• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Медиа и коммуникации

Комплексные исследования медиа и культурных индустрий за последние 15–20 лет заняли значимое место среди социальных наук во всем мире. С 2000 г. количество публикаций по этому исследовательскому направлению, по данным SciVal (Scopus), выросло более чем в 6 раз (с 6,5 тыс. до более чем 40 тыс.) за счет междисциплинарности направления. Большинство других исследовательских направлений в сфере социальных наук не демонстрируют таких темпов роста за этот же период. 

В сфере медиа и массовой коммуникации НИУ ВШЭ развивается в ряде ключевых тематических направлений, соответствующих мировой повестке.

Исследования медиатизации

За последние 5 лет мейнстримом в данном направлении стало исследование медиатизации социальной жизни во всех ее проявлениях, т.е. расширение сферы медиа за счет ее распространения на другие виды деятельности (транспорт, здоровье, бытовая жизнь, гастрономия), которые обретают новые символические значения благодаря цифровым платформам. В НИУ ВШЭ в целом достаточно хорошо представлены следующие направления: 

  • Геймификация и интерактивность медиаконтента как новые форматы и выразительные средства медийной эстетики и коммуникаций. Исследователи Департамента медиа совместно с Центром цифровых культур и медиаграмотности активно ведут исследования применительно к трансформации и медиатизации музейного искусства. Данное направление развивается в партнерстве с Таллинским университетом, с Йенчепингеским университетом (Швеция), Университетом Седертерна (Швеция) и рядом других университетов Центральной Европы. В настоящее время НИУ ВШЭ представляет собой ведущий центр в сфере исследований мультимедийной эстетики и эстетики новых медиа и новых видов медиакультур; 
  • Исследования медиаграмотности, цифровых компетенций восприятия медиаконтента и т.п. производятся в сотрудничестве с Центром цифровых культур и медиаграмотности и предполагают исследования в том числе мифологий, дискурсов в массовой культуре, создаваемых медиа. Данное направление активно развивается при сотрудничестве с такими мировыми центрами в данной сфере, как Университет Барселоны и Университет имени Адама Мицкевича в Познани.

В перспективе данное направление планируется развивать через:

  • Междисциплинарные исследования стратегий распространения и рецепции фейковых новостей на различных платформах цифровых медиа, их социального значения и т.п. По данной теме планируется междисциплинарное сотрудничество со специалистами в сфере нейронаук. Уже есть совместные наработки с университетами Варшавы, Седертерна (Швеция), Университета Париж II Пантеон-Ассас, Университетом Джорджа Мейсона (Вашингтон, США). По данной теме разрабатываются совместные исследовательские гранты;
  • Медиатизация сферы образования, активно развивающаяся как тема на базе Департамента медиа и лаборатории образовательной журналистики. По данному направлению проводится активное исследование стратегий школ и библиотек в данной сфере. Кроме того, ведутся этнографические исследования практик медиатизации здоровья и медиатизации исполнительских искусств. Развиваются партнерства с университетами Бремена (Центр ZeMKI), Вроцлава (Польша) и Университетом Unisinos (Бразилия).

Исследования креативных индустрий и культурных индустрий

В настоящее время тема креативных индустрий и культурных индустрий (которые по некоторым классификациям являются ядром креативных) — одна из важных в контексте тематик развития культурного капитала и развития территорий. В НИУ ВШЭ представлены следующие составляющие данного направления:

  • Исследования стратегий медиакомпаний и отдельных медиапроектов в условиях появления цифровых платформ, развития партисипаторной цифровой культуры. Данное направление действует и развивается благодаря исследовательскому партнерству с Гренобльским университетом (Франция). В рамках данного сотрудничества НИУ ВШЭ опубликовал ряд монографий в ведущих издательствах (в частности, в серии Springer);
  • Креативные индустрии и индустриализация креативности в широком пласте сфер деятельности, связанных с производством контента, включая кино, сериалы и другие важные сегменты креативных индустрий. В данном направление развитие осуществляется также за счет прикладных НИР, заказчиками которых выступают региональные власти, городские креативные кластеры и т.п. Партнерами по направлению выступают Университет Лидса (Великобритания), Университет Сорбонна Париж Север, Университет Жозефа Фурье (Гренобль).

