• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

9. Вклад в развитие системы образования России

Одним из ключевых направлений деятельности НИУ ВШЭ до 2030 г. станет обеспечение его вклада в развитие системы образования и достижение целей национального проекта «Образование» через:

  • проведение исследований и реализацию экспертно-аналитической работы;
  • методическую поддержку развития образования и национального академического сообщества;
  • экспертно-аналитическое сопровождение образовательной политики в стране;
  • разработку цифровых образовательных технологий, направленных на персонализацию и повышение результативности образовательного процесса, пилотирование и распространение лучших практик в регионы Российской Федерации;
  • формирование системы общедоступных открытых образовательных ресурсов.

Задачи развития системы образования и подготовки современных и востребованных кадров будут решаться в рамках участия Университета в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (в частности, национального проекта «Кадры для цифровой экономики»).

9.1. Вклад в общее образование

НИУ ВШЭ продолжит развивать взаимодействие с региональными школами (подробнее см. раздел 5.1). Новым проектом Университета в рамках развития данного направления станет поддержка школ, находящихся в сложных социальных условиях[1]. В таких школах будут созданы профильные классы по программам НИУ ВШЭ, педагогические и административные сотрудники школ получат возможность повышать квалификацию в Университете.

На основе опыта Лицея НИУ ВШЭ Университет будет развивать модель «школа в составе университета», создавать цифровые ресурсы профильного обучения и оказывать методическую поддержку другим школам в составе университетов.

Для развития академических компетенций и мягких навыков школьников будет создана онлайн-платформа для самообразования и проектно-исследовательской деятельности, будут проводиться открытые интеллектуальные состязания.

В рамках методической поддержки общего образования специалисты НИУ ВШЭ разработают новые образовательные программы, учебные материалы и методы обучения школьным дисциплинам. Университет будет содействовать распространению инноваций в школах через организацию сети партнерских школ-лабораторий, проведение конкурсов инноваций в образовании и методическое сопровождение разработки и внедрение цифровых ресурсов. 

Будет запущена онлайн-платформа для самообследования школ, которая позволит им проводить диагностику на предмет соответствия лучшим моделям и практикам.

НИУ ВШЭ продолжит проведение мониторинговых исследований для анализа процессов развития общего образования и разработки рекомендаций для формирования образовательной политики.

9.2. Вклад в высшее образование

Развитие НИУ ВШЭ в горизонте 2030 г. предполагает поддержку системной модернизации высшего образования России за счет реализации широкого спектра направлений деятельности.

Выпускники магистратуры и аспирантуры НИУ ВШЭ нередко становятся преподавателями и исследователями в других университетах, распространяя современные подходы к высшему образованию. Научные проекты, летние школы, журналы НИУ ВШЭ и конференции вовлекают тысячи студентов и преподавателей, развивая их компетентности, создавая возможности сетевого сотрудничества. Это вовлечение будет расширяться.

Помимо этого, НИУ ВШЭ разрабатывает новые формы и содержание образовательной, научной, инновационной деятельности, управленческие инновации. Эти инновационные решения доступны для вузов, НИУ ВШЭ организует курсы для преподавателей и управленцев вузов для распространения этих инноваций. НИУ ВШЭ активизирует свою экспертно-аналитическую работу в интересах развития национальной и региональных систем высшего образования, включая мониторинг системы образования.

Для преодоления дефицита горизонтальных профессиональных связей НИУ ВШЭ реализует проект с региональными университетами «Университетское партнерство». В рамках проекта Университет будет реализовывать мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала университетов-партнеров, стажировки для преподавателей, исследователей и администраторов (около 300 человек в год), программу российских постдоков (не менее 50 человек в год).

Университет будет развивать пул программ обучения для корпуса руководителей высших учебных заведений: от линейки программ повышения квалификации до расширения набора на действующие магистерские программы для подготовки лидеров системы высшего образования. 

НИУ ВШЭ будет развивать совместные образовательные программы с университетами в регионах, а также распространять лучшие модели организации образовательного процесса. Университет в качестве одного из приоритетов в части развития национальной системы высшего образования будет создавать и продвигать онлайн-курсы и обеспечивать поддержку их внедрения в образовательный процесс других российских университетов для системного повышения качества предоставляемого ими образования. НИУ ВШЭ будет развивать сетевую форму реализации образовательных программ, позволяющую студентам университетов-партнеров изучать онлайн-курсы Университета на Национальной платформе открытого образования и платформе «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ».

Для поддержки и развития научной деятельности в партнерских университетах НИУ ВШЭ будет создавать зеркальные лаборатории, стимулировать научную коммуникацию и совместные научные проекты, реализовывать программу поддержки публикационной активности через отбор и доведение до публикации в соответствии с международными стандартами перспективных научных статей авторов из университетов-партнеров журналами НИУ ВШЭ (более 100 авторов в год).

НИУ ВШЭ будет инициировать создание университетских консорциумов, направленных на сбор актуальных данных в области университетского управления и системы высшего образования, взаимного обучения и обмена лучшими практиками.

В проект «Университетское партнерство» будут также вовлечены университеты стран СНГ.

9.3. Методический центр измерения образовательных достижений

Для модернизации системы оценки предметных, метапредметных и цифровых компетенций, социальных и профессиональных навыков, личностных и образовательных результатов на всех уровнях образования НИУ ВШЭ разработает инструменты их измерения, соответствующие мировым стандартам, которые могут использоваться для независимой оценки результатов на всех уровнях образования, в том числе для измерения индивидуального прогресса в обучении, регионального мониторинга и объективной оценки качества образования, оценки эффективности образовательных инноваций и управленческих решений в области образования.

Для массового использования разработанных инструментов и технологий измерения прогресса будет предложена электронная платформа тестирования с возможностями автоматической проверки заданий (в том числе открытого типа) и предоставления автоматической обратной связи для разных групп пользователей (учащихся, учителей, администраторов и т.д.).

Для широкого распространения инструментов оценки компетенций и навыков НИУ ВШЭ будет способствовать кооперации образовательных организаций и центров оценки квалификации. 

 


[1] К данной группе относятся школы, которые находятся в неблагоприятной внешней среде — в отдаленной сельской местности или депрессивных городских районах. В силу места нахождения они не могут рассчитывать на внешние ресурсы (образовательная среда вокруг бедна) и не располагают качественными внутренними ресурсами (отсутствие высококвалифицированных педагогов, сложности материального и финансового обеспечения, нестабильный Интернет).