• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Образование и институты развития человека

В НИУ ВШЭ сформирована школа полидисциплинарных исследований образования. На следующем этапе накопленный экспертный и академический потенциал в устойчивую позицию на глобальной карте сравнительных исследований в образовании. Ключевым шагом развития станут, во-первых, акцент на эффектах образования, во-вторых, переход от изучения образования как отдельной области к исследованиям экосистем и институтов человеческого развития, в-третьих, акцент на исследовании новых цифровых сред образования. 

Контекст изучения данной предметной области определяется следующим образом:

  • Глобальные исследовательские фронтиры устойчиво смещаются в сторону изучения цифровизации, цифровой трансформации образования и институтов общества в целом.
  • Рост охвата формальным образованием, развитие культурных индустрий, среды массовой информации, индустрии досуга и виртуальных пространств коммуникации, распространение форматов самообучения приводят к усложнению институтов человеческого развития. Наблюдается рост исследовательской активности в изучении новых условий детства и юности; развивающейся смежной областью, у которой есть высокий потенциал роста, является исследование родительства (parenting) как института, который оказывает непосредственное и, возможно, наибольшее влияние на развитие навыков и компетенций у детей.
  • Динамика экономического развития, трансформации рынков труда приводит к ускорению циклов обновления знаний, навыков и компетенций. Меняются требования к базовому набору навыков и компетенций современного гражданина, что связано с технологической трансформацией производственных процессов, со смещением приоритета в сторону нерутинных аналитических задач и задач межличностного взаимодействия.
  • Перед исследователями образования стоит задача переосмысления эффектов образования, в том числе связанных с понятием благополучия (well-being), которое включает социальную, эмоциональную и здравоохранительную составляющую.

Таким образом, в фокусе предметного направления — проблема недостаточного соответствия отдачи от образования в виде знаний, навыков и компетенций (на индивидуальном уровне), социального капитала, культурных практик позитивного общественного действия, ценностей (на групповом уровне) и т.д. требованиям жизнедеятельности и успешности в XXI в. и в целом задачам социального и экономического развития общества. Направление не ограничивается проблематикой экономической отдачи от образования, а концентрируется на динамике социальной и культурной отдачи от образования в более широком понимании (вклад в укрепление гражданских институтов, формирование общественного здоровья, предприимчивости и инноваций, социальной солидарности, установок позитивного общественного действия и т.д.).

Ключевыми сквозными тематиками исследований в рамках данного направления станут образовательное неравенство и бедность, роль образования в цифровой трансформации общества, ключевые навыки и компетенции.

Исследовательские фокусы, которые получат наибольшее развитие в рамках предметного направления

Исследования и разработки предметной области образования будут разворачиваться в рамках следующих направлений.

Эффекты институтов человеческого развития и отдача от образования

Основные исследовательские вопросы: как система образования связана с социальным и экономическим развитием? Почему снижается отдача от образования? Каким образом данная связь опосредуется контекстными характеристиками? Как можно анализировать вклад образования в целом — как системы — в социальное и экономическое развитие стран?

В среднесрочной перспективе ключевыми исследовательскими проектами являются:

  • неуспешность, социальные, культурные и институциональные факторы образовательных траекторий, их влияние на жизненные шансы человека; роль образования в воспроизводстве разных типов неравенства (социального, цифрового); образовательная бедность, резильентность и механизмы преодоления неравенства; повышение охвата высшим образованием и выравнивание образовательных возможностей в регионах;
  • человеческий капитал, рынки труда и экономическая отдача от разных форм образования;
  • исследования производственных функций образовательных организаций и отдельных «факторов производства» в национальной и международной сравнительной перспективе (в том числе с использованием параметрических и непараметрических методов анализа эффективности);
  • вклад систем высшего образования в общественное развитие (экономическое, технологическое, социальное, культурное, гражданское измерения);
  • изучение вклада институтов человеческого развития в межпоколенческие различия.

