• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Филологические науки

Филологические науки представляют собой обширное и развитое дисциплинарное поле гуманитарных наук в НИУ ВШЭ, поскольку включают и литературоведение, и комплекс лингвистических наук, и иностранные языки, и межкультурную коммуникацию. 

Группа лингвистических наук наиболее устойчиво развивается в следующих направлениях:

  • Формальные методы описания языка. Данное направление включает формализацию теоретического аппарата лингвистики и лингвистическую типологию. Оно ведется в тесном сотрудничестве с исследователями из Нидерландов и США;
  • Экспериментальные методы в лингвистике. В тесном сотрудничестве с Центром языка и мозга, Лабораторией когнитивных исследований СПбГУ и Мэрилендским университетом (США) ведутся прорывные исследования языковых расстройств и патологий речи;
  • Цифровизация лингвистических исследований. В НИУ ВШЭ решением таких задач, как обработка больших данных, создание корпусов текстов, разработка корпусных и статистических методов работы с материалом, заняты Центр цифровых гуманитарных исследований, Распределенная межкампусная научно-учебная лаборатория лингвистических учебных корпусов, Лингвистическая лаборатория по корпусным технологиям. 

Наиболее перспективные отрасли, которые будут динамично развиваться до 2030 г.:

  • Русский как иностранный (а также русский как неродной или нестандартный русский). Центр РКИ уже зарекомендовал себя и как стратегическая учебная площадка (обучение иностранных студентов русскому), и как база для лингвистических исследований русского как неродного. В перспективе планируется расширение исследовательского компонента центра, который уже поддерживает партнерские отношения с университетами Тромсе, Любляны, Берлина, Милана, Упсалы, Ниццы, Вены и др.;
  • Лингвистическая компаративистика и филогенетика. В рамках этого направления работают специалисты Центра компаративистики и филогенетики ИКВИА — одной из крупнейших и наиболее успешных институций в сфере сравнительно-исторического языкознания. На данный момент в Центре работают ведущие специалисты по индоевропейским, алтайским, дравидийским, палеоазиатским, сино-тибетским и африканским языкам, а также в области исследований древнейших генетических связей между языковыми семьями. Среди направлений и проектов, в которых сотрудники Центра играют важную роль, можно выделить участие в международном проекте «Evolution of Human Languages», осуществляемом на базе Института Санта-Фе (Нью-Мексико, США). Общая цель проекта — создание всеобъемлющей генетической классификации языков мира как на мелких, так и на глубоких и даже сверхглубоких хронологических уровнях, а также разработка лингвистической методологии, с помощью которой можно надежно реконструировать древнейшие языковые состояния.

Группа литературоведческих наук включает следующие популярные в России и за рубежом области исследований:

  • Палеославистика (литература и культура русского Средневековья; культурные связи средневековой Руси; новгородские берестяные грамоты; язык и культура средневековой Руси). Это направление исследований развивается в тесном взаимодействии со Школой лингвистики и Школой исторических наук НИУ ВШЭ;
  • Трансформации русского литературного канона в современной России (литература как социальный институт; государство и институты литературы; идеология и поэтика русского реализма в компаративном и междисциплинарном контексте). Это направление исследований ведется департаментом истории и теории литературы совместно с Тартуским университетом (Эстония), СПбГУ, ИРЛИ РАН, МГУ, New York University, University of Wisconsin – Madison,  The University of St. Andrews (UK), Humboldt University of Berlin, НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, Государственным музеем Л.Н. Толстого. В рамках данного направления создаются большие базы данных и корпуса русского романа (в процессе разработки совместно с Центром цифровых гуманитарных исследований) и русской повести XIX в.;
  • Интеллектуальная история (литературный процесс в контексте интеллектуальной истории; советская семиотика в международном интеллектуальном контексте; гуманитарная эпистемология). Это направление разрабатывается в тесном взаимодействии с Оксфордским университетом и рядом российских вузов;
  • Фольклористика и культурная антропология (народная религиозность на пересечении фольклора и книжности в диахроническом аспекте; фольклор на этнокультурном пограничье; фольклорное пространство современного мегаполиса). В рамках этого направления в сотрудничестве со Школой лингвистики осуществляется создание онлайн-версии фольклорного архива экспедиций ФГН. Исследования проводятся в сотрудничестве с такими центрами, как Карельский НЦ РАН, Ягеллонский университет (Краков), Институт славяноведения РАН, Центр исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

К направлениям, которые планируется дополнительно развивать, относятся институциональные и поэтологические исследования русской литературы ХХ в. (язык, поэтика, литература и политическая история, литература эмиграции, комментарий, изучение наследия и творческих судеб К. Вагинова, В. Ерофеева, О. Мандельштама, Н. Олейникова, Б. Пастернака, Д. Самойлова, А. Солженицына, В. Ходасевича). В рамках этого направления в области изучения, с одной стороны, языка литературных произведений, а с другой — социальных процессов русской эмиграции используются приемы автоматической обработки текста и сетевых моделей исследования литературной жизни в сотрудничестве со Школой лингвистики НИУ ВШЭ. Научными партнерами выступают различные исследовательские коллективы, среди которых ученые НИУ ВШЭ — Нижний Новгород, университетов Хельсинки, Стэнфорда, Penn State University.

