. Therefore, fashion is studied as the technique of embodying certain social processes in a costume and forms of its demonstration (performance), as well as representations of social relations. In this sense, HSE University effectively promotes studying fashion not in the context of the fashion industry, but rather a form of self-expression and the cultural patterns giving rise to it. This differs from conventional costume design taught, as taught at design schools, on the one side, and to the classical art studies, for which the aesthetics of dance, theatre, etc., are at the forefront of studies, on the other side. This area is being developed via, among other things, a powerful experimental platform for holding various fashion shows and performances, which are becoming the testing grounds for creative studies in fashion. International partners have also been invited to support this line of work.

It is evident that HSE University is purposefully merging research efforts in the sphere of aesthetics (e.g., arts, their forms, etc.) with research on the material implementation of aesthetic forms in urban spaces (e.g., museums, spaces, etc.), as well as in the sphere of new self-expression through performance, fashion, etc. At the same time, communication design currently strengthens the link between design as such and the core of what is referred to as creative industries (e.g., publishing, film industry, advertising, etc.)

By 2030, development in this field will be enhanced through the following research areas:

  • game design (design of video games) is a field which is burgeoning abroad, but is insufficiently represented in Russia. The challenges stemming from this field are primarily related to the need to employ cross-disciplinary methods, which would bind together theatrical aesthetics, audio-visual aesthetics and methods for analyzing interfaces (borrowed from Computer Sciences);
  • studies of new formats for the presentation of research findings (through their visualization, design and new curatorial practices, similar to industrial practices).This is a budding field globally, which is being developed through the creation of video abstracts and video versions of research and academic publications and descriptions of experiments;
  • monitoring studies of the current state of arts, aimed at generating insight into the various aspects of today’s art market. Participation in the Biennale of Contemporary Art, exhibitions at major museums of modern art around the world (Top-200), and prizes at theatre and film festivals will become key indicators for monitoring processes. The practical application of this research programme is invaluable for training curators, artists, and designers, as well as conducting exhibitions, publishing, and public outreach activities on the part of HSE University on an international scale. For instance, the latter will support Russia’s entry and sustainable presence on respective Art&Design markets; 
  • studying processes of transforming crafts into arts.  This field features a plethora of highly relevant topics, which are nevertheless almost unaddressed in the academic community.

Contributions to the Development of Education

In order to generate an in-depth academic understanding of these topics, a doctoral programme in Art&Design has been launched at HSE University. This programme offers its students a chance to engage in different fields of study and branch out to adjacent fields, such as film-making, museum art, theatre, etc.  The cross-disciplinary focus allows for the combination of research on arts with studies of cultural and creative industries as objects of mass culture.

At HSE University, training in design and contemporary art has traditionally included an emphasis on practice-oriented, applicable activities. All students, starting from Year 1, get to carry out their own fashion and design projects, thereby building a portfolio. The integration of research into project activities will enhance the quality of professional design thinking among future professionals in the field.  Moreover, the designers’ understanding of areas adjacent to the creative industries will boost the quality of training, cross-disciplinary approaches, and their ability to communicate when taking part in large-scale projects.

Ensuring a flexible approach to selecting between various pathways (specializations) will remain the main focus for the Design programmes at both the Bachelor’s and Master’s levels over the next five to ten years. Moreover, the creation of production workshops and studios will become increasingly essential to support the development of this field. As a result, HSE University will become the centre for technological competencies, which will contribute to attracting artists, designers and top applicants and students, while also maintaining close ties with alumni and art industries on the whole. The “Student Portfolio” website will be launched and developed to allow graduates to build their reputation and promote themselves (e.g., “club members”), thus giving them additional competitive advantages among employers. In addition, the University’s reputation will be further enhanced, due to the significant expansion of HSE University's exhibition spaces, which includes the transformation of HSE Art Gallery into a world-class exhibition platform.

Since it has its own exhibition space, HSE University will become both a home for developing one’s competencies and a crucial academic base in a wide range of creative activities, while also engaging in analysis of creative approaches to be used within the University by observing existing creative teams and projects.

• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство и дизайн

Сегодня такие сферы в мире, как дизайн, мода, искусство, переживают новый поворот в связи с их частичной медиатизацией, развитием креативных кластеров и т.п. Именно этим обусловлен интерес НИУ ВШЭ к данному направлению. Искусство и дизайн внутри макронаправления «креативные индустрии» динамично развиваются как исследовательское направление. Многие крупные города (Нью-Йорк, Пекин, Лондон, Париж) активно финансировали на протяжении последних двадцати лет создание отдельных учебных заведений в данной сфере. Именно эти учебные заведения (Royal College of Art, Rhode Island School of Design (RISD), Politecnico di Milano) стали моделью для развития направлений «дизайн» и «искусство» в НИУ ВШЭ.

Основными направлениями в сфере дизайна и искусства в НИУ ВШЭ являются:

  • Коммуникативный дизайн, т.е. исследования визуальных форм в сфере рекламы, книгоиздания, полиграфии — в тех областях, для которых дизайн является ключевым и центральным элементом создания экономической ценности и которые в то же время являются ядром креативной экономики. Это выгодно отличает НИУ ВШЭ от других университетов в России, которые в большей степени склонны исследовать промышленный и индустриальный дизайн. В то же время коммуникативный дизайн не предполагает исследования рисунка и живописи, чем исторически занимаются в нашей стране известные учебные заведения в сфере искусств и институты, подведомственные Министерству культуры. Данное направление развивается в сотрудничестве с ассоциацией Cumulus, а также в партнерстве с Университетом Лидса (Великобритания), приглашенные исследователи которого преподают на базе созданной аспирантской школы по искусству и дизайну.
  • Дизайн музейной среды — новое направление в сфере искусства и дизайна, предполагающее исследования кураторских практик, идеологии музейных коллекций. Это фактически совмещение исследований в сфере дизайна (компоновки и форм) с исследованиями выразительных средств эстетики различных направлений искусства и т.п., что делает исследовательский фокус НИУ ВШЭ оригинальным. Кроме того, данный подход предполагает, что центральной и наиболее интересной для изучения становится современное искусство — сфера, в которой сегодня наблюдается большое количество экспериментов с эстетическими формами и одновременно с практиками музеефикации. Данное направление развивается в партнерстве с кураторами из известных зарубежных и российских музеев («Гараж», Музей Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме и пр.).
  • Мода как форма самовыражения (или креативная мода) — направление, возникшее на стыке искусств (в частности, театроведения и театральной эстетики), с одной стороны, и дизайна костюма — с другой. Таким образом, мода исследуется как воплощение в костюме и формах его показа (перформансе) определенных социальных тем, представлений (репрезентаций) об общественных отношениях. Фактически в этом смысле НИУ ВШЭ развивает исследования моды не как отрасли, а как формы самовыражения и культурных форм, его порождающих. Это значительно отличается, с одной стороны, от классического дизайна костюма, которым занимаются учебные заведения в сфере дизайна, а с другой — от классического искусствознания, для которого эстетика танца, театра и пр. является центральной. Данное направление развивается в том числе через мощную экспериментальную площадку для проведения различных модных представлений и демонстраций, которые становятся полигоном для исследования креативности в сфере моды. В деятельности по данному направлению привлекаются также зарубежные партнеры.

Таким образом, НИУ ВШЭ целенаправленно объединяет исследования в сфере эстетики (искусство, его формы и т.п.) с исследованиями в сфере материального воплощения данных эстетических форм в пространстве города (музеи, пространства) и в сфере нового самовыражения через перформанс, моду и т.п. В то же время коммуникативный дизайн обеспечивает связь дизайна с ядром того, что называется креативными индустриями (издательский сектор, кино, реклама и т.п.). 

В перспективе до 2030 г. для развития данного направления будут важны следующие исследования:

  • Гейм-дизайн (дизайн видеоигр) — направление, которое очень активно развивается за рубежом, но в России в исследовательской повестке недостаточно представлено. В первую очередь сложность данного направления заключается в необходимости использования междисциплинарных методов, связывающих театральную эстетику, аудиовизуальную эстетику с методами исследования интерфейсов (заимствованных из компьютерных наук).
  • Изучение новых форм представления результатов научных исследований (через их визуализацию, дизайн и новые практики кураторства, схожие с индустриальными). Данное направление только начинается развиваться за рубежом через создание видеоабстрактов и видеоверсий научных и академических публикаций и описаний экспериментов.
  • Реализация мониторинговых исследований современного состояния искусства, ориентированных на описание направлений современного арт-рынка. Ключевыми индикаторами при проведении такого рода мониторинга станут участие в биеннале современного искусства, в выставках на площадках крупных мировых музеев современного искусства (Топ-200), призы в театральных и кинофестивалях. Практическая значимость такой исследовательской программы неоценима для подготовки современных кураторов, художников и дизайнеров, а также для проведения НИУ ВШЭ собственной выставочной, издательской и просветительской деятельности в международном масштабе, для поддержки выхода и устойчивого присутствия России на рынках дизайна и искусств.
  • Изучение процессов трансформации ремесленной сферы в сферу искусства (crafts into arts). У данного направления крайне много актуальных тем, которые при этом слабо представлены в исследовательском сообществе.

Вклад направления в развитие образования

Для научного осмысления данных тем в НИУ ВШЭ создана аспирантская образовательная программа по искусству и дизайну, студенты которой работают в разных направлениях, выходящих за пределы собственно дизайна в сопредельные области (кино, музейное искусство, театр). Междисциплинарный фокус подготовки программы позволяет сочетать исследования из сферы искусств с исследованиями сферы культурных и креативных индустрий как объектов массовой культуры. 

В НИУ ВШЭ обучение дизайну и современному искусству исторически развивалось в практико-ориентированном прикладном ключе. Все студенты с 1-го курса реализуют собственные проекты в области дизайна, моды и, таким образом, формируют собственное портфолио. Интеграция научных исследований в проектную деятельность позволит в будущем повышать качество профессиональной рефлексии дизайнеров. Кроме того, в результате знакомства дизайнеров с сопредельными сферами креативных индустрий повысится качество подготовки, междисциплинарности, а также  способность взаимодействовать в сложных проектах.

Основой стратегии развития программ в области дизайна является продолжение курса на гибкую многопрофильность в бакалавриате и магистратуре. В ближайшие 5–10 лет важным для развития данной области станет создание производственных мастерских. В результате НИУ ВШЭ станет центром технологических компетенций, что будет способствовать привлечению в Университет художников, дизайнеров, лучших абитуриентов и обучающихся, поддержанию тесной связи с выпускниками, арт-индустрией в целом. Для создания репутации выпускников и их продвижения на рынке (как «членство в клубе») будет развиваться сайт «Студенческое портфолио», что обеспечит им дополнительные конкурентные преимущества у работодателей. Кроме того, дальнейшему повышению репутации Университета будет способствовать значительное расширение выставочного пространства НИУ ВШЭ — превращение HSE Art Gallery в значимую и привлекательную выставочную площадку.

Благодаря собственной выставочной площадке НИУ ВШЭ станет не только местом развития компетенций, но и важнейшей экспериментальной научной базой в сфере широкого набора креативных видов деятельности, проводя исследования креативности внутри Университета путем наблюдения за существующими в нем креативными командами и проектами.