Особо перспективными направлениями в данной сфере станут:

  • Исследования автоматизированной и роботизированной креативности, т.е. создания культурного контента роботами и искусственным интеллектом. Социальные последствия данной трансформации, а также ее анализ с позиций медиаисследований станет перспективной темой. Реализовывать данные исследования предполагается в сотрудничестве с математиками — специалистами в сфере искусственного интеллекта:
  • Изучение трансформации культурных и креативных индустрий в регионах, где данная сфера приобретает иные очертания, все в большей степени влияет на стратегии регионального и городского развития, на формирование локальных идентичностей. Данное направление планируется развивать совместно с Хельсинкским университетом и рядом других центров, занимающихся исследованиями российской региональной среды.

Исследование коммуникационных эффектов в цифровой среде

Данное направление, существующее на стыке социологии и политологии, благодаря развитию социальных медиа получило популярность в зарубежном предметном поле. НИУ ВШЭ развивает данное направление через ряд тематик:

  • Изучение медийных и коммуникационных эффектов новых цифровых платформ. Эта тематика развивается в сотрудничестве со Свободным университетом Берлина (Германия);
  • Селективное восприятие в коммуникациях. Эта тематика развивается в сотрудничестве с Пенсильванским университетом; 
  • Изучение политической делиберации. Эта тематика развивается в сотрудничестве с Gaylord College of Journalism and Mass Communication (Оклахома, США). По результатам исследований подготовлены выступления на крупнейших коммуникационных конференциях (National Communication Association) и круглых столах.

Наиболее перспективными сферами до 2030 г. станут:

  • Коммуникации в области здравоохранения. За рубежом данное направление только начинает развиваться в связи с реформами медицины и появлением новых цифровых медицинских инструментов и способов взаимодействия с пациентами. В НИУ ВШЭ по этому направлению имеется задел. В 2020 г. в ведущем издательстве Wiley выйдет монография «The Handbook of Strategic Communication — Co-Creating in Wonderland: Communication and Patient-Oriented Healthcare in Russia»;
  • Нереактивные методы в изучении общественного мнения. В данном направлении планируется сотрудничество со смежными подразделениями НИУ ВШЭ и со Свободным университетом Берлина (Германия).

Вклад направлений в развитие образования

Данные направления развиваются в значительной степени благодаря успешному сочетанию исследовательской и проектной деятельности. Студенты из сферы коммуникаций, медиа и дизайна выполняют прикладные проекты по геймификации и мультимедиатизации в музейной сфере, созданию интерактивных приложений, проектов продвижения, в том числе для НКО, правительственных и коммерческих организаций. В данные проекты привлекаются также студенты других специальностей НИУ ВШЭ.

Применение результатов научных разработок в преподавании происходит через выстраивание параллельных прикладным академических профилей на отдельных образовательных программах. Уже сегодня по направлениям в данной области открыта первая англоязычная академическая программа «Critical Media Studies», которая станет хорошей стартовой площадкой для развития академических знаний и новых исследовательских направлений. Данная система вовлечения в академическую деятельность должна быть окончательно достроена через создание диссертационного совета по медиа и коммуникациям.

Многие результаты исследований уже проникают в преподавание за рамками медийных специальностей: успешно развиваются майноры по медиа и коммуникациям и по междисциплинарным исследованиям медиа. Значительно выросло число курсов в области медиа, рекламы и интегрированных коммуникаций в рамках других образовательных программ (особенно по международным отношениям), что способствует повышению интереса студентов и потенциальных исследователей или аспирантов к данной междисциплинарной сфере.