• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Искусство и дизайн

Сегодня такие сферы в мире, как дизайн, мода, искусство, переживают новый поворот в связи с их частичной медиатизацией, развитием креативных кластеров и т.п. Именно этим обусловлен интерес НИУ ВШЭ к данному направлению. Искусство и дизайн внутри макронаправления «креативные индустрии» динамично развиваются как исследовательское направление. Многие крупные города (Нью-Йорк, Пекин, Лондон, Париж) активно финансировали на протяжении последних двадцати лет создание отдельных учебных заведений в данной сфере. Именно эти учебные заведения (Royal College of Art, Rhode Island School of Design (RISD), Politecnico di Milano) стали моделью для развития направлений «дизайн» и «искусство» в НИУ ВШЭ.

Основными направлениями в сфере дизайна и искусства в НИУ ВШЭ являются:

  • Коммуникативный дизайн, т.е. исследования визуальных форм в сфере рекламы, книгоиздания, полиграфии — в тех областях, для которых дизайн является ключевым и центральным элементом создания экономической ценности и которые в то же время являются ядром креативной экономики. Это выгодно отличает НИУ ВШЭ от других университетов в России, которые в большей степени склонны исследовать промышленный и индустриальный дизайн. В то же время коммуникативный дизайн не предполагает исследования рисунка и живописи, чем исторически занимаются в нашей стране известные учебные заведения в сфере искусств и институты, подведомственные Министерству культуры. Данное направление развивается в сотрудничестве с ассоциацией Cumulus, а также в партнерстве с Университетом Лидса (Великобритания), приглашенные исследователи которого преподают на базе созданной аспирантской школы по искусству и дизайну.
  • Дизайн музейной среды — новое направление в сфере искусства и дизайна, предполагающее исследования кураторских практик, идеологии музейных коллекций. Это фактически совмещение исследований в сфере дизайна (компоновки и форм) с исследованиями выразительных средств эстетики различных направлений искусства и т.п., что делает исследовательский фокус НИУ ВШЭ оригинальным. Кроме того, данный подход предполагает, что центральной и наиболее интересной для изучения становится современное искусство — сфера, в которой сегодня наблюдается большое количество экспериментов с эстетическими формами и одновременно с практиками музеефикации. Данное направление развивается в партнерстве с кураторами из известных зарубежных и российских музеев («Гараж», Музей Бойманса-ван Бенингена в Роттердаме и пр.).
  • Мода как форма самовыражения (или креативная мода) — направление, возникшее на стыке искусств (в частности, театроведения и театральной эстетики), с одной стороны, и дизайна костюма — с другой. Таким образом, мода исследуется как воплощение в костюме и формах его показа (перформансе) определенных социальных тем, представлений (репрезентаций) об общественных отношениях. Фактически в этом смысле НИУ ВШЭ развивает исследования моды не как отрасли, а как формы самовыражения и культурных форм, его порождающих. Это значительно отличается, с одной стороны, от классического дизайна костюма, которым занимаются учебные заведения в сфере дизайна, а с другой — от классического искусствознания, для которого эстетика танца, театра и пр. является центральной. Данное направление развивается в том числе через мощную экспериментальную площадку для проведения различных модных представлений и демонстраций, которые становятся полигоном для исследования креативности в сфере моды. В деятельности по данному направлению привлекаются также зарубежные партнеры.

Таким образом, НИУ ВШЭ целенаправленно объединяет исследования в сфере эстетики (искусство, его формы и т.п.) с исследованиями в сфере материального воплощения данных эстетических форм в пространстве города (музеи, пространства) и в сфере нового самовыражения через перформанс, моду и т.п. В то же время коммуникативный дизайн обеспечивает связь дизайна с ядром того, что называется креативными индустриями (издательский сектор, кино, реклама и т.п.). 

В перспективе до 2030 г. для развития данного направления будут важны следующие исследования:

  • Гейм-дизайн (дизайн видеоигр) — направление, которое очень активно развивается за рубежом, но в России в исследовательской повестке недостаточно представлено. В первую очередь сложность данного направления заключается в необходимости использования междисциплинарных методов, связывающих театральную эстетику, аудиовизуальную эстетику с методами исследования интерфейсов (заимствованных из компьютерных наук).
  • Изучение новых форм представления результатов научных исследований (через их визуализацию, дизайн и новые практики кураторства, схожие с индустриальными). Данное направление только начинается развиваться за рубежом через создание видеоабстрактов и видеоверсий научных и академических публикаций и описаний экспериментов.
  • Реализация мониторинговых исследований современного состояния искусства, ориентированных на описание направлений современного арт-рынка. Ключевыми индикаторами при проведении такого рода мониторинга станут участие в биеннале современного искусства, в выставках на площадках крупных мировых музеев современного искусства (Топ-200), призы в театральных и кинофестивалях. Практическая значимость такой исследовательской программы неоценима для подготовки современных кураторов, художников и дизайнеров, а также для проведения НИУ ВШЭ собственной выставочной, издательской и просветительской деятельности в международном масштабе, для поддержки выхода и устойчивого присутствия России на рынках дизайна и искусств.
  • Изучение процессов трансформации ремесленной сферы в сферу искусства (crafts into arts). У данного направления крайне много актуальных тем, которые при этом слабо представлены в исследовательском сообществе.

Вклад направления в развитие образования

Для научного осмысления данных тем в НИУ ВШЭ создана аспирантская образовательная программа по искусству и дизайну, студенты которой работают в разных направлениях, выходящих за пределы собственно дизайна в сопредельные области (кино, музейное искусство, театр). Междисциплинарный фокус подготовки программы позволяет сочетать исследования из сферы искусств с исследованиями сферы культурных и креативных индустрий как объектов массовой культуры. 

В НИУ ВШЭ обучение дизайну и современному искусству исторически развивалось в практико-ориентированном прикладном ключе. Все студенты с 1-го курса реализуют собственные проекты в области дизайна, моды и, таким образом, формируют собственное портфолио. Интеграция научных исследований в проектную деятельность позволит в будущем повышать качество профессиональной рефлексии дизайнеров. Кроме того, в результате знакомства дизайнеров с сопредельными сферами креативных индустрий повысится качество подготовки, междисциплинарности, а также  способность взаимодействовать в сложных проектах.

Основой стратегии развития программ в области дизайна является продолжение курса на гибкую многопрофильность в бакалавриате и магистратуре. В ближайшие 5–10 лет важным для развития данной области станет создание производственных мастерских. В результате НИУ ВШЭ станет центром технологических компетенций, что будет способствовать привлечению в Университет художников, дизайнеров, лучших абитуриентов и обучающихся, поддержанию тесной связи с выпускниками, арт-индустрией в целом. Для создания репутации выпускников и их продвижения на рынке (как «членство в клубе») будет развиваться сайт «Студенческое портфолио», что обеспечит им дополнительные конкурентные преимущества у работодателей. Кроме того, дальнейшему повышению репутации Университета будет способствовать значительное расширение выставочного пространства НИУ ВШЭ — превращение HSE Art Gallery в значимую и привлекательную выставочную площадку.

Благодаря собственной выставочной площадке НИУ ВШЭ станет не только местом развития компетенций, но и важнейшей экспериментальной научной базой в сфере широкого набора креативных видов деятельности, проводя исследования креативности внутри Университета путем наблюдения за существующими в нем креативными командами и проектами.