Группа наук, связанных с иностранными языками и межкультурной коммуникацией, будет развивать следующие направления: 

  • Методика преподавания иностранных языков. К 2030 г. планируются обновление и развитие целесодержательного компонента методической системы обучения иностранным языкам в Университете с учетом требований международных стандартов, запросов работодателей и потребностей студентов; теоретическое обоснование и апробация инновационных элементов методической системы обучения иностранным языкам и их оценка; разработка и внедрение современных онлайн-технологий в систему иноязычного образования в Университете, включая контрольно-оценочные процессы; разработка профессионального компетентностного портрета преподавателя иностранных языков для вузов России, учитывающего наличие у преподавателя знаний по предмету, эмоционального интеллекта, компетенций в области цифровых технологий, необходимых для успешной реализации программ образования в вузе;
  • Теория межкультурной коммуникации. Исследования большой группы специалистов департамента иностранных языков будут направлены на изучение коммуникации между представителями разных культур, коммуникативных стилей поведения, стратегии и тактики межкультурного общения; корпоративных коммуникаций, межкультурных конфликтов. 

К 2030 г. перспективным направлением развития всех групп филологических наук станет изучение и сохранение языков и культур Евразии и Африки. Среди исследуемых ареалов малых языков — субарктический ареал, русские диалекты, дагестанский ареал, абхазо-адыгский ареал, волго-камский ареал, памирские языки. Отдельно следует назвать жестовые языки (т.е. языки глухих). Работа по данному направлению выходит за пределы Евразии и охватывает также Африку и Индонезию (куда уже выезжали экспедиции Школы лингвистики). Однако перспектива расширения требует как институциональной, так и финансовой и политической поддержки. Международное сообщество как ученых, так и политиков крайне заинтересовано в сотрудничестве в этом направлении со Школой лингвистики. Уже сейчас существуют работающие партнерские сети с Йенским университетом имени Фридриха Шиллера (кавказские языки), с Обществом Макса Планка, с Гамбургским университетом (волго-камские), с Уппсальским университетом (субарктические, иранские), с отделом памирских языков Института языка и литературы им. Рудаки (в Хороге), с Еврейским университетом в Иерусалиме, с парижским Institut National des Langues et Civilisations Orientales(африканские, кавказские), CNRS (LACITO) (африканские), с Утрехтским университетом (финно-угорские), с Бергенским университетом (жестовые).

В образовательной плоскости особый упор с точки зрения развития предполагается сделать на следующих траекториях:

  • Центр преподавания русского языка как иностранного. У Центра РКИ имеются все возможности для значительного расширения своей деятельности (привлечение иностранных студентов), важной для ФГН и НИУ ВШЭ в целом не только в плане привлечения дополнительных средств, но и в педагогическом, научном и репутационном аспектах (продвижение русского языка как языка международного общения в мире). Центр РКИ является подразделением, объединяющим преподавательскую работу с новаторскими исследованиями, что отличает его от имеющихся курсов русского языка в любых других учебных заведениях. Нестандартность подхода к обучению в Центре РКИ НИУ ВШЭ состоит в том, что оно осуществляется, в частности, через высокотехнологичные научно-образовательные продукты высокого качества (интерактивные учебники, онлайн-словари, базы данных типа «Русский конструктикон», учебные корпуса и др.);
  • Востоковедческие программы. Наиболее популярные региональные направления (Китай, Япония, Корея, арабский мир и др.) к 2030 г. будут дополнены другими востоковедными профилями. Открытие всего спектра востоковедных профилей (в том числе «реанимация» не функционирующих ныне образовательных программ вроде египтологических исследований), а также «достраивание» предметного направления «Востоковедение» до официального направления «Востоковедение. Африканистика» путем преподавания языков Африки и изучения всего историко-культурного комплекса африканистики является одной из перспективных и решаемых задач в рамках данного направления;
  • В сфере лингвистической компаративистики в учебной деятельности предполагается тесное сотрудничество исследователей и преподавателей ИКВИА со Школой лингвистики. Разрабатываются планы по проведению ряда спецкурсов и научно-исследовательских семинаров, одной из целей которых может быть привлечение талантливых магистрантов и аспирантов к научно-исследовательской работе. В рамках международного сотрудничества упор сделан на Max-Planck-Institut für Menschheitsgeschichte (Йена), Центр лингвистики Лейденского университета и Institut National des langues et civilisations orientales (Париж), с которыми уже имеются предварительные договоренности.