• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

IV. Ожидаемые результаты реализации программы

Модернизация образовательной деятельности университета предполагает достижение следующих результатов:

  • численность студентов очной формы обучения университета в г. Москве будет ограничена до 37 тыс. студентов (из них до 7 тыс. - иностранные студенты), численность студентов в региональных кампусах составит совокупно 15 - 20 тыс. студентов (из них до 3 тыс. - иностранные студенты);
  • к 2030 году сетевые проекты университета совместно с университетами, расположенными на территории различных субъектов Российской Федерации, распространят передовые образовательные стандарты университета на 50 тыс. российских студентов за счет обучения в онлайн- и смешанном форматах;
  • к 2024 году планируется создать онлайн-курсы для дисциплин, составляющих инвариантную основу подготовки студентов по образовательным программам в области экономики, менеджмента и компьютерных наук, с пополнением набора курсами по обучению сквозным компетенциям (цифровая грамотность, предпринимательская культура и др.);
  • к 2030 году количество слушателей онлайн-курсов университета планируется увеличить до 5 млн. человек в год, а количество слушателей, получивших сертификаты по итогам обучения, - до 300 тыс. человек в год;
  • к 2030 году возрастет не менее чем до 20 процентов доля дохода от реализации дополнительных образовательных программ во внебюджетных доходах университета, в том числе за счет переориентации на корпоративные программы;
  • университет сформирует единое открытое образовательное пространство, доступное для всех потенциальных целевых аудиторий, внедрит инструменты, гарантирующие качество открытого образования.

Модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности предполагает достижение следующих результатов:

  • к 2024 году расходы на исследования в области математики, компьютерных, технических и естественных наук составят до 20 - 25 процентов бюджета университета, предусмотренного на научную деятельность, а в 2030 году - до 30 - 35 процентов (включая междисциплинарные проекты);
  • одной из ключевых организационных форм развития фундаментальных научных исследований в университете будут международные лаборатории, реализующие научные исследования под руководством ведущих ученых мирового уровня с высоким уровнем вовлеченности в научные исследования молодых сотрудников. Международные лаборатории являются стартовой площадкой в науке для аспирантов и студентов университета, прием которых в лаборатории осуществляется на конкурсной основе;
  • к 2024 году планируется до 20 процентов, а к 2030 году - до 40 процентов средств, направляемых университетом на развитие фундаментальных и поисковых научных исследований, интегрировать в комплексные научно-технологические программы;
  • к 2024 году планируется в 2 раза увеличить количество проектов, реализуемых преимущественно молодыми учеными;
  • к 2024 году планируется провести не менее 10 опережающих исследований в области цифровой трансформации и применения сквозных цифровых технологий в отраслях экономики, разработать и внедрить цифровой экспертно-аналитический инструментарий для мониторинга и анализа результатов цифровой трансформации;
  • к 2024 году планируется провести более 50 прикладных научных исследований и подготовить более 150 аналитических докладов, а к 2030 году - провести более 60 прикладных научных исследований и подготовить более 200 аналитических докладов в рамках государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) университета.

В целях развития системы коммерциализации технологий и поддержки инновационной деятельности будут обеспечены создание и развитие:

  • системы мониторинга перспективных потребностей в развивающихся технологических областях;
  • механизмов поддержки исследовательских и проектных групп, занимающихся прикладными научными исследованиями, проектированием новых продуктов, их тестированием и быстрым пилотированием;
  • механизмов привлечения грантового, проектного и венчурного финансирования;
  • объектов инновационной инфраструктуры, в том числе специализированных инжиниринговых центров, стартап-студий, новых акселерационных программ бизнес-инкубатора университета;
  • общеуниверситетской системы развития предпринимательской культуры и компетенций, практики инновационной деятельности у обучающихся и сотрудников университета.

Количество выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, и свидетельств о государственной регистрации программ для электронных вычислительных машин и баз данных в год (в том числе не менее 10 процентов патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы) к 2024 году достигнет 60, а к 2030 году - 100 единиц. Планируемый объем сделок по распоряжению исключительным правом, принадлежащим университету (в том числе при совместном правообладании), на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, ноу-хау, программы для электронных вычислительных машин, базы данных в год (в том числе при совместном правообладании) составит 15 млн. рублей к 2024 году и 150 млн. рублей к 2030 году.