Разработка и апробация инструментов измерения образовательных результатов

Предполагается формирование новых измерительных конструктов и инструментария оценки проявлений отдачи от образования, которые в настоящее время не имеют конвенциональной формализации. В том числе будет осуществляться разработка инструментов оценки с применением психометрических методов оценки универсальных компетентностей (коммуникация, кооперация, критическое мышление, креативность и др.), предпринимательских способностей («агентность», «расширенное действие», трансформирующее действие, активная самостоятельность и др.), некогнитивных характеристик и личностных черт. Данное направление будет в том числе сфокусировано на получении массивов больших данных и разработке новаторских методов учебной аналитики.

Факторы и механизмы формирования ключевых индивидуальных и коллективных образовательных результатов

Будут определяться доказательные решения для повышения отдачи от образования в рамках следующих исследовательских тем:

  • вклад в развитие навыков и компетенций разных сегментов системы образования (формальное, неформальное, обучение на работе, онлайн и т.д.) и других институтов развития человека;
  • механизмы развития функциональной грамотности взрослых, анализ эффективности формирования новой массовой грамотности (финансовой, цифровой, медицинской);
  • международные сопоставительные исследования факторов образовательных достижений;
  • исследование психологического благополучия детей, изучение родительской вовлеченности в образование детей и программа воздействия на родительскую вовлеченность;
  • содержание образования (curriculum) и принципы его конструирования для подготовки учащихся к социальному функционированию в мире;
  • инновации в образовании и современные технологии обучения.

Трансформация образовательных систем

Будет изучаться контекст изменения экосистем обучения, взросления и развития человека, в том числе в рамках следующих исследовательских проектов:

  • цифровая трансформация образования, эффекты новых технологий и сред обучения, новые институты человеческого развития;
  • устойчивое развитие и конкурентоспособность образовательных систем; трансформация отдельных сегментов (в частности, дополнительного образования) и институтов (в частности, академической профессии) систем образования; развитие отраслевых сегментов высшего образования, в частности педагогического и медицинского; трансформация систем общего и высшего образования на постсоветском пространстве (системы управления, институциональная дифференциация, модели образовательных организаций, институты производства знаний);
  • детство и экосистемы взросления: особенности перехода по образовательным институтам, повседневная жизнь детей и подростков и их благополучие, в том числе в пространстве Интернета.

Доказательность исследований и разработок обеспечивается самой богатой в стране базой собственных эмпирических данных в сфере образования и вписыванием российского контекста в большие межстрановые сравнительные исследования. Задача следующего этапа: обеспечить лидерство в развитии подходов вычислительных социальных наук применительно к образованию, в агрегировании новых эмпирических данных экосистемы человеческого развития (социальные сети, информационные системы учета образовательной и внеобразовательной активности и т.д.).

Планируется запуск лаборатории анализа больших данных в социальной сфере совместно с ведущими российскими университетами и зарубежными партнерами. Будет сформирован распределенный хаб больших данных, преимущественно в области образовательной аналитики (learning analytics). К приоритетным эмпирическим обследованиям относятся: запуск национальных панелей студентов, репрезентативного мониторингового обследования российских компаний, национального мониторинга предпринимательской деятельности, мониторинга (не)успешности и (не)благополучия, региональных лонгитюдов с раннего и подросткового возраста с использованием нейропсихологических и генетических данных, цифрового лонгитюда/онлайн-панели для имеющихся мониторингов: платформы для проведения лонгитюдов в цифровой среде (профессиональные траектории, бюджет времени, lifestyle и т.д.). Кроме этого, планируется запуск консорциумов образовательных организаций (университетов и школ), реализующих программу сбора и обмена эмпирическими данными. 

Ядром направления будет разработка собственных валидных и сопоставимых для межстранового сравнения инструментов оценки непредметных навыков и компетенций. Университет планирует стать глобальным лидером в области исследований отдачи от некогнитивных навыков и универсальных компетентностей.