Планируемые доходы университета от научной деятельности по отношению к показателям 2020 года к 2024 году возрастут в 1,6 раза и затем дополнительно в 1,5 раза - к 2030 году (с учетом размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на выполнение научных исследований).

Продвижение университета в глобальном пространстве предполагает достижение следующих результатов:

  • вхождение университета по ряду научных направлений в топ-100 мировых отраслевых и предметных рейтингов - Quacquarelli Symonds World University Rankings, Times Higher Education World University Rankings, Academic Ranking of World Universities: "Социальные науки и менеджмент", "Социология", "Политика и международные отношения", "Экономика и эконометрика", "Бизнес и экономика", "Математика". Университет имеет потенциал вхождения в топ-100 мировых рейтингов еще по 22 предметам и отраслям, занимая в настоящее время позиции 101 - 200;
  • привлечение университетом через систему международных олимпиад наиболее талантливых абитуриентов из более чем 140 стран мира. Развитие этой системы предполагает перевод все большего количества состязаний в онлайн-формат (более 50 процентов в 2030 году) с одновременным расширением базы зарубежных партнеров. К 2030 году все направления олимпиад планируется проводить на русском и английском языках. Численность иностранных студентов вырастет в 2030 году до 7 тыс. человек в московском кампусе и до 10 тыс. человек во всем университете;
  • доведение количества онлайн-курсов и численности слушателей в России и за ее пределами до 75 процентов для англоязычной аудитории и создание совместных новых специализаций с ведущими мировыми университетами;
  • продвижение университета посредством дальнейшего развития онлайн-инструментов (тематические порталы, в том числе виртуальные зарубежные офисы, социальные сети, онлайн-маркетинг и др.) и офлайн-присутствия в ключевых странах (информационные офисы, представительства, ресурсные центры) к 2030 году составит не менее 10 млн. просмотров профиля университета и программ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
  • значительное увеличение присутствия в различных регионах мира путем расширенного взаимодействия и реализации совместных проектов с международными организациями и ассоциациями, что позволит университету стать площадкой престижных научных и экспертных мероприятий мирового уровня, в том числе в рамках ежегодно проводимой Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества. При этом особое внимание будет уделено "большим глобальным вызовам";
  • включение ведущих ученых зарубежных стран в члены редакционных коллегий, советов по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, ученых и экспертных советов подразделений, в то время как все большее количество ученых университета войдут в редакционные коллегии иностранных журналов, экспертные советы международных организаций и организационные комитеты престижных форумов мирового уровня.

Развитие кадрового потенциала университета предполагает достижение следующих результатов:

  • завершение институционализации 3 профессиональных траекторий (академическая, практико-ориентированная и образовательно-методическая) с предоставлением научно-педагогическим работникам дифференцированных возможностей для профессиональной карьеры;
  • обеспечение каждому сотруднику возможности для ежегодного прохождения повышения квалификации с использованием гибких модульных систем, онлайн-программ и программ в формате смешанного обучения;
  • увеличение доли научно-педагогических сотрудников, публикующихся в ведущих международных журналах, с 25 процентов до 40 процентов к 2024 году и до 60 процентов к 2030 году, а также доли специалистов международного уровня, включая наем по процедурам международного рекрутинга, с 5 процентов до 10 процентов к 2024 году и до 15 процентов к 2030 году;
  • обеспечение стабилизации контрактных условий для ведущих специалистов - базовый срок трудового контракта увеличится с 1 - 3 лет до 3 - 5 лет к 2024 году и до 5 лет к 2030 году;
  • повышение эффективности административных и вспомогательных процессов прежде всего за счет их цифровизации, что позволит избежать роста доли работников административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала в общей численности штатного персонала университета при сохранении их абсолютной численности. При этом средний уровень зарплаты административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала превысит медиану рынка по сопоставимым позициям. Увеличение доли научно-педагогических работников, удовлетворенных качеством административных сервисов, составит до 85 процентов к 2030 году;
  • обеспечение конкурентоспособного вознаграждения для научно-педагогических работников с учетом роста доли конкурентоспособных на международном рынке специалистов (в 2024 году - 260 процентов и в 2030 году - 310 процентов среднего регионального уровня заработной платы) и обеспечение сотрудников социальным пакетом с учетом лучших практик ведущих университетов и мировых научных центров.