Вклад направления в развитие образования

В рамках данного предметного направления приоритетной будет модель постбакалаврского обучения (graduate school), при которой подавляющее большинство магистров и аспирантов являются сотрудниками исследовательских центров, где реализуют исследовательские проекты. При этом результаты актуальных исследований являются ядром содержания обучения на магистерских программах.

На магистерских программах по образованию проектное обучение станет ключевым элементом образовательного процесса, к 2024 г. 100% магистров очных программ будут вовлечены в реализацию проектов исследовательских центров или партнерских организаций. По-прежнему приоритет будет отдаваться программам полного дня обучения, но при этом будут активно внедряться новые цифровые технологии обучения. Одной из ключевых задач до 2030 г. является усиление интернационализации образовательных программ с привлечением наиболее подготовленных абитуриентов, в том числе из стран постсоветского пространства.

В партнерстве с зарубежными школами и при участии различных департаментов и научных институтов НИУ ВШЭ предполагается запуск новых программ магистратуры, в том числе:

  • запуск образовательной программы «Learning science» с департаментом психологии НИУ ВШЭ;
  • организация совместной с зарубежным университетом-партнером образовательной программы «Comparative education»; 
  • в долгосрочной перспективе организация совместно с пулом зарубежных университетов образовательной программы по экономике образования.

Тематика, связанная с исследованиями образования, человеческим капиталом и педагогическим дизайном, будет представлена в более широком пуле образовательных программ Университета посредством разработки образовательных модулей (в том числе по неравенству в образовании, экономике образования, формированию человеческого капитала и т.д.) и подготовки массовых открытых онлайн-курсов.

Новой задачей для следующего этапа развития является разработка передовых моделей магистерских программ для широкого круга специалистов в области образования (исследователей, аналитиков, управленцев, учителей) и их распространение в российских вузах. В том числе предполагается запуск совместных магистерских программ с ведущими российскими университетами.

Дальнейшее развитие получит PhD-программа по образованию, в том числе за счет реализации длинного трека «магистратура — аспирантура», постепенной трансформации программы в англоязычную и интеграции тематик аспирантских работ в приоритетные направления исследований институтов и центров Университета, занимающихся проблематикой образования.

Ответ на вызовы социально-экономического развития, прикладные исследования и разработки

Направление будет развиваться с очевидным акцентом на обеспечение положительных социальных эффектов для широкого круга государственных органов, структур гражданского общества и различных организаций, связанных с образованием. В рамках данного направления будут предложены разработки и решения для государственной политики и конкретных задач, зафиксированных в документах государственного стратегического планирования (повышение производительности труда, преодоление бедности и социальная стабильность, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере). В Университете будет сформирован центр, осуществляющий моделирование государственной политики и анализ эффектов решений в области цифровизации образования с использованием квазиэкспериментальных методов. Результаты исследований позволят разрабатывать программы развития человеческого капитала субъектов Российской Федерации, проводить оценку и предлагать инструменты формирования ключевых компетенций для крупных компаний.

НИУ ВШЭ существенно активизирует участие в переподготовке и повышении квалификации учителей и лидеров образовательных организаций. 

Университет планирует войти в число лидеров по сопровождению и разработке цифровых учебно-методических комплексов с опорой на доказательные результаты исследований. Будут разработаны пакетные информационные решения для оценки образовательных результатов, измерения некогнитивных навыков и компетенций в интересах региональных органов власти, образовательных организаций, обучающихся и их родителей.

Предстоит сформировать линейку прикладных разработок по оптимизации управленческих процессов в образовательных организациях (в частности, автоматизированные системы выявления рисков отсева и удержания обучающихся для университетов, компьютеризированные системы скоринга результатов, решения для образовательной аналитики и т.д.). Предполагается запуск региональных сетевых экспериментальных площадок апробации и распространения инноваций, разработок, полученных в рамках реализации программы.