Развитие цифрового университета предполагает достижение следующих результатов:

  • завершение к 2024 году цифровой трансформации университета, в том числе:
  • завершение формирования современной цифровой образовательной среды, включающей инновационную цифровую образовательную платформу, обеспечивающую в том числе сервисы маркетплейса образовательных услуг, управление цифровой индивидуальной образовательной траекторией, цифровое портфолио обучающихся, инструменты тестирования и диагностики, сервисы управления образовательным контентом и коммуникациями, организацию сетевого взаимодействия между университетами;
  • внедрение интеллектуальной системы управления, обеспечивающей деятельность университета;
  • завершение формирования инфраструктуры поддержки тиражируемых решений массовых цифровых ресурсов и проведение их адаптации в целях снижения трудоемкости содержательной разработки;
  • реализация мероприятия по обеспечению высокой загрузки суперкомпьютерного комплекса университета с непрерывным увеличением численности пользователей и подразделений, выполняющих научную, проектную и учебную работу с использованием суперкомпьютера;
  • проведение планового расширения и обновления суперкомпьютерных мощностей 1 раз в 3 года для сохранения лидерства в области высокопроизводительных вычислений и искусственного интеллекта в интересах социально-экономических и научно-технологических исследований;
  • обеспечение масштабной модернизации цифровой инфраструктуры университета, реинжиниринга службы технической поддержки пользователей, оптимизации управления IT-ресурсами, развития цифровых каналов взаимодействия и обратной связи;
  • обеспечение развития различных цифровых сервисов для всех заинтересованных сторон (для студентов, абитуриентов, преподавателей, научного, управленческого и административного персонала, выпускников, гостей университета), которые будут доступны в цифровом маркетплейсе университета с любых пользовательских устройств в любое время независимо от местоположения пользователей. Большинство сервисов адаптированы для работы на мобильных устройствах. В рамках цифровых сервисов акцент сделан на жизненные ситуации, с которыми сталкиваются абитуриенты, студенты, сотрудники и другие пользователи IT-ресурсов университета;
  • реализация к 2030 году 2-й очереди создания передового цифрового университета по всем направлениям деятельности и обеспечение применения сквозных цифровых технологий.

Мониторинг цифровой трансформации экономики и социальной сферы предусматривает разработку методик расчета показателей, характеризующих "цифровую зрелость" не менее 10 отраслей экономики и социальной сферы, а также показателей национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" и входящих в нее федеральных проектов, информационное и экспертно-аналитическое сопровождение расчета значений указанных показателей и подготовку аналитических материалов.

Развитие материально-технической базы и социальной инфраструктуры университета предполагает достижение следующих результатов:

  • завершение формирования среды университета мирового класса с такими основными характеристиками, как распределенный кампус с современным инфраструктурным оснащением каждого кластера, конкурентоспособная социальная инфраструктура, развитая интернациональная среда;
  • обеспечение возможности полноправного участия в жизни образовательной организации иностранных сотрудников и студентов, включая участие в органах самоуправления, расширение набора внеучебных студенческих активностей в интернациональных группах и практики кураторства иностранных студентов со стороны российских студентов, обеспечение предоставления всех сервисов и информационных каналов на нескольких языках;
  • создание на территории университетских кампусов многофункциональных пространств общего доступа, обеспеченных инфраструктурой, необходимой для ведения проектных форм работы, условий для проведения мероприятий и организации работы и обучения в иных кампусах университета по модели "временных рабочих мест", обеспечение к 2024 году 60 процентов научно-педагогических работников рабочими местами кабинетного типа для индивидуальной и групповой работы со студентами и аспирантами, к 2030 году - 90 процентов;
  • внедрение общеуниверситетского стандарта предоставления сервисов для студентов, аспирантов, слушателей, научно-педагогических работников и сотрудников. К 2024 году половина, а к 2030 году - не менее 75 процентов учебно-лабораторных комплексов будут обеспечены всеми сервисами в соответствии с единым стандартом;
  • увеличение к 2024 году доли учебно-лабораторных зданий (комплексов), которые обеспечены набором пространств для реализации интеллектуального и творческого потенциала работников и студентов (коворкинги для студентов и сотрудников, тренажерные и иные спортивные залы, профессорские и студенческие клубы и др.), до 50 процентов и до 75 процентов к 2030 году;
  • обеспечение существенного повышения внутренней эффективности за счет внедрения цифровых технологий и увеличения доли новых продуктов в образовании и научных разработках. Показатель доходов университета в расчете на единицу штатного персонала возрастет с 3,2 млн. рублей в 2020 году до 4 млн. рублей в 2024 году и 5 млн. рублей в 2030 году.